https://az.sputniknews.ru/20250124/milliardnyy-potentsial---millionnaya-realnost-chto-meshaet-baku-i-tegeranu-torgovat-470177927.html
Миллиардный потенциал - миллионная реальность: что мешает Баку и Тегерану торговать
Миллиардный потенциал - миллионная реальность: что мешает Баку и Тегерану торговать
Sputnik Азербайджан
Показатели товарооборота Азербайджана с Ираном являются неудовлетворительными – по итогам прошлого года взаимная торговля двух государств составила $583 млн. 24.01.2025, Sputnik Азербайджан
2025-01-24T10:00+0400
2025-01-24T10:00+0400
2025-01-24T10:00+0400
аналитика
азербайджан
иран
россия
торговля
товарооборот
потенциал
торговый режим
коридор "север-юг"
решт-астара
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0b/10/460621922_0:149:3112:1900_1920x0_80_0_0_cfa2a91f74814c3ef53a122bc68212a4.jpg
БАКУ, 24 янв — Sputnik. Во внешнеэкономических отношениях Азербайджан всегда делал упор на развитие взаимодействия и коммерческого оборота с соседними странами, в результате чего такие государства, как Россия, Турция и Грузия, значатся в числе главных торговых партнеров страны и иностранных инвесторов в азербайджанскую экономику. При этом неудовлетворительными и слабыми кажутся цифры товарооборота АР с Ираном – по итогам прошлого года взаимная торговля двух государств составила $583 млн. По сравнению с 2023-м этот показатель вырос на почти 20%, однако все равно не отражает имеющийся у стран потенциал. Для сравнения: товарооборот Азербайджана с Россией по итогам 2024 года составил $4,8 млрд, с Турцией – более $6 млрд, Грузией, население которой не достигает 4 млн человек, – $800 млн. При таких показателях с остальными соседями товарооборот в $583 млн с Ираном, с которым у Азербайджана самая протяженная госграница, кажется особенно низким. При этом стоит отметить, что у Азербайджана образовался заметный дефицит торгового баланса в товарообороте с Ираном – в указанной выше цифре только около $13 млн приходится на экспорт Азербайджана, а остальные $570 млн – на долю поставок иранских товаров на азербайджанский рынок. Потенциал в десять миллиардов долларов Следует отметить, что между Азербайджаном и Ираном реализованы десятки экономических проектов, а также планируются и реализуются инициативы в сфере транспорта, логистики и энергетики. Для развития двусторонних экономических отношений страны периодически проводят заседания совместной экономической комиссии и межправительственной комиссии. После трехлетнего перерыва очередное заседание азербайджано-иранской межправкомиссии состоялось в Тегеране 22 января, на котором был принят ряд решений и соглашений. На мероприятии обсуждались и перспективы торгового оборота двух стран – министр дорог и градостроительства ИРИ Фарзана Садиг заявила, что в течение следующих пяти лет товарооборот Азербайджана и Ирана может достичь $10 млрд при правильной постановке целей и приоритетов. Иранский министр отметила, что одной из главных сфер сотрудничества двух стран является транзит и логистика – в последние годы были предприняты важные шаги для улучшения транзитного сообщения между странами, но потенциал в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта намного выше нынешнего уровня. Садиг добавила, что существует ряд проблем в сфере транзита между Азербайджаном и Ираном, которые планируется решить путем проведения комплексных работ. Как отметила министр, проблемы, связанные с транзитом между странами, в некоторой степени тормозят рост товарооборота Азербайджана и Ирана. Сложности с банковскими переводами Иран с 2018 года отключен от международной финансовой системы SWIFT, что значительно усложняет процесс перевода денег в исламскую республику в рамках коммерческих соглашений. Кроме того, значительную сложность при оплате контрактов привносит нестабильный курс иранской валюты. Следует отметить, что сегодня Иран вместе с Россией развивают собственную платежную систему – с января прошлого года банки двух стран имеют возможность осуществлять транзакции напрямую, так как государства соединили свои системы передачи финансовых сообщений. Кроме того, ИРИ и РФ отказались от доллара во взаимных расчетах, независимость российско-иранских торговых отношений от американской валюты внесла свою лепту в развитие взаимодействия двух стран. Выстраивание финансового сотрудничества между ИРИ и РФ могло бы стать примером и для взаимодействия Ирана с Азербайджаном. Преференциальная торговля – необходимость, а не прихоть На прошедшем заседании экономической комиссии Азербайджана и Ирана также была затронута тема либерализации торговых отношений