https://az.sputniknews.ru/20250117/kak-gruziya-i-azerbaydzhan-sozdayut-novuyu-ekonomicheskuyu-realnost-v-regione-470053218.html
Как Грузия и Азербайджан создают новую экономическую реальность в регионе
Как Грузия и Азербайджан создают новую экономическую реальность в регионе
Sputnik Азербайджан
Баку и Тбилиси планируют новые проекты как международного масштаба, так и локального характера. Инициативы, продвигаемые странами, отвечают международному... 17.01.2025, Sputnik Азербайджан
2025-01-17T16:03+0400
2025-01-17T16:03+0400
2025-01-17T16:18+0400
аналитика
азербайджан
грузия
двусторонние отношения
инвестиции
сотрудничество
экономика
энергетика
"зеленая" энергия
средний коридор
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e9/01/11/470053924_0:269:2687:1780_1920x0_80_0_0_b1b76abdb23da46ef714ac75fbe542ea.jpg
БАКУ, 17 янв — Sputnik. Едва ли можно найти международный транспортно-логистический или энергетической проект Азербайджана, в котором не участвовала бы Грузия, через территорию этой страны проходят главные экспортные нефтегазовые трубопроводы, а также налажена железнодорожная инфраструктура Баку-Тбилиси-Карс. Вместе с тем Азербайджан и Грузия активно развивают двустороннее экономическое сотрудничество – взаимный товарооборот стабильно растет, а инвестиции за последние годы показали резкий рост. Говоря о росте инвестиций, мы имеем дело с действительно рекордными показателями: в 2023 году Азербайджан инвестировал в грузинскую экономику $53,6 млн - в 31,5 раза больше, чем годом ранее. А по итогам января-сентября 2024 года инвестиции Азербайджана в Грузию продемонстрировали рост на 88,82% и составил $95,75 млн. Вместе с тем Азербайджан и Грузия планируют и новые проекты как международного масштаба, так и локального характера. При этом инициативы, продвигаемые Тбилиси и Баку, отвечают международным требованиям по развитию "зеленой энергии" в мире и энергетическому переходу. Азербайджан обеспечивает энергобезопасность Грузии Азербайджан является крупнейшим поставщиком газа в Грузию, однако по итогам января-сентября прошлого года объемы экспорта азербайджанского "голубого топлива" в страну немного снизились. Так, за указанный период доля азербайджанского газа в общем импорте этого топлива Грузией снизилась до 64% с 72,3% за аналогичный период прошлого года и 87,8% - в январе-сентябре 2022-го. Таким образом, по итогам девяти месяцев 2024 года Азербайджан экспортировал на грузинский рынок газ на сумму $160 млн, сохранив лидерство по поставкам данного вида топлива в Грузию. При этом Россия - второй поставщик газа в Грузию - увеличила свою долю на рынке страны до 36%. Вместе с тем Азербайджан занимает четвертое место среди стран-экспортеров нефти и нефтепродуктов в Грузию. Так, в январе-ноябре 2024 года Грузия импортировала из АР 95 950 тонн нефти и нефтепродуктов на сумму $75,9 млн. Кроме того, грузинская дочка Госнефтекомпании Азербайджана, SOCAR Gas Georgia, владеет газотранспортной системой этой страны, которая поставляет "голубое топливо" во все регионы республики, кроме Тбилиси. В начале месяца стало известно, что SOCAR Gas Georgia приобрела еще 41 газопровод в таких регионах, как Имерети, Гурия и Самегрело–Земо Сванети. Сумма сделки составила $7,1 млн, а выплаты за приобретение газопроводов начнутся с 2032 года и продлятся 10 лет. Ежегодно SOCAR будет пополнять бюджет Грузии на очень солидную сумму - почти $711 млн. Рост грузоперевозок через регион – общая цель Баку и Тбилиси Азербайджан и Грузия являются частью важного международного транспортного коридора Транскаспийский маршрут (ТМТМ, Средний коридор), который в последние годы набирает популярность из-за геополитической ситуации и поиска странами-поставщиками альтернативных наземных маршрутов. Однако Баку и Тбилиси задолго до популярности ТМТМ начали выстраивать свой путь, призванный связать Европу с Азией, – в 2017 году была сдана в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, что позволило быстрее, дешевле и безопаснее доставлять товары с одного континента на другой. При этом Азербайджан и Грузия продолжают модернизировать БТК – в 2024 завершился очередной этап ремонтных работ, что позволило увеличить пропускную способность железной дороги с 1 млн до 5 млн тонн в год. В итоге, согласно данным Азербайджанских железных дорог (АЖД), объем грузов, перевезенных из Китая