https://az.sputniknews.ru/20240930/novyy-eksperiment-v-azerbaydzhane-poyavilis-shkoly-dlya-starsheklassnikov-467770486.html
Новый эксперимент: в Азербайджане появились "школы для старшеклассников"
Новый эксперимент: в Азербайджане появились "школы для старшеклассников"
Sputnik Азербайджан
Министерство науки и образования и Государственный экзаменационный центр АР должны совместно обсудить причины, по которым современные школы не способны дать... 30.09.2024, Sputnik Азербайджан
2024-09-30T23:59+0400
2024-09-30T23:59+0400
2024-09-30T23:59+0400
эксклюзивы
азербайджан
общество
образование
министерство науки и образования ар
школа
ученики
репетиторы
занятия
модель
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/05/1a/427050427_0:0:3069:1726_1920x0_80_0_0_4f94f40794458f0729de69f32db280dd.jpg
БАКУ, 30 сен — Sputnik. В будущем, если изменится модель экзаменов при поступлении в вузы, тенденция собирать X-XI классы в одной школе, их специализация (школы с уклоном) могут оказаться неэффективными. Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди, комментируя реорганизацию в последнее время некоторых школ, в которых проводятся занятия только для X-XI классов. Эксперт сообщил, что это нововведение уже начало действовать в ряде учебных заведений в регионах, а также в Баку. Отметим, что в Азербайджане после реорганизации некоторых школ в них будут учиться только учащиеся X-XI классов. Такое нововведение вызвало недовольство родителей. Родители, у которых двое-трое детей учатся в одной школе, жалуются, что их детей "раскидали" по разным учебным заведениям. К тому же в X-XI классы реорганизуемых школ не принимают учащихся, набравших на выпускных экзаменах в IX менее 150 баллов. Так, например, родители учеников сумгайытской городской школы №37 заявили СМИ, что детей, которые на выпускном экзамене в IX классе набрали менее 150 баллов, фактически выгоняют из этой школы в другие. В Абшерон-Хызинском региональном управлении образования подтвердили, что в 2024/2025 учебном году ряд полных средних школ (X-XI классы) реорганизуется в соответствии с программой специального уклона и в них привлекаются лишь учащиеся, которые показали высокий результат на выпускных экзаменах в IX классе, то есть набрали 150 баллов и выше. Учащимся сумгайытской городской школы №37, набравшим на выпускных экзаменах в IX менее 150 баллов, было предложено, с согласия родителей, перевестись в соседнюю общеобразовательную школу №27. Аналогичная ситуация возникла некоторое время назад и после реорганизации средней школе №6 города Шеки. Шеки-Загатальское региональное управление образования распространило информацию по данному вопросу и заявило, что в реорганизованной школе учащимся будут предоставлены идеальные условия и современные методы обучения для достижения успехов на уровне полной средней школы. Здесь учителя будут подбираться из числа опытных и профессиональных преподавателей с высокими академическими показателями. Почему госагентство хранит молчание? Отметим, что 30 августа информагентство Sputnik Азербайджан направило в Государственное агентство дошкольного и общего образования запрос в связи с реорганизацией деятельности некоторых общеобразовательных учебных заведений, которые преобразованы в школы с уклоном. На момент написания статьи с даты отправки журналистского запроса госагентству прошло 15 рабочих дней, но официального ответа так и не последовало. В отделе по связям с общественностью ведомства корреспонденту Sputnik Азербайджан сообщили, что "в ближайшем будущем по этому вопросу будет сделано широкое заявление для общественности". По информации, полученной Sputnik Азербайджан из достоверных источников, учебный процесс в реорганизованных школах будет организован по программе, охватывающей восемь предметов, по 37 часов в неделю в зависимости от группы. Учащиеся этих школ будут обеспечиваться горячим питанием за счет государства. Все ученики, которые будут учиться в таких школах, будут обеспечены как учебниками, так и внеклассными пособиями, а также ноутбуками. Занятия будут проводить авторитетные преподаватели с высоким рейтингом. Отметим, что ученикам, которые будут учиться в школах, участвующих в этом пилотном проекте, будут давать гарантию поступления в университет с высокими баллами. Считается, что это не позволит ученикам X-XI классов таких школ уклоняться от учебы и "отвадит их" от репетиторов. Если модель экзаменов изменится, нововведение окажется неэффективнымЭксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди считает, что "заточенность" нескольких общеобразовательных школ только под X-XI классы - это всего лишь эксперимент и только время покажет, будет ли эффективной такая специализация школ. "Если в будущем формат приема (в вузы – ред.) изменится, то этот метод может оказаться неэффективным. Кроме того, он создает проблемы для родителей. Выбирая школу для своего ребенка, родители, как правило, отдают предпочтение