Директора сельских школ выживают учителей "со стороны"?
© Sputnik / İlham MustafayevШкола
© Sputnik / İlham Mustafayev
Подписаться
Хотя размер компенсаций педагогам, работающим в селах, и был увеличен, по факту эта сумма недостаточна, считает эксперт.
БАКУ, 14 сен — Sputnik. Более двух тысяч мест в сельских школах Азербайджана остаются вакантными. Об этом заявил недавно СМИ министр науки и образования Эмин Амруллаев.
По его словам, в основном не хватает учителей по таким предметам, как изобразительное искусство и музыка.
"Здесь есть две проблемы, одна из них - фундаментальная. В небольших школах меньше начальных классов, иногда всего два-четыре, поэтому на уроки музыки приходится всего четыре часа. Преподавателю каждый раз туда ездить технически невозможно, потому что зарплата за четыре часа уроков очень низкая. Или, если в девятилетних школах сложить учебные часы, то у одного учителя наберется 9-12 часов", - сказал министр.
Почему учителя сами уходят из сельских школ
Sputnik Азербайджан попытался выяснить другие причины, по которым педагоги не заинтересованы работать в сельской местности.
Учительница биологии средней школы села Нюйдю Шамахинского района Саадат Джаббарлы рассказала Sputnik Азербайджан о трудностях, с которыми сталкиваются педагоги, приехавшие работать в сельских школах из столицы. По ее словам, никакой разницы в зарплате бакинских учителей и отправившихся работать в село нет.
Учителя, работающие в сельской местности, получают дополнительные выплаты только определенный период времени. По истечении пяти лет они прекращаются, преподавателю приходится самому оплачивать свои транспортные расходы. Мало того, директора школ в сельской местности различными способами притесняют учителей, приехавших "со стороны", практически выживают их.
"Учителям сельских школ, расположенных на расстоянии от 3 до 20 км от районного центра, выплачивают 90 манатов в месяц, а на расстоянии более 20 км - 180 манатов. Эти деньги я в этом году уже не получу, потому что они выплачиваются только в первые пять лет работы в селе. В прошлом учебном году я три раза в неделю ездила из Баку в Шамахы на уроки. В этом году директор распределил мои учебные часы на все дни недели. Это значит, что теперь мне придется ездить на работу в Шамахы каждый день", - сказала Джаббарлы.
Хотя, отметила собеседница, можно было сохранить прежнее расписание, чтобы ее уроки были трижды в неделю, но нет… Таким образом преподавателям со стороны не дают нормально работать.
"На оплату поездки из Баку в Шамахы ежедневно уходит 25 манатов. С этого года у меня зарплата 550 манатов. Если в прошлом году я платила за проезд 75 манатов в неделю, то в этом году придется платить 125 манатов. Кроме того, в этом году я уже не получу 180 манатов на транспортные расходы. На дорогу у меня будет уходить 500 манатов в месяц, то есть практически вся моя зарплата. Какой учитель при таких условиях захочет ехать работать из столицы в другой город, не говоря уже о том, чтобы преподавать в какой-нибудь сельской школе?" - сетует 28-летняя учительница.
Неужели выход один – увольняться с работы?
Адиля Алигусейнли, работавшая учителем географии в той же средней школе, уволилась с работы из-за больших транспортных расходов. Она рассказала, что, поскольку ей более 35 лет, соответствующую компенсацию ей не выплачивали, и потому во время работы в селе часть ее зарплаты уходила на транспорт.
Директор средней школы села Нюйдю Яшар Халилов сказал Sputnik Азербайджан, что для учителей, приезжающих издалека, созданы все условия.
"Государство выплачивает на транспортные расходы неместным учителям. Большинство из них живут в селе, арендуют жилье. По возможности мы распределяем учебные часы таких учителей так, чтобы они не приходили на занятия каждый день", - сказал директор школы.
Но есть учителя, которые одновременно являются и классными руководителями, и имеют 18-часовую учебную нагрузку. Согласно Трудовому кодексу такие преподаватели в будние дни должны быть в школе полный 8-часовой рабочий день.