двух стран. Стороны договорились о скорейшем подписании соглашения о преференциальной торговле с целью расширения отношений в данной сфере. Договоренность о преференциальной торговле между странами была достигнута еще в 2022 году, однако окончательное решение по данному вопросу не было принято, и договоренность так и не стала официальным документом. Азербайджан и Иран даже согласовали перечень товаров, подпадающих под действие соглашения о преференциальной торговле, в который включено более 50 наименований. Смысл документа о преференциальной торговле заключается в том, чтобы обеспечить компаниям возможности для облегченного вывода производимой ими продукции на внешние рынки. В рамках преференциальной торговли снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы на ряд товаров, которые определяются заранее. Напомним, у Азербайджана на данный момент действует соглашение о преференциальной торговле только с Турцией – с 2021 года предприниматели двух стран могут совершать взаимные экспортно-импортные операции по ряду товаров без таможенных ограничений. Соглашение о преференциальной торговле могло бы внести неоценимый вклад в развитие товарооборота Азербайджана и Ирана, способствовать выходу ряда товаров на рынки двух стран и снижению издержек компаний-производителей. Запуск ж/д участка Решт-Астара придаст новый импульс товарообороту Россия, Азербайджан и Иран сегодня активно развивают потенциал международного транспортного коридора "Север-Юг", и для полного запуска западной ветки данного коридора страны планируют достроить недостающий участок Решт-Астара. Россия и Иран в мае 2023 года подписали соглашение о достройке этого участка – проект стоимостью 1,6 млрд евро профинансирован на 1,3 млрд евро российским кредитом, остальные средства выделяет Иран. Вместе с тем Азербайджан и Иран договорились достроить до конца года терминал в Астаре, что позволит реализовать потенциал МТК "Север-Юг". Эксперты считают, что запуск Астаринского терминала позволит увеличить грузоперевозки по международному транспортному коридору "Север-Юг". В частности, терминал увеличит торговлю между Азербайджаном и Ираном, которая сейчас ведется с определенного рода ограничениями по ряду причин, связанных с тарифами и длительным досмотром грузов. Перевод части грузопотока на железную дорогу, а терминал как раз предполагает ускорение прохождения контейнерных грузов по железной дороге, позволит несколько разогнать грузооборот между Ираном и Азербайджаном.
https://az.sputniknews.ru/20250123/dlya-razvitiya-mtk-sever-yug-azerbaydzhan-i-iran-dostigli-soglasheniya-po-terminalu-astara-470160863.html
иран
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0b/10/460621922_191:0:2922:2048_1920x0_80_0_0_a4b90ceff2ba836bb03bcd809fc0b743.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, иран, россия, торговля, товарооборот, потенциал, торговый режим, коридор "север-юг", решт-астара, грузоперевозки, экспорт, импорт
азербайджан, иран, россия, торговля, товарооборот, потенциал, торговый режим, коридор "север-юг", решт-астара, грузоперевозки, экспорт, импорт
Миллиардный потенциал - миллионная реальность: что мешает Баку и Тегерану торговать
Показатели товарооборота Азербайджана с Ираном являются неудовлетворительными – по итогам прошлого года взаимная торговля двух государств составила $583 млн.
БАКУ, 24 янв — Sputnik. Во внешнеэкономических отношениях Азербайджан всегда делал упор на развитие взаимодействия и коммерческого оборота с соседними странами, в результате чего такие государства, как Россия, Турция и Грузия, значатся в числе главных торговых партнеров страны и иностранных инвесторов в азербайджанскую экономику.
При этом неудовлетворительными и слабыми кажутся цифры товарооборота АР с Ираном – по итогам прошлого года взаимная торговля двух государств составила $583 млн. По сравнению с 2023-м этот показатель вырос на почти 20%, однако все равно не отражает имеющийся у стран потенциал.
Для сравнения: товарооборот Азербайджана с Россией по итогам 2024 года составил $4,8 млрд, с Турцией – более $6 млрд, Грузией, население которой не достигает 4 млн человек, – $800 млн. При таких показателях с остальными соседями товарооборот в $583 млн с Ираном, с которым у Азербайджана самая протяженная госграница, кажется особенно низким.
При этом стоит отметить, что у Азербайджана образовался заметный дефицит торгового баланса в товарообороте с Ираном – в указанной выше цифре только около $13 млн приходится на экспорт Азербайджана, а остальные $570 млн – на долю поставок иранских товаров на азербайджанский рынок.
