https://az.sputniknews.ru/20240821/zachem-baku-i-moskve-novye-tankery-i-kakie-neftegazovye-proekty-budut-realizovyvat-strany-466812878.html
Зачем Баку и Москве новые танкеры и какие нефтегазовые проекты будут реализовывать страны
Зачем Баку и Москве новые танкеры и какие нефтегазовые проекты будут реализовывать страны
Sputnik Азербайджан
После запуска новых танкеров Азербайджан может закупать больше российских нефтепродуктов, а свои объемы, которые производятся в стране, продавать на внешние... 21.08.2024, Sputnik Азербайджан
2024-08-21T10:00+0400
2024-08-21T10:00+0400
2024-08-21T10:23+0400
эксклюзивы
азербайджан
россия
владимир путин
баку
государственный визит
ильхам алиев
переговоры
танкер
строительство
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/07/1f/444558310_0:242:3072:1970_1920x0_80_0_0_9e1b73e8f26e1b0685cc8f2169769616.jpg
БАКУ, 21 авг — Sputnik. Многосторонняя торгово-экономическая повестка переговоров лидеров Азербайджана и России в Баку включала в себя и обсуждение планов по развитию энергетического сотрудничества. Среди заявлений президента РФ Владимира Путина особое внимание привлек план по началу совместного производства танкеров класса "река-море". А вице-премьер РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что Россия и Азербайджан рассматривают возможность реализации новых совместных проектов, в том числе на каспийском шельфе. Расширение торговли в Прикаспийском регионе Инициатива Азербайджана и России по выпуску новых танкеров класса "река-море" подразумевает, скорее, улучшение ситуации с танкерами, прежде всего в Каспийском море, для того, чтобы расширять торговлю прикаспийских стран нефтью и нефтепродуктами, считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков. "Я не думаю, что это какой-то масштабный или глобальный проект. Речь идет не о том, чтобы строить океанские танкеры класса "суэцмакс" или "афрамакс". Россия уже создала из действующих танкеров теневой флот для перевозки своей нефти и нефтепродуктов, обходя ценовой потолок. А сейчас данная российско-азербайджанская инициатива подразумевает, скорее, улучшение ситуации с танкерами, прежде всего в Каспийском море. Путин отметил, что это для перевозки нефтепродуктов, в основном для того, чтобы повысить эффективность логистики непосредственно в Каспийском море", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан. По словам эксперта, то, что танкеры будут класса "река-море", означает, что они могут заходить и в реки, и могут быть использованы в перевозках из Каспийского моря в Черноморский бассейн. Обновление танкерного флота важно, считает эксперт, потому что каспийский флот, по крайней мере российский, достаточно устарел, а РФ сейчас увеличила торговлю с Ираном и Азербайджаном. Юшков считает, что после запуска новых танкеров Азербайджан может закупать больше российских нефтепродуктов, высвобождая таким образом те объемы, которые производятся в стране, и продавать их на внешние рынки. Чем интересны проекты на каспийском шельфе компаниям из РФ? Что касается разработки проектов добычи углеводородов на каспийском шельфе, о которых говорил в Баку Новак, то Юшков считает, что тут нужно дождаться каких-то конкретных заявлений именно на уровне коммерческих компаний. "Потому что мы видим, что политическая воля в вопросе совместной разработки месторождений есть, но что будет дальше - здесь сказать сложно. Это может быть азербайджанский сектор, российский или на границе с Туркменистаном. Здесь не стоит ожидать скачка нефтедобычи, скорее всего, сотрудничество будет направлено на поддержание добычи в целом в прикаспийских странах", - отметил эксперт. Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан считает, что, говоря о новых проектах на каспийском шельфе, Новак, скорее всего, имел в виду проект совместной разработки Азербайджаном и Туркменистаном месторождения "Достлуг". Так, в этом проекте в качестве одной из ключевых компаний рассматривалась российская "Лукойл". "С другой стороны, я ожидал, что в ходе визита российского лидера в Баку будет подписано коммерческое соглашение между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и "Татнефтью" по доразработке нефтяного месторождения "Бибиэйбат". Дело в том, что в мае этого года между компаниями был подписан меморандум, а потом глава российской компании Наиль Маганов сказал о достижении договоренностей по месторождению "Бибиэйбат" и добавил, что скоро ожидается подписание коммерческого соглашения", - отметил Шабан. Месторождение "Карабах" - свободный актив Азербайджана Стоит отметить, что интерес российских компаний к азербайджанским углеводородным месторождениям растет с каждым годом. Так, в первом углеводородном соглашении Азербайджана – "Контракте века", подписанном в сентябре 1994 года, приняла участие и Россия. Затем российская компания "Лукойл" стала акционером