"Иначе родители жалуются, мол, если учитель является классным руководителем, то почему он не в школе и не присматривает за детьми А тем, у кого учебная нагрузка составляет 3-5 часов в неделю, мы можем пойти на уступки. Я выполняю требование закона. Если учителю такие условия невыгодны, то пусть не работает. Желающих устроиться на работу – целая очередь", - заявил Халилов.
Эксперт по вопросам образования Кямран Асадов, комментируя сложившуюся ситуацию, считает удручающим тот факт, что в селах остаются вакантными более двух тысяч мест учителей. По его словам, это серьезный повод для беспокойства.
Эксперт отметил, что важно реализовать дополнительные стимулирующие меры по привлечению учителей в школы сел и регионов, потому что эта проблема долгое время остается нерешенной.
Асадов считает, что наличие в регионах вакансий учителей по отдельным предметам связано со снижением интереса преподавателей к этим направлениям.
"В регионах наблюдается повсеместная нехватка учителей иностранного языка. У таких преподавателей больше возможностей для трудоустройства в городах. Иностранный язык в сельской местности, как правило, преподается на низком уровне, поэтому учителя и не заинтересованы в такой работе ", - сказал он Sputnik Азербайджан.
Эксперт также отметил, что в сельской местности и регионах много вакансий учителей начальных классов. Их тоже сложно заинтересовать такой работой, и нередко это связано с личными обстоятельства – педагоги предпочитают оставаться в городах, где у них есть семья.
Стимулирующие меры недостаточны
Асадов сказал, что важно принять ряд эффективных стимулирующих мер, чтобы побудить учителей работать в сельской местности. Эти меры должны включать как материальные, так и социальные аспекты.
"Для сельских учителей следует ввести специальные надбавки к зарплате и бонусы. Например, следует предложить более высокую заработную плату, чем городским преподавателям, увеличить льготы в зависимости от выслуги лет и педагогического стажа. Это может побудить учителей остаться работать в сельской местности. Также важно улучшить жилищные условия преподавателей, работающих в селах и районах. В частности, должны быть приняты такие меры, как субсидированные жилищные программы или предоставление бесплатного жилья, покрытие транспортных расходов. Также необходимо развивать социальные услуги (здравоохранение, культуру) в сельской местности, чтобы учителя чувствовали себя в этих регионах комфортно", - сказал эксперт.
Он считает, что помимо этого необходимо организовать программы непрерывного обучения и повышения квалификации учителей, работающих в селах. Такие программы позволят преподавателям пополнять свои знания и развивать навыки, а также изучать современные методы обучения. Организация подобных программ позволит учителям пройти обучение без выезда в город.
При этом для молодых учителей, согласившихся работать в сельской местности, должны применяться льготы по кредитам на образование, их расходы на высшее образование должны частично или полностью покрываться государством, считает эксперт. Снижение финансовой нагрузки, которую они несут во время учебы, может мотивировать молодых учителей работать в сельской местности.
"Для сельских учителей должны быть введены специальные возможности карьерного роста и сертификации, а их успехи в образовательном процессе должны оцениваться особо. Это стимулирует педагогов трудиться с полной самоотдачей и даст им возможность строить успешную карьеру", - сказал Асадов.
Он также подчеркнул, что основные причины, по которым учителя отказываются работать в сельской местности, связаны с низкой заработной платой, плохими социальными условиями, ограниченными возможностями профессионального развития и семейными проблемами.
Нехватка преподавателей в сельской местности является "долгоиграющей" проблемой, и ее решение требует совместных усилий как государства, так и местных сообществ. Для решения всех этих проблем необходимо применять долгосрочные и системные подходы, считает Асадов.
Отметим, что в конце января 2021 года увеличен с 60 до 90 манатов размер компенсаций для молодых специалистов в возрасте до 35 лет, окончивших высшие и средние учебные заведения педагогического профиля и приступивших к работе в общеобразовательных учреждениях в сельской местности. Эта компенсация на оплату коммунальных услуг и арендной платы за жилье выплачивается, если педагог будет работать в течение пяти лет.