Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Укомплектованность школ – палка о двух концах: как бы не ударить по образованию сильнее

© Sputnik / Murad OrujovЗанятия в одной из школ в Баку, фото
Занятия в одной из школ в Баку, фото  - Sputnik Азербайджан, 1920, 07.03.2025
Подписаться
Анализ обращений показывает, отмечается в докладе омбудсмена Азербайджана, что из-за нехватки учителей или учеников в некоторых средних общеобразовательных учреждениях в регионах классы объединяют, что снижает качество образования.
БАКУ, 7 мар - Sputnik. В Азербайджане на повестке дня вновь вопрос укомплектованности школ. В докладе уполномоченного по правам человека (омбудсмена) Азербайджана за 2024 год отмечено, что объединение классов снижает качество образования. В докладе также отмечено, что существуют определенные пробелы и недостатки в различных сферах системы образования.
Анализ обращений показывает, отметила омбудсмен, что из-за нехватки учителей или учеников в некоторых средних общеобразовательных учреждениях в регионах классы объединяют. Кроме того, в отдаленных сельских школах при объединении классов учебный час делят пополам, и в результате один учитель проводит уроки отдельно для каждой "половинки". Поскольку уровень образования, скорость обучения и когнитивные способности учащихся разных возрастных групп различаются, такая ситуация затрудняет получение учащимися эффективного образования. Это не только снижает его качество, но и приводит к сокращению учебных часов у учителей.
"Поэтому, чтобы обеспечить получение учащимися знаний и навыков, соответствующих государственным образовательным стандартам, считается целесообразным пересмотреть "Нормы плотности учащихся в классах в государственных общеобразовательных учебных заведениях", - говорится в докладе.
Эксперт по вопросам образования Кямран Асадов сказал Sputnik Азербайджан, что изменения в вопросе укомплектованности школ могут привести к ряду проблем в системе образования и неслучайно против этого выступила омбудсмен Сабина Алиева.
© Sputnik / Murad OrujovЭксперт по образованию Кямран Асадов
Эксперт по образованию Кямран Асадов - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.03.2025
Эксперт по образованию Кямран Асадов
"Хотя основной целью этой реформы является более эффективное управление образовательными ресурсами, оптимизация количества учителей и учащихся, в процессе ее реализации могут возникнуть серьезные риски и проблемы", - считает Асадов.
По его словам, этот процесс усилит образовательное неравенство среди учащихся. В частности, разрыв между сельскими и городскими школами может углубиться. Если объединить несколько малочисленных школ, то качество образования в селах сильно снизится. Это может привести к закрытию там учебных заведений с небольшим числом учеников, которые будут вынуждены ходить в отдаленные школы, что снизит доступность дошкольного и начального образования, считает эксперт.

Объединение школ ставит под угрозу и рабочие места учителей

"С закрытием школ и присоединением к другим малочисленных учебных заведений рабочие места учителей также могут сократиться. Это может привести к тому, что пожилые, но опытные педагоги будут не востребованы на рынке труда. Такая ситуация может негативно сказаться на качестве образования", - считает Асадов.
Эксперт также отметил, что другой серьезной проблемой является увеличение плотности учащихся в классах.
"Объединение школ означает закрытие некоторые из них, и, соответственно, их ученики будут перераспределены в другие школы. Это приведет к увеличению плотности учащихся в классах. Однако одним из основных принципов качественного образования является оптимальное число учеников в классе. Если их число превышает норму, индивидуальный подход к каждому будет попросту невозможен, и качество уроков снизится", - сказал Асадов.
Кроме того, объединение школ может вызвать инфраструктурные проблемы, в том числе транспортные. Например, дети, живущие в отдаленных селах, будут вынуждены ходить в школу, в которую их перевели, ежедневно преодолевая по 10-15 км до нее и обратно.
Все эти моменты, считает эксперт, могут привести к серьезным проблемам в системе образования и даже к тому, что некоторые дети вообще откажутся ходить в школу.
Решение проблемы укомплектованности школ также может обернуться сложностями с образовательными программами. Например, в одной школе есть углубленное изучение какого-то предмета, а другое учебное заведение не готово к такой программе, что тоже скажется на качестве образования части учащихся, уверен Асадов.
Эксперт отмечает, что, судя по мировому опыту, оптимизация школ может быть успешной только при определенных условиях.
"Например, в Финляндии и Германии в ходе таких реформ были приняты серьезные меры, обеспечившие комфортную перевозку детей школьным автобусом, адаптацию новых учебных планов и защиту рабочих мест учителей. Однако подробностей по данным вопросам в Азербайджане до сих пор нет. Если этот процесс будет осуществляться в спешке и наобум, система образования может серьезно пострадать", - уверен Асадов.
По его мнению, если важна укомплектованность школ, этот процесс должен осуществляться без спешки и с учетом всех рисков. В противном случае вместо того, чтобы повысить качество образования, эта реформа может ухудшить его еще больше.
Напомним, депутат от Лерика Васиф Гафаров на совместном заседании парламентских комитетов в ходе обсуждения бюджета на 2025 год заявил, что, несмотря на закрытие в Лерике восьми общеобразовательных школ, вопрос перевозки учащихся в другие школы до сих пор так и не решен.
По его словам, в районе планируется закрыть и укомплектовать еще десять школ.
"Лерик - это горный район. Там есть такие административно-территориальные округа, в которых начальные школы имеются только в 5-6 селах из десяти, а средние - только в трех из десяти, но нет ни одной полной средней школы. Ученик, окончивший девятый класс, вынужден каждый день ходить в школу в другое село, расположенное на расстоянии 10-15 км, или же переехать туда с семьей. Для решения этой проблемы прошу преобразовать хотя бы одну из школ района в полную среднюю школу ", - сказал Гафаров.
Напомним, министр науки и образования Эмин Амруллаев сообщил, что учащиеся из закрытых школ в отдаленных селах будут обеспечены транспортом для продолжения обучения в ближайших школах.
Учащиеся на занятии - Sputnik Азербайджан, 1920, 08.01.2025
Эксклюзивы
Образовательные карты на подходе: какие скидки и льготы получат учителя в Азербайджане?
Лента новостей
0