проекта по разработке крупнейшего месторождения газа страны – "Шах Дениз", и в 2022 году доля компании в проекте увеличилась с 10% до 19,99% после того, как она приобрела часть акций малайзийской Petronas. В то же время российская компания "Лукойл" стала полноправным партнером проекта по разведке и разработке мелководья вокруг Абшеронского полуострова (Shallow Water Absheron Peninsula - SWAP) в азербайджанском секторе Каспийского моря в сентябре 2021 года после приобретения у компании BP 25-процентной доли участия в проекте. Третьим участником проекта является компания SOCAR с долей 50%. Еще одним важным газовым проектом Азербайджана является месторождение "Карабах", где разработка идет медленнее, чем планировалось ранее. Так, в прошлом месяце стало известно, что норвежский энергетический гигант Equinor в апреле закрыл сделку по продаже Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) 50% доли в проекте разработки "Карабаха". Таким образом, SOCAR стала единственным участником проекта со стопроцентной долей. Месторождение "Карабах", которое находится в Каспийском море в 130 км от Баку, было открыто в 1998 году консорциумом Caspian International Petroleum Company (CIPCO) во главе с американской компанией Pennzoil. В состав консорциума входил ряд компаний, в том числе российская "Лукойл" (12,5%) и итальянская Agip (5%). Equinor вошла в проект в 2018 году и, пробурив оценочную скважину, подтвердила запасы нефти и газа. Однако коммерческая схема разработки "Карабаха" не устроила норвежскую компанию, и она решила выйти из проекта. Сегодня "Карабах" открыт для инвесторов, и, возможно, именно российские компании захотят стать акционерами и разработчиками важного для Баку нефтегазового месторождения.
https://az.sputniknews.ru/20240124/dedlayn-cherez-tri-goda-po-kakim-napravleniyam-budut-razvivat-sotrudnichestvo-baku-i-moskva-462149019.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/07/1f/444558310_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_ca39527e71a011fd99983945c9dfbc8e.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, россия, владимир путин, баку, государственный визит, ильхам алиев, переговоры, танкер, строительство, каспий, нефтегазовые проекты, лукойл, разработка газоконденсатного месторождения "шах дениз", ильхам шабан, игорь юшков, socar, месторождение "карабах", экономика
азербайджан, россия, владимир путин, баку, государственный визит, ильхам алиев, переговоры, танкер, строительство, каспий, нефтегазовые проекты, лукойл, разработка газоконденсатного месторождения "шах дениз", ильхам шабан, игорь юшков, socar, месторождение "карабах", экономика
Зачем Баку и Москве новые танкеры и какие нефтегазовые проекты будут реализовывать страны
10:00 21.08.2024 (обновлено: 10:23 21.08.2024) После запуска новых танкеров Азербайджан может закупать больше российских нефтепродуктов, а свои объемы, которые производятся в стране, продавать на внешние рынки.
БАКУ, 21 авг — Sputnik. Многосторонняя торгово-экономическая повестка переговоров лидеров Азербайджана и России в Баку включала в себя и обсуждение планов по развитию энергетического сотрудничества. Среди заявлений президента РФ Владимира Путина особое внимание привлек план по началу совместного производства танкеров класса "река-море".
"Российская Объединенная судостроительная компания вместе с Бакинским судостроительным заводом приступают к выпуску современных танкеров класса "река-море" для перевозки нефтепродуктов", - сказал президент РФ.
А вице-премьер РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что Россия и Азербайджан рассматривают возможность реализации новых совместных проектов, в том числе на каспийском шельфе.
Расширение торговли в Прикаспийском регионе
Инициатива Азербайджана и России по выпуску новых танкеров класса "река-море" подразумевает, скорее, улучшение ситуации с танкерами, прежде всего в Каспийском море, для того, чтобы расширять торговлю прикаспийских стран нефтью и нефтепродуктами, считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков.
"Я не думаю, что это какой-то масштабный или глобальный проект. Речь идет не о том, чтобы строить океанские танкеры класса "суэцмакс" или "афрамакс". Россия уже создала из действующих танкеров теневой флот для перевозки своей нефти и нефтепродуктов, обходя ценовой потолок. А сейчас данная российско-азербайджанская инициатива подразумевает, скорее, улучшение ситуации с танкерами, прежде всего в Каспийском море. Путин отметил, что это для перевозки нефтепродуктов, в основном для того, чтобы повысить эффективность логистики непосредственно в Каспийском море", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, то, что танкеры будут класса "река-море", означает, что они могут заходить и в реки, и могут быть использованы в перевозках из Каспийского моря в Черноморский бассейн.
