Очередной выпад Ирана против Азербайджана: что стоит за эскалацией напряженности?
09:00 08.01.2025 (обновлено: 12:14 08.01.2025)
© AP Photo / Jon GambrellМужчина стоит в незавершенной части павильона Ирана на выставке Expo 2020 в Дубае
© AP Photo / Jon Gambrell
Подписаться
Тегерану следовало бы постараться наладить со странами региона нормальные отношения. В этом смысле Азербайджан, предоставивший гуманитарную помощь Сирии, переживающей кризис, мог бы послужить Ирану примером.
БАКУ, 8 янв — Sputnik. В конце прошлого года отношения Азербайджана и Ирана вновь обострились. Поводом стали оскорбительные высказывания в адрес АР и президента страны Ильхама Алиева, прозвучавшие 29 декабря на мероприятии в Ардебиле с участием представителя верховного лидера Ирана аятоллы Сейида Хасана Амели.
МИД Азербайджана не замедлил с реакцией на оскорбительную риторику иранского аятоллы. Во внешнеполитическое ведомство АР был вызван временный поверенный в делах Ирана Сейид Джафар Агайи Мариан, которому официальный Баку выразил решительный протест.
Этот инцидент показал, что надежды на нормализацию отношений между двумя странами не оправдались и режим в Тегеране на самом деле не изменил своего отношения к властям Азербайджана.
Что стоит за нынешним отношением Ирана к Азербайджану?
Если рассматривать произошедший инцидент с точки зрения событий в регионе, то связь очевидна: на фоне бессилия Ирана в Сирии официальный Баку выстраивает отношения с новым сирийским правительством, что не может не вызывать раздражение иранского режима.
Конечно, ведущую роль здесь играет скоординированная политика Турции и Азербайджана. Официальный Баку выразил готовность к сотрудничеству с новым правительством Сирии и отправил в эту страну 200 тонн гуманитарной помощи.
Тегеранский же режим в Сирии практически оказался вне игры. К тому же следует учитывать, что между исламистами, пришедшими к власти в Сирии, и исламистами Ирана имеются существенные конфессиональные различия.
Комментируя вновь возникшую напряженность в азербайджано-иранских отношениях, депутат Милли Меджлиса (парламента) Джейхун Мамедов заявил Sputnik Азербайджан, что Азербайджан заинтересован в развитии отношений с государствами региона.
"Когда президент Ильхам Алиев посетил Джебраил в 2020 году, он протянул руку Ирану и сказал, что это мост дружбы. Азербайджан заинтересован в укреплении двусторонних отношений с южным соседом. Но от Ирана, к сожалению, ответных шагов мы не увидели. Наоборот, иранская сторона расширила масштабы своей деятельности против Азербайджана", - сказал Мамедов.
Парламентарий отметил, что "мишенью" недавнего иранского выпада стал не только лидер Азербайджана, но и Турции.
"Иран перешел красные линии. Если уж он так сильно обеспокоен тем, что Азербайджан оказывает гуманитарную помощь Сирии, то ему не следует забывать, что люди, живущие в этой арабской стране, являются мусульманами. Азербайджан никогда не вмешивался в сирийскую политику Ирана. Тегерану следует принять во внимание, что его обеспокоенность противоречит уставу Организации исламского сотрудничества, членом которой Иран, кстати, является", - отметил Мамедов.
По мнению депутата, нынешняя политика Ирана в отношении Азербайджана и Турции неприемлема, шаги иранской стороны вредят двусторонним отношениям. Тегерану следовало бы постараться наладить со странами региона нормальные отношения. В этом смысле Азербайджан, предоставивший гуманитарную помощь Сирии, переживающей кризис, мог бы послужить Ирану примером правильного поведения, считает Мамедов.
Другой эксперт, с которым на эту тему побеседовал Sputnik Азербайджан, – политолог Эльшан Манафов - заявил, что содержание письма нового президента Ирана Масуда Пезешкиана, адресованного президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в прошлом году, а также телефонные разговоры с ним показывают, что официальный Тегеран заинтересован в поддержании двусторонних отношений с АР, основанных на принципах добрососедства, взаимопонимания и взаимной выгоды.
"В то же время Ирану нравятся предложения президента Азербайджана о сотрудничестве в формате "3+3", предусматривающем решение проблем безопасности в регионе, и он их поддерживает. Относительно других региональных тем, в том числе вопросов, связанных с урегулированием ближневосточного кризиса, а также касающихся маршрутов коридоров, проходящих через регион, и обеспечением их безопасности, между официальным Тегераном и Баку существуют разногласия", - сказал Манафов.
Что касается вопросов, связанных с региональной безопасностью и сотрудничеством, новый президент Ирана и консервативные круги в высшем (духовном – ред.) руководстве страны занимают разные позиции, и этот фактор отчетливо проявляется в заявлениях и выступлениях консервативных кругов, близких к высшему руководству Ирана, считает политолог.
По его словам, взгляды Пезешкиана на необходимость реформирования системы управления в Иране воспринимаются неоднозначно в консервативных кругах, и представитель верховного лидера Ирана в Ардебиле Сейид Хасан Амели является одним из ярых оппонентов президента страны.
"Различия в позициях Ирана и Азербайджана по вопросу свержения режима Асада в Сирии могут являться причиной нападок консервативных кругов Ирана на Азербайджан и его лидера. Известно, что свержение Асада в Сирии не соответствует интересам Ирана в этой стране и регионе, консерваторы даже не скрывают того, что через некоторое время намерены приложить серьезные усилия для возвращения алавитов к власти в Сирии. Официальный Баку заявил, что ответственность за будущее Сирии лежит на сирийском народе, и выразил готовность сотрудничать с Турцией в строительстве новой Сирии. Более того, Азербайджан направил в эту страну более 200 тонн гуманитарной помощи", - сказал Манафов.
С другой стороны, отметил он, министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкарим Уралоглу недавно заявил, что между Азербайджаном и Турцией достигнуты договоренности относительно ввода в эксплуатацию Зангезурского коридора.
"В связи с этим напомню, что в трехстороннем заявлении Азербайджана, России и Армении от 2020 года есть положение о том, что контроль над коридором будет осуществлять Россия, а Иран, в отличие от других государств региона, болезненно относится к этому вопросу и заявляет, что вмешательство на его границах с Арменией недопустимо. А на самом деле Тегеран обеспокоен тем, что в случае ввода коридора в эксплуатацию транзитные пути, проходящие через территорию страны, утратят свое значение", - сказал собеседник.
Политолог отметил, что Иран также понимает геополитическую важность транспортного коридора "Север-Юг", проходящего через территорию Азербайджана.
Переговоры о строительстве дороги Решт-Астара уже состоялись, и Россия заявила, что выделит на этот проект более $1,5 млрд, а азербайджанская сторона сообщила, что готова выделить кредиты на строительство определенного участка этой железной дороги.
Наконец, в консервативных кругах Ирана есть те, кто особенно предвзято относится к отношениям Азербайджана с Израилем, и они объясняют это якобы разными взглядами официального Баку на исламскую солидарность в палестинском вопросе.
"Хотя, как известно, ряд арабских государств, исходя из своих национальных интересов, предприняли определенные шаги по нормализации отношений с Израилем. Азербайджан всегда выступал за решение палестинской проблемы на основе принципа "Два государства для двух народов". Официальный Баку в своих отношениях со всеми сторонами придерживается принципов недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и поддерживает расширение отношений с Тегераном на основе этих принципов", - подчеркнул Манафов.