по Транскаспийскому международному коридору, увеличился в 2024 году более чем в 25 раз по сравнению с 2023-м и превысил 27 тыс. контейнеров. Стоит отметить, что через территорию Грузии проходят и такие важные магистральные трубопроводы, как Южный газовый коридор и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, от транзита по которым Грузия получает ежегодно сотни миллионов долларов. "Зеленый" энергомост в Европу Баку и Тбилиси не собираются останавливаться на достигнутых экономических успехах и планируют расширить свое сотрудничество в рамках новых стратегических проектов мирового масштаба. Так, в 2022 году между Азербайджаном, Грузией, Венгрией и Румынией была достигнута договоренность о реализации проекта Black Sea Energy, призванного поставлять "зеленую" энергию из Азербайджана в Европу через грузинскую территорию и Черное море. Затем в ноябре 2023 года Азербайджан, Узбекистан и Казахстан достигли соглашения о поставках "зеленой" энергии в Европу. В мае 2024-го три страны приступили к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по интеграции энергетических систем и прокладке высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря для продажи "зеленой" энергии в страны Европейского союза. Планируется, что электроэнергия из возобновляемых источников энергии в Казахстане и Узбекистане будет поставляться в Азербайджан, а откуда через территорию Грузии и Черное море - экспортироваться в Европу. Там импортерами этой "зеленой" электроэнергии станут Румыния и Венгрия. Приблизительная стоимость всего проекта Black Sea Energy с участием центральноазиатских стран пока не обнародована, однако прогнозы по необходимым средствам на отдельные его составляющие уже озвучивается. Так, по словам министра энергетики Румынии Себастьяна Бурдужа, для строительства подводного кабеля между Грузией и Румынией необходимо 3,5 млрд евро. При этом в госбюджете Грузии на 2025 год отмечается, что проект прокладки ЛЭП по дну Черного моря обойдется стране в 145 млн лари ($51 млн) за пять лет. Согласно госбюджету Грузии, в этом году начнется первый этап, который включает в себя глубоководные исследования дна Черного моря. На втором этапе планируется укрепить наземную сеть электропередачи, а третий этап включит в себя строительство кабельных линий и наземных трансформаторных подстанций.
https://az.sputniknews.ru/20250117/kobakhidze-partnerstvo-gruzii-i-azerbaydzhana---garant-stabilnosti-v-regione---obnovleno-470041481.html
грузия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e9/01/11/470053924_0:17:2687:2032_1920x0_80_0_0_cd682a108e002d8ab87c44568d615dd9.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, грузия, двусторонние отношения, инвестиции, сотрудничество, экономика, энергетика, "зеленая" энергия, средний коридор, поставки газа
азербайджан, грузия, двусторонние отношения, инвестиции, сотрудничество, экономика, энергетика, "зеленая" энергия, средний коридор, поставки газа
Как Грузия и Азербайджан создают новую экономическую реальность в регионе
16:03 17.01.2025 (обновлено: 16:18 17.01.2025) Баку и Тбилиси планируют новые проекты как международного масштаба, так и локального характера. Инициативы, продвигаемые странами, отвечают международному треку по энергопереходу.
БАКУ, 17 янв — Sputnik. Едва ли можно найти международный транспортно-логистический или энергетической проект Азербайджана, в котором не участвовала бы Грузия, через территорию этой страны проходят главные экспортные нефтегазовые трубопроводы, а также налажена железнодорожная инфраструктура Баку-Тбилиси-Карс.
Вместе с тем Азербайджан и Грузия активно развивают двустороннее экономическое сотрудничество – взаимный товарооборот стабильно растет, а инвестиции за последние годы показали резкий рост. Говоря о росте инвестиций, мы имеем дело с действительно рекордными показателями: в 2023 году Азербайджан инвестировал в грузинскую экономику $53,6 млн - в 31,5 раза больше, чем годом ранее.
А по итогам января-сентября 2024 года инвестиции Азербайджана в Грузию продемонстрировали рост на 88,82% и составил $95,75 млн.
Вместе с тем Азербайджан и Грузия планируют и новые проекты как международного масштаба, так и локального характера. При этом инициативы, продвигаемые Тбилиси и Баку, отвечают международным требованиям по развитию "зеленой энергии" в мире и энергетическому переходу.
