Школы, воспитывающие будущих Илонов Масков - что такое образовательная система STEAM?
22:02 28.09.2024 (обновлено: 10:48 30.09.2024)
© Sputnik / Zulfiyya GuluyevaИнновационный центр STEAM
© Sputnik / Zulfiyya Guluyeva
Подписаться
Данный проект в настоящее время охватывает 398 государственных общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и 220 тысяч учащихся.
БАКУ, 28 сен — Sputnik. Мой младший ребенок, который учится в школе, с этого года начал обучаться по методу STEAM. Честно говоря, я не знаю, чем отличается этот метод обучения от обычного. Когда я спрашиваю ребенка, он отвечает, что в школе у них много разных интересных занятий. Я так понимаю, что это нововведение пошло на пользу детям, потому что им интересно, они учатся с удовольствием. Однако я не до конца понимаю разницу между STEAM-образованием и образованием традиционным.
Об этом Sputnik Азербайджан рассказала родительница Улькяр Абдуллаева, чей ребенок с этого года стал учиться по методу STEAM. Несмотря на то, что это нововведение внедряется в наше образование на протяжении уже нескольких лет, в сообществе родителей школьников далеко не все знают, что такое STEAM-образование.
Что такое STEAM-образование?
Руководитель проекта "STEAM Азербайджан" Играр Назаров ответил на вопросы Sputnik Азербайджан по этой теме. По его словам, данный проект стартовал в 2019/2020 учебном году. STEAM представляет собой образовательную систему, объединяющую пять основных направлений дисциплин. Для информации: если расшифровать аббревиатуру STEAM, то получится следующее: S – science (наука), T – technology (технология), E – engineering (инженерия), A – art (искусство) и M – mathematics (математика).
© Sputnik / Zulfiyya GuluyevaПресс-конференция в инновационном центре STEAM
Пресс-конференция в инновационном центре STEAM
© Sputnik / Zulfiyya Guluyeva
"Основа образования STEAM заключается в совместном использовании различных предметов, подготовке проектов и реализации этих проектов, превращая их в производство. Наука, технология, инженерное дело, искусство и математика преподаются совместно и интегрировано", - сказал руководитель проекта.
По его словам, основная цель проекта STEAM – развить у учащихся общеобразовательных школ республики навыки, необходимые в XXI веке – креативность, критическое мышление, умение работать в команде, чтобы показать учащимся применение научно-технических знаний в повседневной жизни посредством практических занятий, научить их инженерным навыкам, использованию современного ИКТ-оборудования с применением различных языков программирования.
Назаров отметил, что ранее преподавание в школах по системе STEAM начиналось с 6-го класса, а с этого учебного года оно проводится начиная с последнего класса начальной школы. Проекта в настоящее время реализуется с 4-го класса по 9-й.
Как отметил руководитель проекта, уроки по системе STEAM -"3D-печать", "Микробитное программирование", "Электротехника", "Биотехнология", "Нанотехнологии", "Робототехника", "Генная инженерия", "Лазерные станки с ЧПУ (с числовым программным управлением – ред.)", "Беспилотные летательные аппараты" (учебные дроны)" - организуются по специально разработанному куррикулуму (учебной программе). В школах STEAM базовые предметы преподаются так же, как и в других школах, но только за счет внеклассных занятий по образовательным программам.
"Метод обучения STEAM развивает у детей умение презентовать подготовленное, логическое мышление, сотрудничество. Есть дети, которые что-то готовят, но не могут это представить. У детей, обучающихся по методу STEAM, с раннего возраста формируются ИКТ-навыки. Они умеют использовать оборудование для 3D-печати, могут изготовить и распечатать любую фигуру или предмет. Этот инновационный подход привел к большому скачку в развитии образования", — рассказал Назаров.
Собеседник агентства отметил, что это нововведение, которое применяется в образовании 4 года, уже приносит свои плоды.
Назаров также сообщил, что проект "STEAM Азербайджан" в настоящее время охватывает 398 государственных общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и 220 тысяч учащихся. Он заявил, что STEAM играет большую роль в развитии "ученых завтрашнего дня".
"Среди 220 тысяч наших учащихся мы ищем своего будущего Илона Маска. Результаты STEAM-образования уже приносят свои плоды. Азербайджанские школьники побеждают в международных конкурсах, связанных с технологиями. Это большой успех", - сказал Назаров.
А что касается уровня профессиональных кадров, обучающих детей по методу STEAM, Назаров заявил, что в этом году в проекте участвуют 3000 преподавателей.
"70% из них — учителя начальных классов. Всего в этом проекте на сегодняшний день было задействовано 6000 учителей. Эти преподаватели прошли тренинги и получили соответствующую квалификацию", - сказал Назаров.
Почему STEAM не охватывает все учебные заведения
Но почему метод обучения STEAM не охватывает все учебные заведения?
На это вопрос Sputnik Азербайджан руководитель проекта "STEAM Азербайджан" ответил так:
"Школа, где применяется метод обучения STEAM, прежде всего должна иметь стабильное подключение к интернету. Также в ней должны быть образцовые классы, это комнаты должны быть оснащены компьютерами и оборудованием для 3D-печати. Метод обучения STEAM применяется только в тех школах, которые имеют все эти условия", - сказал собеседник.
Руководитель проекта сообщил, что любая школа, заинтересованная в применении этого метода обучения, может обратиться в Государственное агентство дошкольного и общего образования (MÜTDA).
Что касается применения STEAM-образования на других уровнях образования, то Назаров сообщил, что на базе физического факультета Азербайджанского государственного педагогического университета уже создан STEAM-центр.
"В то же время метод обучения STEAM применяется в качестве факультативного предмета по естественным наукам на пяти факультетах Азербайджанского государственного педагогического университета. Таким образом, подход STEAM уже применяется на всех уровнях образования", - сказал Назаров.
Отметим, что STEAM — реализация новых идей в результате сочетания науки, технологий, инженерии, искусства и математики — это образовательный подход, который может помочь решить различные проблемы в обществе.
Критический подход, творческое мышление, сравнительное осмысление полученных знаний, закрепление знаний на основе новых проектов в творческой форме, сотрудничество и т.д. — все это формирует навыки XXI века. Вместо преподавания предметов по отдельности STEAM интегрирует их в целостную модель обучения, основанную на реальных прикладных науках (дисциплинах).