Как организовано инклюзивное образование в Азербайджане?
© Getty Images / FatCameraИнклюзивное образование
© Getty Images / FatCamera
Подписаться
По словам коррекционного педагога, оно длится 9 лет, а потом детей с ограниченными возможностями здоровья направляют в профессиональное училище.
БАКУ, 25 ноя — Sputnik. Раньше родители не хотели, чтобы их дети сидели за одной партой с детьми с синдромом Дауна, ДЦП или аутизмом. Но теперь такое отношение исчезло. Учащиеся сами помогают своим одноклассникам, вовлеченным в инклюзивное образование, заботятся о них, не допускают никакой дискриминации. Дети нормально воспринимают своих сверстников с особенностями развития.
Об этом сказала в интервью Sputnik Азербайджан коррекционный педагог бакинской средней школы № 202 Гюнай Джалилова, которая уже девять лет работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она рассказала о важности изменений в сторону позитивного отношения к таким детям.
По ее словам, хотя ребята с особенностями развития отличаются от своих одноклассников, а также других сверстников, это не создает никаких проблем для их интеграции в общество.
Джалилова считает, что важно увеличить количество школ с инклюзивными классами, потому что привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в обычной школе идет им только на пользу, ускоряет их интеграцию в общество.
Иногда в социальных сетях встречаются жалобы на то, что дети с синдромом Дауна, ДЦП или аутизмом в ходе инклюзивного образования мешают учебному процессу, однако коррекционный педагог уверена, что это мнение ошибочное. По ее словам, все дети независимо от состояния их здоровья в начале учебного года не сразу "включаются" в учебный процесс, им нужно время, чтобы адаптироваться к школе.
"Но в школах с инклюзивными классами есть вспомогательные комнаты. Иногда дети с ограниченными возможностями здоровья становятся агрессивными, когда слишком долго сидят на уроке. В этом случае мы выводим их из класса во вспомогательную комнату, где ребенка успокаивают. В этом помещении есть все необходимое, чтобы удовлетворить возникшие потребности учащегося. Например, если он голоден, ему дают поесть. После того как такие дети адаптируются к школе, проблем, как правило, уже не возникает", - сказала Джалилова.
Она отметила, что коррекционных педагогов специально готовят к работе с детьми, которые вовлечены в инклюзивное образование.
"Учителя, которые преподают в инклюзивных классах, должны обладать более высокими человеческими качествами по сравнению с другими педагогами. У них должно быть больше сострадания и заботы, чтобы они были терпеливы в подходе к этим детям. Инклюзивное образование – это особая методика. Главное здесь, чтобы учитель обладал чувством сострадания, любви и привязанности к детям", - подчеркнула Джалилова.
Особенности инклюзивного образования
Что касается образовательной программы в инклюзивных классах, то она отметила, что в учебном процессе учитываются возможности детей с особенностями развития. По ее словам, к таким ученикам учитель не так требователен, как к другим учащимся.
"При инклюзивном образовании мы ставим перед учениками такие задачи, которые они могут понять и решить. В соответствии с этим мы готовим учебный план, а в конце года проводим оценку результатов. Ученикам, участвующим в инклюзивном образовании, задаются вопросы и проводится оценка их знаний. Мы используем эту оценку, чтобы определить, насколько хорошо мы (коррекционные педагоги) достигли поставленных целей", - сказала Джалилова.
По ее словам, дети в ходе инклюзивного образования не участвуют в малых и больших суммативных оцениваниях, как другие учащиеся. Основная цель привлечения их к образованию – общение, интеграция в общество, социализация, приобретение базовых знаний и навыков, которые пригодятся им в жизни.
Собеседница отметила, что коррекционные педагоги помогают другим учителям, ведущим уроки в инклюзивных классах.
"Мы помогаем учителям выстраивать учебный процесс, выстраивать отношения между педагогами и учениками и между самими учащимися. Мы также беседуем с родителями других учеников и с ними самими. Если раньше родители были категорически против того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья сидел за одной партой с их собственным отпрыском, то в последние годы родители с таким мышлением встречаются крайне редко", - рассказала Джалилова.
По ее словам, здоровые дети с радостью помогают своим сверстникам с особенностями развития, заботятся о них. Например, могут предложить носовой платок, если нужно вытереть нос, или помогают завязать шнурки. Такие моменты помогают особенным детям, во-первых, самим научиться этим простым, на первый взгляд, навыкам, а во-вторых, это ускоряет их интеграцию в общество.
Коррекционный педагог отметила, что инклюзивное образование длится девять лет, а потом детей с ограниченными возможностями здоровья направляют в профессиональное училище.
"В этом году в школе №202 впервые состоится выпуск детей, обучающихся в инклюзивных классах. В нашей школе работают два коррекционных педагога, а к инклюзивному образованию привлечены 32 ученика", - сказала собеседница.
По словам Джалиловой, в каждом классе таким образованием могут быть охвачены максимум двое детей, и в школе, в которой она работает, 17 инклюзивных классов.
Инклюзивное образование: когда оно допустимо?
В ответ на запрос Sputnik Азербайджан в Государственном агентстве по дошкольному и общему образованию заявили, что, согласно действующим нормативным правовым актам в сфере образования, привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения осуществляется на основании решения психолого-медико-педагогических комиссий, действующих при местных органах управления образования. Согласно решению Кабинета министров №43 от 11 февраля 2023 года, дети привлекаются к инклюзивному образованию с учетом следующих условий:
ребенок с ограниченными возможностями здоровья владеет простейшими навыками ухода за собой (использование туалета, мытье рук, прием пищи и т.п.);
отсутствие заметных нарушений в эмоционально-волевой сфере и поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
наличие компетенции у педагогического персонала учреждения по организации учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен проживать вблизи образовательного учреждения;
инфраструктура учреждения должна быть приспособлена для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
При отсутствии вышеуказанных условий дети с ограниченными возможностями здоровья не могут быть вовлечены в инклюзивное образование.
По информации госагентства в 2024/2025 учебном году организовано инклюзивное образование 354 ребенка с ограниченными возможностями здоровья в 67 общеобразовательных учреждениях.