https://az.sputniknews.ru/20250315/bolshe-neftyanogo-tranzita-pochemu-socar-rasshiryaet-moschnosti-terminala-kulevi-470785869.html
Больше нефтяного транзита: почему SOCAR расширяет мощности терминала Кулеви
Больше нефтяного транзита: почему SOCAR расширяет мощности терминала Кулеви
Sputnik Азербайджан
В прошлом году через терминал Кулеви было перевалено 2,5 млн тонн грузов, из которых 0,95 млн тонн составили азербайджанские грузы, а 1,55 млн тонн –... 15.03.2025, Sputnik Азербайджан
2025-03-15T10:00+0400
2025-03-15T10:00+0400
2025-03-15T10:00+0400
аналитика
азербайджан
добыча нефти
нефтегазовая отрасль
socar
казахстан
грузия
терминалы
транзит
нефтепровод
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/0a/18/447813288_0:159:3076:1889_1920x0_80_0_0_01e2af2b139a4fb01e36f9277fd570c3.jpg.webp
БАКУ, 15 мар — Sputnik. Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) расширит мощности своего нефтяного терминала Кулеви в Грузии путем строительства четырех новых резервуаров объемом 20 000 кубометров для хранения нефти и нефтепродуктов. Также планируется увеличить оборот терминала в два раза, доведя его до 4 млн тонн в год, заявили местным СМИ в Госнефтекомпании. В рамках проекта будет усовершенствована инфраструктура терминала, расширен ассортимент грузов, а также усилены возможности нефтяного транзита региона. Следует отметить, что в прошлом году через терминал Кулеви было перевалено 2,5 млн тонн грузов, из которых 0,95 млн тонн составили азербайджанские грузы, а 1,55 млн тонн – транзитные. При этом в 2023-м перевалка грузов через терминал составила 2,1 млн тонн. Нефтяной терминал Кулеви и одноименный морской порт управляются SOCAR с 2008 года. Компания приобрела терминал в 2007-м, инвестировав в завершение его строительства и модернизацию более $350 млн. Мощность перевалки терминала составляет до 10 млн тонн углеводородной и нефтехимической продукции в год. В морском порту Кулеви имеется три причала, два из них используются для загрузки морских танкеров, а третий — для швартовки вспомогательного флота. Терминал может принимать и загружать танкеры дедвейтом до 105 тыс. тонн. Стратегия Азербайджана по увеличению транзита нефти Планы SOCAR по увеличению мощностей терминала Кулеви соответствуют стратегии Азербайджана по привлечению больших объемов транзита нефти по своей инфраструктуре. При этом республика намерена использовать для транзита не только главный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), но и другую свою инфраструктуру, в частности трубопровод Баку-Супса. В то же время поставщики нефти на мировой рынок также рассматривают азербайджанскую инфраструктуру в качестве транзитного маршрута для своего экспорта. В частности, Казахстан – главный отправитель нефти по БТД после Азербайджана - намерен в этому году увеличить объем транзита сырья по БТД до 1,7 млн тонн против 1,4 млн тонн в прошлом году. При этом правительство Казахстана планирует и дальше наращивать прокачку своей нефти по БТД. Так, глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев заявил в конце прошлого года, что его ведомство изучает увеличение прокачки по нефтепроводу до 20 млн тонн, что в 13 раз больше обговоренных ранее объемов. В вопросе транзита казахстанской нефти Азербайджан также настроен позитивно, заявив, что готов принимать до 2,2 млн тонн нефти в год из Казахстана. Кроме того, в качестве альтернативы для экспорта казахстанской нефти через территорию страны Баку также предложил Астане трубопровод Баку-Супса, прокачка по которому была приостановлена в 2022 году. Заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана Кайрат Джумагулов заявил в прошлом месяце, что Астана намерена рассмотреть вероятность прокачки своей нефти по Баку-Супса. Стоит отметить, что Туркменистан также отправляет свою нефть транзитом через Азербайджан и его инфраструктуру на мировые рынки – через БТД поставляется приблизительно 2-3 млн тонн туркменской нефти ежегодно. Планы Казахстана по наращиванию добычи В Казахстане ожидают роста добычи нефти в среднесрочной перспективе. Так, с начала года на одном из крупнейших нефтяных месторождений Казахстана – "Тенгиз" – началась добыча первой нефти в рамках Проекта будущего расширения (ПБР). Благодаря расширению добычи в ближайшие месяцы на "Тенгизе" будет добываться нефти на 12 млн тонн больше. После выхода всех производственных объектов на полную мощность ожидается, что общий объем добычи "черного золота" на этом месторождении достигнет порядка 40 млн тонн в год. Стоит отметить, что часть добываемой на "Тенгизе" нефти экспортируется через БТД. В целом, на 2025 год план добычи нефти и газового конденсата в Казахстане составляет 96,2 млн тонн, по сравнению с прошлым годом ожидается рост на 9,7%. При этом, несмотря на то, что почти 80% экспорта казахстанской нефти осуществляется по инфраструктуре Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), Астана намерена и дальше диверсифицировать маршруты поставок. И в этом смысле транзит через Азербайджан является приоритетным. Именно поэтому, учитывая растущий спрос на транзит со стороны Казахстана, а также на фоне обсуждений вопросов привлечения нефти из других стран для прокачки по БТД, SOCAR расширяет свои мощности по приему и хранению "черного золота" в важном нефтяном терминале Грузии.
