https://az.sputniknews.ru/20241123/kak-azerbaydzhan-i-tsentralnaya-aziya-sozdayut-zelenuyu-transportno-energeticheskuyu-magistral-468950760.html
Как Азербайджан и Центральная Азия создают "зеленую" транспортно-энергетическую магистраль
Как Азербайджан и Центральная Азия создают "зеленую" транспортно-энергетическую магистраль
Sputnik Азербайджан
Азербайджан и страны Центральной Азии сегодня ведут активную совместную работу по созданию некой энергетической и логистической "зеленой" магистрали с Востока... 23.11.2024, Sputnik Азербайджан
2024-11-23T10:01+0400
2024-11-23T10:01+0400
2024-11-23T10:01+0400
аналитика
азербайджан
южный кавказ
центральная азия
казахстан
каспийское море
транскаспийский международный транспортный маршрут
инфраструктура
логистика
экономика
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42366/71/423667111_0:104:1001:667_1920x0_80_0_0_bc24eea1c777466ab7c37ed04fb13745.jpg
БАКУ, 23 ноя — Sputnik. "Зеленая" экономика, которая является важным аспектом целей устойчивого развития, предполагает создание целых комплексов решений, направленных на переход таких важных сфер, как логистика и энергетика, на низкий уровень выбросов парниковых газов. Сегодня в мире понимают: "озеленение" энергетики и транспорта – это не только прихоть экоактивистов и сторонников борьбы с климатическими изменениями, но и необходимый для дальнейшего развития экономики процесс. При этом для реализации глобальных проектов в сфере энергетического обмена и создания транспортно-логистических маршрутов взаимодействие стран становится неизбежным. Важным шагом в этом направлении являются инициативы Азербайджана и стран Центральной Азии по созданию международного мультимодального Транскаспийского коридора (Средний коридор/ТМТМ), а также реализации проекта по поставкам "зеленой" энергии из Центральной Азии и Азербайджана в Грузию и Европу. Как сделать Транскаспийский коридор "зеленым"? В рамках климатической конференции ООН в Баку COP29 отдельно обсуждалось "озеленение" транспортно-логистических маршрутов, в том числе Транскаспийского коридора. На второй день COP29 состоялось обсуждение путей "озеленения" коридора, а также была подписана Декларация о сотрудничестве по "зеленой" трансформации данного маршрута. Для "озеленения" Транскаспийского коридора планируется ряд мероприятия, в том числе полная цифровизация, а также перевод железнодорожной сети на чистую энергию. В то же время для того, чтобы получить статус "зеленого", вся инфраструктура по маршруту Транскаспийского коридора должна подходить под стандарты "чистой" и работать с минимальными, а в последующем с нулевыми выбросами. В связи с этим Азербайджан уже несколько лет ведет работы для "озеленения" своей логистической инфраструктуры, которая является составной частью Среднего коридора. В частности, проведены масштабные работы по превращению Бакинского международного порта в "зеленый порт", в результате которых в 2019 году морская гавань Баку стала первым портом в Каспийском регионе, получившим сертификат "Системы экологической экспертизы портов" (СЭЭП) и статус экопорта от Европейской организации морских портов (ЕОМП). Планируется, что до 2035 года Бакинский порт выйдет на нулевые выбросы диоксида углерода. Аналогичные работы ведутся и в других странах-партнерах Азербайджана по Транскаспийскому коридору. Так, в Казахстане порт Актау получил статус "зеленого" в 2022 году, а в Туркменистане морская гавань Туркменбаши получила статус экопорта в 2023-м. Больше возможностей и инвестиций для коридора Стремление стран-участниц Транскаспийского коридора превратить его в "зеленый" маршрут привлекает как грузоотправителей, так и инвесторов. Так, за последние три года, в течение которых был проделан комплекс работ по снижению выбросов по всему маршруту коридора, грузооборот по нему вырос почти в два раза. Ожидается, что в том числе благодаря "озеленению" ТМТМ логистический маршрут к 2030 году привлечет свыше 500 тыс. контейнеров в год против почти 40 тыс. по итогам прошлого года. "Озеленение" Транскаспийского коридора также важно с точки зрения растущего интереса к нему зарубежных инвесторов. Так, ожидается, что Евросоюз инвестирует в развитие этого коридора около 10 млрд евро. Вместе с тем Средний коридор также привлекает и инвесторов из стран Персидского залива, которые намерены вкладывать в развитие портов и логистических возможностей проекта. "Зеленый" энергокоридор Вместе с поставками традиционного ископаемого топлива на европейский рынок Азербайджан также планирует запустить экспорт электроэнергии из возобновляемых источников энергии в Европу. Изначально для этого проекта республика рассчитывала только на свои ресурсы – договоренность о реализации проекта Black Sea Energy была достигнута в 2022 году между Азербайджаном, Грузией, Венгрией и Румынией. Понимая перспективы и выгоды от проекта, такие страны как Казахстан и Узбекистан, а позже и Туркменистан заявили о желании присоединиться