общеобразовательному учреждению, которое находится недалеко от дома. И я считаю неправильным шагом из-за специализации отдельных школ перераспределять их учащихся в другие учебные заведения. Поэтому считаю, что недовольство родителей оправдано. Было бы лучше организовать такую специализацию в каждой школе. Но не исключено, что объединение X-XI классов может оказаться эффективным", - сказал эксперт. Эфенди также считает неправильным отбирать самых лучших учителей и направлять их в пилотные школы с уклоном. Что обещает новый принцип специализации школ? Другой эксперт по вопросам образования Кямран Асадов сказал Sputnik Азербайджан, что этот процесс, называемый специализацией школ, связан с применением международной образовательной практики и направлен на обеспечение развития узконаправленного образования на основе мировых тенденций. "Реорганизация школ в Азербайджане, обучение только X-XI классов в 11-летних школах и перевод остальных классов в другие школы является одним из новшеств в нашей системе образования. Специализация школ (уклон) означает направление учащихся в профильные школы начиная с X класса. Этот подход в значительной мере ориентирован на то, чтобы учитывать интерес учащихся к тем или иным направлениям (естественные науки, гуманитарные науки, иностранные языки и т.д. – ред.), и применяется для того, чтобы они получили образование в соответствии с их способностями", - сказал Асадов. По его словам, специализация школ является широко применяемым механизмом в системах образования в мире. Процесс, начатый в Азербайджане, призван создать условия для того, чтобы старшеклассники более ответственно подходили к выбору будущей профессии, осваивать которую им предстоит в вузе Как отметил эксперт, до последнего времени в республике было около 400 школ с уклоном, а нововведение, которое начали внедрять с этого учебного года, охватывает около 9% от общего количества общеобразовательных учебных заведений. Этот процесс постепенно расширяется, и с каждым годом все больше школ переходит к специализации. Целью такой "переориентации" является более глубокое образование в профильных учебных заведениях. Что касается недовольства родителей, то, по словам Асадова, основные претензии родителей заключаются в том, что их дети вынуждены учиться в разных школах. А это создает сложности в логистике и повседневном режиме жизни семьи. "Например, в школах, расположенных в Баку, эти изменения заставили родителей тратить больше времени на поездки из одной школы в другую, а это еще больше усугубляет ситуацию с заторами на столичных дорогах, создавая дополнительную нагрузку. Но есть в этом и положительная сторона, которая заключается в том, что учащиеся школ с уклоном получают более глубокие знания. Например, в классах с уклоном на технические дисциплины дети больше фокусируют свое внимание на изучении таких предметов, как математика, физика и химия, что помогает им в будущем выбирать технические и инженерные специальности", - сказал эксперт. Зарубежный опыт Асадов отметил, что образовательные системы Финляндии и Германии имеют высокий уровень специализации. Например, в Германии школы под названием Gymnasium (гимназия) рассчитаны на более академически ориентированных учащихся. Другие школы специализируются на профессиональном образовании. В Финляндии образование организовано с учетом индивидуальных интересов учащихся, что повышает качество образования, специализация у них более гибкая, учитываются интересы каждого учащегося и применяется индивидуальный подход в соответствии с его способностями. Многие средние школы в Соединенных Штатах являются специализированными - это magnet schools и charter schools. Они специализируются по определенным направлениям, например, по направлению искусства, технологий и науки, и в них созданы более благоприятные возможности, чтобы учащиеся максимально раскрыли свой потенциал, объяснил эксперт. Учащиеся классов с уклоном показывают более высокие результаты Согласно данным статистики, отметил Асадов, более 10% средних учебных заведений страны - это школы с уклоном, где соответствующие занятия посещают около 30% учащихся. "Как показывает мировая статистика, академические результаты учащихся, получающих образование в школах с уклоном, выше, чем у обучающихся в обычных общеобразовательных школах. Так что недовольство родителей проистекает в основном из организационных и управленческих вопросов, связанных с этой инновацией в образовательном процессе", - сказал Асадов. Но в долгосрочной перспективе, считает он, преимущества специализации школ могут привести к бОльшей специализации будущей академической и профессиональной жизни студентов. Адаптация азербайджанской системы образования к более современным мировым тенденциям направлена на повышение качества образования. Однако при внедрении таких изменений в местную практику важно всячески поддерживать родителей и налаживать эффективное коммуницирование