Все дороги ведут в Баку: в городе будет реализован проект "столица без пробок"
19:02 04.02.2025 (обновлено: 19:16 04.02.2025)
© Getty Images / Aziz KarimovЦентр Баку

© Getty Images / Aziz Karimov
Подписаться
Решение проблемы автомобильных заторов и обеспечение элементарной безопасности движения зависят исключительно от общественного транспорта, уверен эксперт.
БАКУ, 4 фев - Sputnik. В Баку будут реализованы очень крупные транспортные проекты. Об этом Sputnik Азербайджан заявил эксперт Эльмаддин Мурадлы, комментируя состоявшееся под председательством президента совещание по транспортным вопросам. Он отметил, что на нем были даны важные сигналы для устранения заторов на дорогах столицы.
Для начала нужна госпрограмма
"Президент также отметил, что в столице будет реализован крупный транспортный проект, который потребует большого финансирования, и на его реализацию будут выделены необходимые средства. В связи с этим будет принята соответствующая государственная программа. Предусмотренные программой работы будут реализованы поэтапно в течение пяти лет", - сказал Мурадлы.
Как отметил эксперт, транспортные проекты, предусмотренные генпланом развития Баку, должны быть реализованы к 2040 году. В столице планируется построить около 30 новых станций метрополитена.
"Баку необходимо около 60 метростанций. В настоящее же время их всего 28, что недостаточно при сегодняшней плотности застройки столицы", - сказал Мурадлы.
До Мардакяна - по кольцевым дорогам
Эксперт отметил, что высказанные на совещании идеи свидетельствуют о том, что значение внешних кольцевых дорог в столице будет возрастать.
"Внешние кольцевые дороги (вокруг Баку – ред.) были построены ранее, но их не соединили с другими трассами, поэтому доехать до бакинских поселков можно только через центр города. Поэтому, выезжая на Внешнюю кольцевую дорогу с круговой развязки в поселке Локбатан, водители попадают пробку на "Шамахинке". Это еще больше увеличивает плотность транспортного потока в районе "20 Января". Выбравшись из этой пробки, транспорт, направляющийся в сторону поселков Мардакян и Бузовна, попадает в длинный затор на проспекте Зии Буниятова. А значение Внешней кольцевой дороги как раз и заключалось в том, чтобы можно было добираться до Мардакяна, не застревая в пробках", - сказал Мурадлы.
Новая дорога в Сумгайыт
Эксперт сообщил, что новые транспортные проекты включают также строительство альтернативной дороги до Сумгайыта. По его словам, рассматриваются и альтернативные варианты устранения заторов на дороге Баку-Сумгайыт.
"Анализ показывает, что основная пробка на дороге Баку-Сумгайыт возникает на кольцевой развязке "20 Января" - Хырдалан и еще одна – на участке между Хырдаланской и Масазырской развязками. Это происходит потому, что все, кто едет от круговой развязки "20 Января" в сторону Хырдалана, Масазыра и Сумгайыта, пользуются этой дорогой. А если будет построена альтернативная, она разгрузит имеющую трассу Баку-Сумгайыт", - сказал Мурадлы.
Круговая развязка "20 Января", наконец, разгрузится
Эксперт отметил, что у AYNA (Азербайджанского агентства наземного транспорта) появился новый проект, призванный разгрузить круговую развязку "20 Января".
"Мы ознакомились с этим проектом несколько дней назад. Он предусматривает, чтобы проспект Зии Буниятова не выходил на круг "20 Января" и не был перегружен. В целом, согласно новому проекту, транспорт, следующий с Тбилисского и Московского проспектов, не будет выезжать на круг "20 Января". По внешнему кольцу развязки можно будет двигаться до улицы Шарифзаде и развязки в третьем микрорайоне", - отметил эксперт.
Мурадлы подчеркнул, что важно повысить значимость внешних кольцевых дорог.
"Проект должен быть реализован таким образом, чтобы те, кто едет в направлении Зыха, не проезжал через проспект Нефтяников. Это одна из причин, почему сегодня на этом проспекте вечно возникают пробки, да такие длинные, что растягиваются до самого Баила", - сказал эксперт.
Отметим, что информацию о новых транспортных проектах на совещании с участием президента представил председатель правления Азербайджанского агентства наземного транспорта Анар Рзаев, в том числе проект под названием "20 Января".
По его словам, был проведен мониторинг и анализ данных на 15 перекрестках на территории от Хырдаланской круговой развязки до Тбилисского проспекта, от круговой развязки "20 Января" до соединения ее с проспектом Зии Буниятова.
"В результате этой работы была подготовлена большая симуляция. В ней предусматривается проведение работ по усовершенствованию Хырдаланской развязки, строительство дорожных развязок и переходов, расширение дорог в направлении проспекта Зии Буниятова, а также строительство новых дорог от "Шамахинки" в направлении Хырдалана. Проектные работы в этом направлении начнутся уже в ближайшее время", - заявил Рзаев.
В Баку постоят новые станции метрополитена
Председатель правления Агентства наземного транспорта также сообщил, что проанализированы проекты развития бакинского метро и среди них был выбран наиболее оптимальный.