к энергетическому коридору. Так, в ноябре прошлого года Азербайджан, Узбекистан и Казахстан достигли соглашения о поставках "зеленой" энергии в Европу. В мае этого года три страны приступили к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по интеграции энергетических систем и прокладке высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря для продажи "зеленой" энергии в страны Европейского союза. Планируется, что электроэнергия из возобновляемых источников энергии Казахстана и Узбекистана будет поставляться в Азербайджан, откуда через территорию Грузии и Черное море будет экспортироваться в Европу. Там импортерами этой "зеленой" электроэнергии станут Румыния и Венгрия. В этом месяце выразил намерение принять участие в данном проекте и Туркменистан – министр энергетики страны Аннагельди Сапаров на международной конференции "Строительство, промышленность и энергетика Туркменистана" (CIET 2024) заявил, что в стране планируется строительство электростанции комбинированного цикла мощностью около 1600 МВт, которая откроет новые возможности для экспорта электроэнергии в страны Кавказа, Турцию и Европу через Каспийское море. Данная инициатива Азербайджана и стран Центральной Азии идеально вписывается в планы Евросоюза постепенно отказаться от ископаемого топлива и перейти полностью на электроэнергию из возобновляемых источников. При этом, как считают эксперты, несмотря на то, что в ЕС реализуются многомиллиардные проекты по наращиванию мощностей "зеленой энергии", зависимость Европы от импорта энергии сохранится. Так, во-первых, рост проектов "зеленой" энергии в ЕС отстает от роста спроса на энергоносители. В то же время проекты по возведению ветряных и солнечных электростанций в Европе обходятся дороже, чем те же инициативы в нашем регионе, в силу дороговизны земли и рабочей силы. В таком случае, считают эксперты, Европе целесообразно покупать "чистую" электроэнергию по энергокоридору Black Sea Energy. В целом, Азербайджан и страны Центральной Азии сегодня ведут активную совместную работу по созданию некой энергетической и логистической "зеленой" магистрали с Востока на Запад, и стоит ожидать, что эти инициативы в среднесрочной перспективе станут одними из главных проектов, стимулирующих экономический рост в регионе.
https://az.sputniknews.ru/20241027/razvitie-transkaspiyskogo-marshruta-baku-i-tashkent-uskoryat-gruzoperevozki-468334542.html
южный кавказ
центральная азия
казахстан
каспийское море
черное море
грузия
узбекистан
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42366/71/423667111_0:0:889:667_1920x0_80_0_0_17e954b9ed065e87f903039dfc944b05.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, южный кавказ, центральная азия, казахстан, каспийское море, транскаспийский международный транспортный маршрут , инфраструктура, логистика, экономика, черное море, проект зеленая экономика, "зеленая энергетика", грузия, узбекистан, 29-я сессия конференции сторон рамочной конвенции оон по изменению климата, экология, кабель
азербайджан, южный кавказ, центральная азия, казахстан, каспийское море, транскаспийский международный транспортный маршрут , инфраструктура, логистика, экономика, черное море, проект зеленая экономика, "зеленая энергетика", грузия, узбекистан, 29-я сессия конференции сторон рамочной конвенции оон по изменению климата, экология, кабель
Как Азербайджан и Центральная Азия создают "зеленую" транспортно-энергетическую магистраль
Азербайджан и страны Центральной Азии сегодня ведут активную совместную работу по созданию некой энергетической и логистической "зеленой" магистрали с Востока на Запад.
БАКУ, 23 ноя — Sputnik. "Зеленая" экономика, которая является важным аспектом целей устойчивого развития, предполагает создание целых комплексов решений, направленных на переход таких важных сфер, как логистика и энергетика, на низкий уровень выбросов парниковых газов. Сегодня в мире понимают: "озеленение" энергетики и транспорта – это не только прихоть экоактивистов и сторонников борьбы с климатическими изменениями, но и необходимый для дальнейшего развития экономики процесс.
При этом для реализации глобальных проектов в сфере энергетического обмена и создания транспортно-логистических маршрутов взаимодействие стран становится неизбежным. Важным шагом в этом направлении являются инициативы Азербайджана и стран Центральной Азии по созданию международного мультимодального Транскаспийского коридора (Средний коридор/ТМТМ), а также реализации проекта по поставкам "зеленой" энергии из Центральной Азии и Азербайджана в Грузию и Европу.
Как сделать Транскаспийский коридор "зеленым"?
В рамках климатической конференции ООН в Баку COP29 отдельно обсуждалось "озеленение" транспортно-логистических маршрутов, в том числе Транскаспийского коридора. На второй день COP29 состоялось обсуждение путей "озеленения" коридора, а также была подписана Декларация о сотрудничестве по "зеленой" трансформации данного маршрута.