с ними, подчеркнул собеседник. Таким образом, по мнению эксперта, специализация школ в Азербайджане создает возможность учащимся получить профильное образование. Однако важно решать практические вопросы и внимательно учитывать мнения родителей. Мировой опыт показывает, что специализация школ повышает качество образования и создает более прочную основу для будущей карьеры завтрашних студентов. Образование в школах должно быть полным Еще один эксперт по вопросам образования, бывший депутат парламента Этибар Алиев, заявил, что не считает это нововведение в образовании положительным. Он сказал, что школьное образование должно быть полным. Учащиеся должны иметь возможность учиться в школе на всех уровнях образования (начальная, средняя и старшая школа – ред.). Иными словами, считает экс-депутат, все эти уровни должны быть сосредоточены в одной школе, именно в этом и состоит суть полного среднего образования. "Нехорошо убирать из школы другие уровни образования. Школа - это не место для экскрементов, это достаточно консервативное место. В школе должна быть организована физическая подготовка, воспитание и обучение учащихся. Школа не должна превращаться в место для выполнения тестовых заданий. Если, как заявляют авторы проекта, это делается для того, чтобы предотвратить обращение старшеклассников к репетиторам, то это означает, что школа в широком смысле слова утратила свою образовательную функцию", - сказал Алиев. Эксперт напомнил, что в 2013 году в Азербайджане была принята Государственная стратегия развития образования. В этом документе предусматривалось проведение процесса специализации в старших классах в течение последующих 11 лет. "Получается, что все эти годы процесс специализации в школах не проводился. Хотя в действительности этот процесс следовало бы убыстрить", - сказал Алиев. Собеседник также отметил, что основная функция школы сводится к тому, чтобы ученик в полном объеме получал все знания, предусмотренные школьной программой, не прибегая к услугам репетиторов. "Министерство науки и образования и Государственный экзаменационный центр должны совместно обсудить причины, по которым эта задача ими не выполняются. Диалога между этими двумя ведомствами на данную тему я еще не видел", - констатировал бывший парламентарий.
https://az.sputniknews.ru/20240928/shkoly-vospityvayuschie-buduschikh-ilonov-maskov---chto-takoe-obrazovatelnaya-sistema-steam-467725436.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Зульфия Гулуева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241450_0:0:1365:1365_100x100_80_0_0_9f3554f64d41e724ab187e800ebaee8a.jpg
Зульфия Гулуева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241450_0:0:1365:1365_100x100_80_0_0_9f3554f64d41e724ab187e800ebaee8a.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/05/1a/427050427_338:0:3069:2048_1920x0_80_0_0_b8bc0c0dc64a89b5a65d1f6de8c775bf.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Зульфия Гулуева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241450_0:0:1365:1365_100x100_80_0_0_9f3554f64d41e724ab187e800ebaee8a.jpg
азербайджан, общество, образование, министерство науки и образования ар, школа, ученики, репетиторы, занятия, модель, обучение, старшие классы, эксперт, государственный экзаменационный центр (гэц)
азербайджан, общество, образование, министерство науки и образования ар, школа, ученики, репетиторы, занятия, модель, обучение, старшие классы, эксперт, государственный экзаменационный центр (гэц)
БАКУ, 30 сен — Sputnik. В будущем, если изменится модель экзаменов при поступлении в вузы, тенденция собирать X-XI классы в одной школе, их специализация (школы с уклоном) могут оказаться неэффективными.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди, комментируя реорганизацию в последнее время некоторых школ, в которых проводятся занятия только для X-XI классов.
Эксперт сообщил, что это нововведение уже начало действовать в ряде учебных заведений в регионах, а также в Баку.
Отметим, что в Азербайджане после реорганизации некоторых школ в них будут учиться только учащиеся X-XI классов. Такое нововведение вызвало недовольство родителей. Родители, у которых двое-трое детей учатся в одной школе, жалуются, что их детей "раскидали" по разным учебным заведениям. К тому же в X-XI классы реорганизуемых школ не принимают учащихся, набравших на выпускных экзаменах в IX менее 150 баллов.
Так, например, родители учеников сумгайытской городской школы №37 заявили СМИ, что детей, которые на выпускном экзамене в IX классе набрали менее 150 баллов, фактически выгоняют из этой школы в другие.
В Абшерон-Хызинском региональном управлении образования подтвердили, что в 2024/2025 учебном году ряд полных средних школ (X-XI классы) реорганизуется в соответствии с программой специального уклона и в них привлекаются лишь учащиеся, которые показали высокий результат на выпускных экзаменах в IX классе, то есть набрали 150 баллов и выше.