Потенциал в десять миллиардов долларов
Следует отметить, что между Азербайджаном и Ираном реализованы десятки экономических проектов, а также планируются и реализуются инициативы в сфере транспорта, логистики и энергетики. Для развития двусторонних экономических отношений страны периодически проводят заседания совместной экономической комиссии и межправительственной комиссии.
После трехлетнего перерыва очередное заседание азербайджано-иранской межправкомиссии состоялось в Тегеране 22 января, на котором был принят ряд решений и соглашений.
На мероприятии обсуждались и перспективы торгового оборота двух стран – министр дорог и градостроительства ИРИ Фарзана Садиг заявила, что в течение следующих пяти лет товарооборот Азербайджана и Ирана может достичь $10 млрд при правильной постановке целей и приоритетов.
Иранский министр отметила, что одной из главных сфер сотрудничества двух стран является транзит и логистика – в последние годы были предприняты важные шаги для улучшения транзитного сообщения между странами, но потенциал в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта намного выше нынешнего уровня.
Садиг добавила, что существует ряд проблем в сфере транзита между Азербайджаном и Ираном, которые планируется решить путем проведения комплексных работ. Как отметила министр, проблемы, связанные с транзитом между странами, в некоторой степени тормозят рост товарооборота Азербайджана и Ирана.
Сложности с банковскими переводами
Иран с 2018 года отключен от международной финансовой системы SWIFT, что значительно усложняет процесс перевода денег в исламскую республику в рамках коммерческих соглашений. Кроме того, значительную сложность при оплате контрактов привносит нестабильный курс иранской валюты.
Следует отметить, что сегодня Иран вместе с Россией развивают собственную платежную систему – с января прошлого года банки двух стран имеют возможность осуществлять транзакции напрямую, так как государства соединили свои системы передачи финансовых сообщений.
Кроме того, ИРИ и РФ отказались от доллара во взаимных расчетах, независимость российско-иранских торговых отношений от американской валюты внесла свою лепту в развитие взаимодействия двух стран.
Выстраивание финансового сотрудничества между ИРИ и РФ могло бы стать примером и для взаимодействия Ирана с Азербайджаном.
Преференциальная торговля – необходимость, а не прихоть
На прошедшем заседании экономической комиссии Азербайджана и Ирана также была затронута тема либерализации торговых отношений двух стран. Стороны договорились о скорейшем подписании соглашения о преференциальной торговле с целью расширения отношений в данной сфере.
Договоренность о преференциальной торговле между странами была достигнута еще в 2022 году, однако окончательное решение по данному вопросу не было принято, и договоренность так и не стала официальным документом. Азербайджан и Иран даже согласовали перечень товаров, подпадающих под действие соглашения о преференциальной торговле, в который включено более 50 наименований.
Смысл документа о преференциальной торговле заключается в том, чтобы обеспечить компаниям возможности для облегченного вывода производимой ими продукции на внешние рынки.
В рамках преференциальной торговли снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы на ряд товаров, которые определяются заранее.
Напомним, у Азербайджана на данный момент действует соглашение о преференциальной торговле только с Турцией – с 2021 года предприниматели двух стран могут совершать взаимные экспортно-импортные операции по ряду товаров без таможенных ограничений.
Соглашение о преференциальной торговле могло бы внести неоценимый вклад в развитие товарооборота Азербайджана и Ирана, способствовать выходу ряда товаров на рынки двух стран и снижению издержек компаний-производителей.
Запуск ж/д участка Решт-Астара придаст новый импульс товарообороту
Россия, Азербайджан и Иран сегодня активно развивают потенциал международного транспортного коридора "Север-Юг", и для полного запуска западной ветки данного коридора страны планируют достроить недостающий участок Решт-Астара. Россия и Иран в мае 2023 года подписали соглашение о достройке этого участка – проект стоимостью 1,6 млрд евро профинансирован на 1,3 млрд евро российским кредитом, остальные средства выделяет Иран.
Вместе с тем Азербайджан и Иран договорились достроить до конца года терминал в Астаре, что позволит реализовать потенциал МТК "Север-Юг".
Эксперты считают, что запуск Астаринского терминала позволит увеличить грузоперевозки по международному транспортному коридору "Север-Юг". В частности, терминал увеличит торговлю между Азербайджаном и Ираном, которая сейчас ведется с определенного рода ограничениями по ряду причин, связанных с тарифами и длительным досмотром грузов.
Перевод части грузопотока на железную дорогу, а терминал как раз предполагает ускорение прохождения контейнерных грузов по железной дороге, позволит несколько разогнать грузооборот между Ираном и Азербайджаном.