Для "озеленения" Транскаспийского коридора планируется ряд мероприятия, в том числе полная цифровизация, а также перевод железнодорожной сети на чистую энергию. В то же время для того, чтобы получить статус "зеленого", вся инфраструктура по маршруту Транскаспийского коридора должна подходить под стандарты "чистой" и работать с минимальными, а в последующем с нулевыми выбросами.
В связи с этим Азербайджан уже несколько лет ведет работы для "озеленения" своей логистической инфраструктуры, которая является составной частью Среднего коридора. В частности, проведены масштабные работы по превращению Бакинского международного порта в "зеленый порт", в результате которых в 2019 году морская гавань Баку стала первым портом в Каспийском регионе, получившим сертификат "Системы экологической экспертизы портов" (СЭЭП) и статус экопорта от Европейской организации морских портов (ЕОМП). Планируется, что до 2035 года Бакинский порт выйдет на нулевые выбросы диоксида углерода.
Аналогичные работы ведутся и в других странах-партнерах Азербайджана по Транскаспийскому коридору. Так, в Казахстане порт Актау получил статус "зеленого" в 2022 году, а в Туркменистане морская гавань Туркменбаши получила статус экопорта в 2023-м.
Больше возможностей и инвестиций для коридора
Стремление стран-участниц Транскаспийского коридора превратить его в "зеленый" маршрут привлекает как грузоотправителей, так и инвесторов. Так, за последние три года, в течение которых был проделан комплекс работ по снижению выбросов по всему маршруту коридора, грузооборот по нему вырос почти в два раза.
Ожидается, что в том числе благодаря "озеленению" ТМТМ логистический маршрут к 2030 году привлечет свыше 500 тыс. контейнеров в год против почти 40 тыс. по итогам прошлого года.
"Озеленение" Транскаспийского коридора также важно с точки зрения растущего интереса к нему зарубежных инвесторов. Так, ожидается, что Евросоюз инвестирует в развитие этого коридора около 10 млрд евро.
Вместе с тем Средний коридор также привлекает и инвесторов из стран Персидского залива, которые намерены вкладывать в развитие портов и логистических возможностей проекта.
Вместе с поставками традиционного ископаемого топлива на европейский рынок Азербайджан также планирует запустить экспорт электроэнергии из возобновляемых источников энергии в Европу. Изначально для этого проекта республика рассчитывала только на свои ресурсы – договоренность о реализации проекта Black Sea Energy была достигнута в 2022 году между Азербайджаном, Грузией, Венгрией и Румынией.
Понимая перспективы и выгоды от проекта, такие страны как Казахстан и Узбекистан, а позже и Туркменистан заявили о желании присоединиться к энергетическому коридору.
Так, в ноябре прошлого года Азербайджан, Узбекистан и Казахстан достигли соглашения о поставках "зеленой" энергии в Европу. В мае этого года три страны приступили к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта по интеграции энергетических систем и прокладке высоковольтного кабеля по дну Каспийского моря для продажи "зеленой" энергии в страны Европейского союза.
Планируется, что электроэнергия из возобновляемых источников энергии Казахстана и Узбекистана будет поставляться в Азербайджан, откуда через территорию Грузии и Черное море будет экспортироваться в Европу. Там импортерами этой "зеленой" электроэнергии станут Румыния и Венгрия.
В этом месяце выразил намерение принять участие в данном проекте и Туркменистан – министр энергетики страны Аннагельди Сапаров на международной конференции "Строительство, промышленность и энергетика Туркменистана" (CIET 2024) заявил, что в стране планируется строительство электростанции комбинированного цикла мощностью около 1600 МВт, которая откроет новые возможности для экспорта электроэнергии в страны Кавказа, Турцию и Европу через Каспийское море.
Данная инициатива Азербайджана и стран Центральной Азии идеально вписывается в планы Евросоюза постепенно отказаться от ископаемого топлива и перейти полностью на электроэнергию из возобновляемых источников.
При этом, как считают эксперты, несмотря на то, что в ЕС реализуются многомиллиардные проекты по наращиванию мощностей "зеленой энергии", зависимость Европы от импорта энергии сохранится. Так, во-первых, рост проектов "зеленой" энергии в ЕС отстает от роста спроса на энергоносители.
В то же время проекты по возведению ветряных и солнечных электростанций в Европе обходятся дороже, чем те же инициативы в нашем регионе, в силу дороговизны земли и рабочей силы. В таком случае, считают эксперты, Европе целесообразно покупать "чистую" электроэнергию по энергокоридору Black Sea Energy.
В целом, Азербайджан и страны Центральной Азии сегодня ведут активную совместную работу по созданию некой энергетической и логистической "зеленой" магистрали с Востока на Запад, и стоит ожидать, что эти инициативы в среднесрочной перспективе станут одними из главных проектов, стимулирующих экономический рост в регионе.