Учащимся сумгайытской городской школы №37, набравшим на выпускных экзаменах в IX менее 150 баллов, было предложено, с согласия родителей, перевестись в соседнюю общеобразовательную школу №27.
Аналогичная ситуация возникла некоторое время назад и после реорганизации средней школе №6 города Шеки. Шеки-Загатальское региональное управление образования распространило информацию по данному вопросу и заявило, что в реорганизованной школе учащимся будут предоставлены идеальные условия и современные методы обучения для достижения успехов на уровне полной средней школы. Здесь учителя будут подбираться из числа опытных и профессиональных преподавателей с высокими академическими показателями.
Почему госагентство хранит молчание?
Отметим, что 30 августа информагентство Sputnik Азербайджан направило в Государственное агентство дошкольного и общего образования запрос в связи с реорганизацией деятельности некоторых общеобразовательных учебных заведений, которые преобразованы в школы с уклоном. На момент написания статьи с даты отправки журналистского запроса госагентству прошло 15 рабочих дней, но официального ответа так и не последовало. В отделе по связям с общественностью ведомства корреспонденту Sputnik Азербайджан сообщили, что "в ближайшем будущем по этому вопросу будет сделано широкое заявление для общественности".
По информации, полученной Sputnik Азербайджан из достоверных источников, учебный процесс в реорганизованных школах будет организован по программе, охватывающей восемь предметов, по 37 часов в неделю в зависимости от группы. Учащиеся этих школ будут обеспечиваться горячим питанием за счет государства. Все ученики, которые будут учиться в таких школах, будут обеспечены как учебниками, так и внеклассными пособиями, а также ноутбуками. Занятия будут проводить авторитетные преподаватели с высоким рейтингом.
Отметим, что ученикам, которые будут учиться в школах, участвующих в этом пилотном проекте, будут давать гарантию поступления в университет с высокими баллами. Считается, что это не позволит ученикам X-XI классов таких школ уклоняться от учебы и "отвадит их" от репетиторов.
Если модель экзаменов изменится, нововведение окажется неэффективным
Эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди считает, что "заточенность" нескольких общеобразовательных школ только под X-XI классы - это всего лишь эксперимент и только время покажет, будет ли эффективной такая специализация школ.
"Если в будущем формат приема (в вузы – ред.) изменится, то этот метод может оказаться неэффективным. Кроме того, он создает проблемы для родителей. Выбирая школу для своего ребенка, родители, как правило, отдают предпочтение общеобразовательному учреждению, которое находится недалеко от дома. И я считаю неправильным шагом из-за специализации отдельных школ перераспределять их учащихся в другие учебные заведения. Поэтому считаю, что недовольство родителей оправдано. Было бы лучше организовать такую специализацию в каждой школе. Но не исключено, что объединение X-XI классов может оказаться эффективным", - сказал эксперт.
Эфенди также считает неправильным отбирать самых лучших учителей и направлять их в пилотные школы с уклоном.
Что обещает новый принцип специализации школ?
Другой эксперт по вопросам образования Кямран Асадов сказал Sputnik Азербайджан, что этот процесс, называемый специализацией школ, связан с применением международной образовательной практики и направлен на обеспечение развития узконаправленного образования на основе мировых тенденций.
"Реорганизация школ в Азербайджане, обучение только X-XI классов в 11-летних школах и перевод остальных классов в другие школы является одним из новшеств в нашей системе образования. Специализация школ (уклон) означает направление учащихся в профильные школы начиная с X класса. Этот подход в значительной мере ориентирован на то, чтобы учитывать интерес учащихся к тем или иным направлениям (естественные науки, гуманитарные науки, иностранные языки и т.д. – ред.), и применяется для того, чтобы они получили образование в соответствии с их способностями", - сказал Асадов.
По его словам, специализация школ является широко применяемым механизмом в системах образования в мире. Процесс, начатый в Азербайджане, призван создать условия для того, чтобы старшеклассники более ответственно подходили к выбору будущей профессии, осваивать которую им предстоит в вузе
Как отметил эксперт, до последнего времени в республике было около 400 школ с уклоном, а нововведение, которое начали внедрять с этого учебного года, охватывает около 9% от общего количества общеобразовательных учебных заведений. Этот процесс постепенно расширяется, и с каждым годом все больше школ переходит к специализации. Целью такой "переориентации" является более глубокое образование в профильных учебных заведениях.