По его словам, в Баку планируется построить 10 новых станций, а четыре существующие станции будут соединены. Эти 10 станций – продолжение фиолетовой ветки до проспекта Бабека и зеленой ветки до станции метро "Ази Асланов". Рзаев отметил, что продление фиолетовой ветки также расширит использование станций "Автовокзал" и "Ходжасан", что разгрузит станцию "20 Января" и одноименную круговую развязку.
А продление зеленой ветки от станции "Ази Асланов" послужит тысячам пассажиров, которые ежедневно направляются через центр города в торговый центр, расположенный в Ходжасане. Это также позволит снизить трафик в центре столицы. В результате реализации данных проектов метро сможет перевозить дополнительно 88 млн пассажиров в год.
Метро нужно расширять очень серьезно и как можно быстрее
Эксперт по транспортным вопросам, юрист Аршад Гусейнов сказал Sputnik Азербайджан, что несмотря на то, строительство 10 станций метро растянется на пять лет, это вселяет надежду на "светлое" будущее столичного общественного транспорта.
"Как мы неоднократно подчеркивали, решение проблемы автомобильных заторов и обеспечение элементарной безопасности движения в столице зависят исключительно от общественного транспорта. Без его слаженной работы не может быть устойчивой мобильности и безопасных дорог. Поэтому необходимо вложить серьезные средства в метрополитен, автобусные маршруты и пригородные электрички, а также восстановить трамвайные маршруты везде, где это возможно", - сказал Гусейнов.
Где именно будут построены 10 новых станций метро, не сообщается. Однако, учитывая генеральный план развития Баку, нынешнее состояние метрополитена и перспективы его развития, можно сделать вывод, что эти станции наиболее нужны, считает парламентарий.
Он отметил, что одной из самых актуальных задач в Бакинском метрополитене является разделение зеленой и красной веток.
Необходимо сделать так, чтобы поезда, идущие от станции "Дарнагюль", следовали не на "28 Мая", а на станцию "Дж. Джаббарлы" и оттуда на "Хатаи". Вторым важным моментом является строительство депо "Дарнагюль", подчеркнул собеседник.
"После этого необходимо построить новые станции на зеленой ветке от станции "Хатаи" до "Ази Асланов", а также новые станции в направлении от "Дарнагюль" до станции "Кёроглу", после чего обеспечить кольцевую схему зеленой ветки. Следует продолжить строительство фиолетовой ветки в направлении центра, открыть станцию на улице Дж.Мамедгулузаде и построить последующие станции. Также важно продлить эту линию в сторону Хырдалана. Это также предусматривалось генпланом развития Баку. Но после публикации генерального плана те, кто его готовил, опровергли это", - заявил Гусейнов.
По словам эксперта, помимо всего этого, необходимо провести работы по развитию красной ветки от станции "Ичеришехер" в направлении Бадамдара и от станции "Ази Асланов" в направлении Зыха.
По мнению эксперта, расширение Бакинского метрополитена не должно ограничиваться 10 станциями.
"Метро нужно расширять очень серьезно и как можно быстрее. В Европе, Китае и Японии в таких мегаполисах, как Баку, количество станций метро давно перевалило за 200. И каждый год там строят и вводят в эксплуатацию по несколько новых станций. Нам также необходимо диверсифицировать метрополитен, привлекая наиболее оптимальные технологии с устойчивым финансированием. Правда, это требует огромных затрат", - сказал Гусейнов.
По его словам, заложенные в генплане цифры показывают, что средняя стоимость строительства станции метро составляет 187 млн манатов, а средняя стоимость строительства двухпутной линии метро протяженностью один километр - 127,5 млн манатов. То есть на строительство 10 станций метро необходимо потратить около 3,5-4 млрд манатов.
"Но эти средства обязательно должны быть направлены на развитие метрополитена, иначе транспортная система Баку еще больше деградирует и жить в столице будет все сложнее", - отметил Гусейнов.
Железная дорога и трамвайные линии из пригородов в центр столицы
Анар Рзаев отметил на совещании по транспортным вопросам, что в течение дня из пригородов в столицу приезжают 400 тыс. пассажиров, для обслуживания которых также предусмотрена программа расширения услуг железной дороги.
По его словам, для увеличения поездов на Абшеронской кольцевой дороге, предотвращения въезда товарных составов на кольцевую дорогу в первую очередь планируется сдать в эксплуатацию железную дорогу Гюздек-Гарадаг. Принято также решение вернуть в эксплуатацию некоторые имеющиеся, однако устаревшие и вышедшие из строя участки железной дороги. Это – направления Забрат 2-Маштага-Баглар-Албалы, Бакиханов-Бина-Гала-Ени Сураханы-Говсан, которые позволят обслуживать пассажиропоток. На очередном этапе предусмотрена прокладка железной дороги от Ени Сураханы до Международного аэропорта Гейдар Алиев с тем, чтобы при увеличении пассажиропотока на этом направлении железная дорога могла оказывать услуги.
Также было отмечено, что два жилых массива в Баку - Мехтиабад и Sea Breeze не имеют выхода к метро и железной дороге. На этих территориях планируется прокладка трамвайных линий. Одна будет проложена от Sea Breeze до станции Пиршаги, где планируется создать хаб. Предусмотрена также прокладка трамвайной линии от направления Мехтиабад-Бинагади до станции метро "28 Мая".