https://az.sputniknews.ru/20250307/smi-socar-vpervye-nachnet-iskat-gaz-na-izrailskom-shelfe-470739841.html
казахстан
грузия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/0a/18/447813288_174:0:2903:2047_1920x0_80_0_0_4e18bfdaa1b9a66aa5dbeff976d6ff37.jpg.webpSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
азербайджан, добыча нефти, нефтегазовая отрасль, socar, казахстан, грузия, терминалы, транзит, нефтепровод, трубопровод баку-тбилиси-джейхан, нефтепровод баку-супса
азербайджан, добыча нефти, нефтегазовая отрасль, socar, казахстан, грузия, терминалы, транзит, нефтепровод, трубопровод баку-тбилиси-джейхан, нефтепровод баку-супса
Больше нефтяного транзита: почему SOCAR расширяет мощности терминала Кулеви
В прошлом году через терминал Кулеви было перевалено 2,5 млн тонн грузов, из которых 0,95 млн тонн составили азербайджанские грузы, а 1,55 млн тонн – транзитные.
БАКУ, 15 мар — Sputnik. Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) расширит мощности своего нефтяного терминала Кулеви в Грузии путем строительства четырех новых резервуаров объемом 20 000 кубометров для хранения нефти и нефтепродуктов. Также планируется увеличить оборот терминала в два раза, доведя его до 4 млн тонн в год, заявили местным СМИ в Госнефтекомпании.
В рамках проекта будет усовершенствована инфраструктура терминала, расширен ассортимент грузов, а также усилены возможности нефтяного транзита региона.
Следует отметить, что в прошлом году через терминал Кулеви было перевалено 2,5 млн тонн грузов, из которых 0,95 млн тонн составили азербайджанские грузы, а 1,55 млн тонн – транзитные. При этом в 2023-м перевалка грузов через терминал составила 2,1 млн тонн.
Нефтяной терминал Кулеви и одноименный морской порт управляются SOCAR с 2008 года. Компания приобрела терминал в 2007-м, инвестировав в завершение его строительства и модернизацию более $350 млн.
Мощность перевалки терминала составляет до 10 млн тонн углеводородной и нефтехимической продукции в год. В морском порту Кулеви имеется три причала, два из них используются для загрузки морских танкеров, а третий — для швартовки вспомогательного флота. Терминал может принимать и загружать танкеры дедвейтом до 105 тыс. тонн.
Стратегия Азербайджана по увеличению транзита нефти
Планы SOCAR по увеличению мощностей терминала Кулеви соответствуют стратегии Азербайджана по привлечению больших объемов транзита нефти по своей инфраструктуре. При этом республика намерена использовать для транзита не только главный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), но и другую свою инфраструктуру, в частности трубопровод Баку-Супса.
В то же время поставщики нефти на мировой рынок также рассматривают азербайджанскую инфраструктуру в качестве транзитного маршрута для своего экспорта. В частности, Казахстан – главный отправитель нефти по БТД после Азербайджана - намерен в этому году увеличить объем транзита сырья по БТД до 1,7 млн тонн против 1,4 млн тонн в прошлом году.
При этом правительство Казахстана планирует и дальше наращивать прокачку своей нефти по БТД. Так, глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев заявил в конце прошлого года, что его ведомство изучает увеличение прокачки по нефтепроводу до 20 млн тонн, что в 13 раз больше обговоренных ранее объемов.
В вопросе транзита казахстанской нефти Азербайджан также настроен позитивно, заявив, что готов принимать до 2,2 млн тонн нефти в год из Казахстана.
Кроме того, в качестве альтернативы для экспорта казахстанской нефти через территорию страны Баку также предложил Астане трубопровод Баку-Супса, прокачка по которому была приостановлена в 2022 году. Заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана Кайрат Джумагулов заявил в прошлом месяце, что Астана намерена рассмотреть вероятность прокачки своей нефти по Баку-Супса.
Стоит отметить, что Туркменистан также отправляет свою нефть транзитом через Азербайджан и его инфраструктуру на мировые рынки – через БТД поставляется приблизительно 2-3 млн тонн туркменской нефти ежегодно.
Планы Казахстана по наращиванию добычи
В Казахстане ожидают роста добычи нефти в среднесрочной перспективе. Так, с начала года на одном из крупнейших нефтяных месторождений Казахстана – "Тенгиз" – началась добыча первой нефти в рамках Проекта будущего расширения (ПБР). Благодаря расширению добычи в ближайшие месяцы на "Тенгизе" будет добываться нефти на 12 млн тонн больше.
После выхода всех производственных объектов на полную мощность ожидается, что общий объем добычи "черного золота" на этом месторождении достигнет порядка 40 млн тонн в год. Стоит отметить, что часть добываемой на "Тенгизе" нефти экспортируется через БТД.
В целом, на 2025 год план добычи нефти и газового конденсата в Казахстане составляет 96,2 млн тонн, по сравнению с прошлым годом ожидается рост на 9,7%.
При этом, несмотря на то, что почти 80% экспорта казахстанской нефти осуществляется по инфраструктуре Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), Астана намерена и дальше диверсифицировать маршруты поставок. И в этом смысле транзит через Азербайджан является приоритетным. Именно поэтому, учитывая растущий спрос на транзит со стороны Казахстана, а также на фоне обсуждений вопросов привлечения нефти из других стран для прокачки по БТД, SOCAR расширяет свои мощности по приему и хранению "черного золота" в важном нефтяном терминале Грузии.