Азербайджан обеспечивает энергобезопасность Грузии
Азербайджан является крупнейшим поставщиком газа в Грузию, однако по итогам января-сентября прошлого года объемы экспорта азербайджанского "голубого топлива" в страну немного снизились. Так, за указанный период доля азербайджанского газа в общем импорте этого топлива Грузией снизилась до 64% с 72,3% за аналогичный период прошлого года и 87,8% - в январе-сентябре 2022-го.
Таким образом, по итогам девяти месяцев 2024 года Азербайджан экспортировал на грузинский рынок газ на сумму $160 млн, сохранив лидерство по поставкам данного вида топлива в Грузию. При этом Россия - второй поставщик газа в Грузию - увеличила свою долю на рынке страны до 36%.
Вместе с тем Азербайджан занимает четвертое место среди стран-экспортеров нефти и нефтепродуктов в Грузию. Так, в январе-ноябре 2024 года Грузия импортировала из АР 95 950 тонн нефти и нефтепродуктов на сумму $75,9 млн.
Кроме того, грузинская дочка Госнефтекомпании Азербайджана, SOCAR Gas Georgia, владеет газотранспортной системой этой страны, которая поставляет "голубое топливо" во все регионы республики, кроме Тбилиси. В начале месяца стало известно, что SOCAR Gas Georgia приобрела еще 41 газопровод в таких регионах, как Имерети, Гурия и Самегрело–Земо Сванети. Сумма сделки составила $7,1 млн, а выплаты за приобретение газопроводов начнутся с 2032 года и продлятся 10 лет. Ежегодно SOCAR будет пополнять бюджет Грузии на очень солидную сумму - почти $711 млн.
Рост грузоперевозок через регион – общая цель Баку и Тбилиси
Азербайджан и Грузия являются частью важного международного транспортного коридора Транскаспийский маршрут (ТМТМ, Средний коридор), который в последние годы набирает популярность из-за геополитической ситуации и поиска странами-поставщиками альтернативных наземных маршрутов.
Однако Баку и Тбилиси задолго до популярности ТМТМ начали выстраивать свой путь, призванный связать Европу с Азией, – в 2017 году была сдана в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, что позволило быстрее, дешевле и безопаснее доставлять товары с одного континента на другой.
При этом Азербайджан и Грузия продолжают модернизировать БТК – в 2024 завершился очередной этап ремонтных работ, что позволило увеличить пропускную способность железной дороги с 1 млн до 5 млн тонн в год. В итоге, согласно данным Азербайджанских железных дорог (АЖД), объем грузов, перевезенных из Китая по Транскаспийскому международному коридору, увеличился в 2024 году более чем в 25 раз по сравнению с 2023-м и превысил 27 тыс. контейнеров.
Стоит отметить, что через территорию Грузии проходят и такие важные магистральные трубопроводы, как Южный газовый коридор и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, от транзита по которым Грузия получает ежегодно сотни миллионов долларов.
"Зеленый" энергомост в Европу
Баку и Тбилиси не собираются останавливаться на достигнутых экономических успехах и планируют расширить свое сотрудничество в рамках новых стратегических проектов мирового масштаба.
Так, в 2022 году между Азербайджаном, Грузией, Венгрией и Румынией была достигнута договоренность о реализации проекта Black Sea Energy, призванного поставлять "зеленую" энергию из Азербайджана в Европу через грузинскую территорию и Черное море.
Затем в ноябре 2023 года Азербайджан, Узбекистан и Казахстан достигли соглашения о поставках "зеленой" энергии в Европу. В мае 2024-го три страны приступили к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по интеграции энергетических систем и прокладке высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря для продажи "зеленой" энергии в страны Европейского союза.
Планируется, что электроэнергия из возобновляемых источников энергии в Казахстане и Узбекистане будет поставляться в Азербайджан, а откуда через территорию Грузии и Черное море - экспортироваться в Европу. Там импортерами этой "зеленой" электроэнергии станут Румыния и Венгрия.
Приблизительная стоимость всего проекта Black Sea Energy с участием центральноазиатских стран пока не обнародована, однако прогнозы по необходимым средствам на отдельные его составляющие уже озвучивается. Так, по словам министра энергетики Румынии Себастьяна Бурдужа, для строительства подводного кабеля между Грузией и Румынией необходимо 3,5 млрд евро.
При этом в госбюджете Грузии на 2025 год отмечается, что проект прокладки ЛЭП по дну Черного моря обойдется стране в 145 млн лари ($51 млн) за пять лет.
Согласно госбюджету Грузии, в этом году начнется первый этап, который включает в себя глубоководные исследования дна Черного моря. На втором этапе планируется укрепить наземную сеть электропередачи, а третий этап включит в себя строительство кабельных линий и наземных трансформаторных подстанций.