Что касается недовольства родителей, то, по словам Асадова, основные претензии родителей заключаются в том, что их дети вынуждены учиться в разных школах. А это создает сложности в логистике и повседневном режиме жизни семьи.
"Например, в школах, расположенных в Баку, эти изменения заставили родителей тратить больше времени на поездки из одной школы в другую, а это еще больше усугубляет ситуацию с заторами на столичных дорогах, создавая дополнительную нагрузку. Но есть в этом и положительная сторона, которая заключается в том, что учащиеся школ с уклоном получают более глубокие знания. Например, в классах с уклоном на технические дисциплины дети больше фокусируют свое внимание на изучении таких предметов, как математика, физика и химия, что помогает им в будущем выбирать технические и инженерные специальности", - сказал эксперт.
Асадов отметил, что образовательные системы Финляндии и Германии имеют высокий уровень специализации.
Например, в Германии школы под названием Gymnasium (гимназия) рассчитаны на более академически ориентированных учащихся. Другие школы специализируются на профессиональном образовании. В Финляндии образование организовано с учетом индивидуальных интересов учащихся, что повышает качество образования, специализация у них более гибкая, учитываются интересы каждого учащегося и применяется индивидуальный подход в соответствии с его способностями.
Многие средние школы в Соединенных Штатах являются специализированными - это magnet schools и charter schools. Они специализируются по определенным направлениям, например, по направлению искусства, технологий и науки, и в них созданы более благоприятные возможности, чтобы учащиеся максимально раскрыли свой потенциал, объяснил эксперт.
Учащиеся классов с уклоном показывают более высокие результаты
Согласно данным статистики, отметил Асадов, более 10% средних учебных заведений страны - это школы с уклоном, где соответствующие занятия посещают около 30% учащихся.
"Как показывает мировая статистика, академические результаты учащихся, получающих образование в школах с уклоном, выше, чем у обучающихся в обычных общеобразовательных школах. Так что недовольство родителей проистекает в основном из организационных и управленческих вопросов, связанных с этой инновацией в образовательном процессе", - сказал Асадов.
Но в долгосрочной перспективе, считает он, преимущества специализации школ могут привести к бОльшей специализации будущей академической и профессиональной жизни студентов. Адаптация азербайджанской системы образования к более современным мировым тенденциям направлена на повышение качества образования. Однако при внедрении таких изменений в местную практику важно всячески поддерживать родителей и налаживать эффективное коммуницирование с ними, подчеркнул собеседник.
Таким образом, по мнению эксперта, специализация школ в Азербайджане создает возможность учащимся получить профильное образование. Однако важно решать практические вопросы и внимательно учитывать мнения родителей. Мировой опыт показывает, что специализация школ повышает качество образования и создает более прочную основу для будущей карьеры завтрашних студентов.
Образование в школах должно быть полным
Еще один эксперт по вопросам образования, бывший депутат парламента Этибар Алиев, заявил, что не считает это нововведение в образовании положительным. Он сказал, что школьное образование должно быть полным. Учащиеся должны иметь возможность учиться в школе на всех уровнях образования (начальная, средняя и старшая школа – ред.). Иными словами, считает экс-депутат, все эти уровни должны быть сосредоточены в одной школе, именно в этом и состоит суть полного среднего образования.
"Нехорошо убирать из школы другие уровни образования. Школа - это не место для экскрементов, это достаточно консервативное место. В школе должна быть организована физическая подготовка, воспитание и обучение учащихся. Школа не должна превращаться в место для выполнения тестовых заданий. Если, как заявляют авторы проекта, это делается для того, чтобы предотвратить обращение старшеклассников к репетиторам, то это означает, что школа в широком смысле слова утратила свою образовательную функцию", - сказал Алиев.
Эксперт напомнил, что в 2013 году в Азербайджане была принята Государственная стратегия развития образования. В этом документе предусматривалось проведение процесса специализации в старших классах в течение последующих 11 лет.
"Получается, что все эти годы процесс специализации в школах не проводился. Хотя в действительности этот процесс следовало бы убыстрить", - сказал Алиев.
Собеседник также отметил, что основная функция школы сводится к тому, чтобы ученик в полном объеме получал все знания, предусмотренные школьной программой, не прибегая к услугам репетиторов.
"Министерство науки и образования и Государственный экзаменационный центр должны совместно обсудить причины, по которым эта задача ими не выполняются. Диалога между этими двумя ведомствами на данную тему я еще не видел", - констатировал бывший парламентарий.