"Это региональный проект, который должен повысить эффективность разработки и доставки нефти с Каспийского моря прежде всего на ближайшие рынки. Кроме того, наличие новых танкеров позволит наладить обмен нефтепродуктами для того, чтобы снабжать прикаспийские страны нефтепродуктами, азербайджанскими или российскими", - отметил Юшков.
Обновление танкерного флота важно, считает эксперт, потому что каспийский флот, по крайней мере российский, достаточно устарел, а РФ сейчас увеличила торговлю с Ираном и Азербайджаном.
Юшков считает, что после запуска новых танкеров Азербайджан может закупать больше российских нефтепродуктов, высвобождая таким образом те объемы, которые производятся в стране, и продавать их на внешние рынки.
"Для РФ это рынок сбыта с коротким транспортным плечом - можно быстро доставить и продать и не пользоваться теневым флотом, который работает на отдаленное расстояние. А для Азербайджана это выгодно, потому что российские нефтепродукты зачастую можно купить со скидкой, а свои продать по мировым ценам. То есть это взаимовыгодная торговля", - подчеркнул собеседник Sputnik Азербайджан.
Чем интересны проекты на каспийском шельфе компаниям из РФ?
Что касается разработки проектов добычи углеводородов на каспийском шельфе, о которых говорил в Баку Новак, то Юшков считает, что тут нужно дождаться каких-то конкретных заявлений именно на уровне коммерческих компаний.
"Потому что мы видим, что политическая воля в вопросе совместной разработки месторождений есть, но что будет дальше - здесь сказать сложно. Это может быть азербайджанский сектор, российский или на границе с Туркменистаном. Здесь не стоит ожидать скачка нефтедобычи, скорее всего, сотрудничество будет направлено на поддержание добычи в целом в прикаспийских странах", - отметил эксперт.
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан считает, что, говоря о новых проектах на каспийском шельфе, Новак, скорее всего, имел в виду проект совместной разработки Азербайджаном и Туркменистаном месторождения "Достлуг". Так, в этом проекте в качестве одной из ключевых компаний рассматривалась российская "Лукойл".
"С другой стороны, я ожидал, что в ходе визита российского лидера в Баку будет подписано коммерческое соглашение между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и "Татнефтью" по доразработке нефтяного месторождения "Бибиэйбат". Дело в том, что в мае этого года между компаниями был подписан меморандум, а потом глава российской компании Наиль Маганов сказал о достижении договоренностей по месторождению "Бибиэйбат" и добавил, что скоро ожидается подписание коммерческого соглашения", - отметил Шабан.
Месторождение "Карабах" - свободный актив Азербайджана
Стоит отметить, что интерес российских компаний к азербайджанским углеводородным месторождениям растет с каждым годом. Так, в первом углеводородном соглашении Азербайджана – "Контракте века", подписанном в сентябре 1994 года, приняла участие и Россия.
Затем российская компания "Лукойл" стала акционером проекта по разработке крупнейшего месторождения газа страны – "Шах Дениз", и в 2022 году доля компании в проекте увеличилась с 10% до 19,99% после того, как она приобрела часть акций малайзийской Petronas.
В то же время российская компания "Лукойл" стала полноправным партнером проекта по разведке и разработке мелководья вокруг Абшеронского полуострова (Shallow Water Absheron Peninsula - SWAP) в азербайджанском секторе Каспийского моря в сентябре 2021 года после приобретения у компании BP 25-процентной доли участия в проекте. Третьим участником проекта является компания SOCAR с долей 50%.
Еще одним важным газовым проектом Азербайджана является месторождение "Карабах", где разработка идет медленнее, чем планировалось ранее. Так, в прошлом месяце стало известно, что норвежский энергетический гигант Equinor в апреле закрыл сделку по продаже Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) 50% доли в проекте разработки "Карабаха". Таким образом, SOCAR стала единственным участником проекта со стопроцентной долей.
Месторождение "Карабах", которое находится в Каспийском море в 130 км от Баку, было открыто в 1998 году консорциумом Caspian International Petroleum Company (CIPCO) во главе с американской компанией Pennzoil. В состав консорциума входил ряд компаний, в том числе российская "Лукойл" (12,5%) и итальянская Agip (5%).
Equinor вошла в проект в 2018 году и, пробурив оценочную скважину, подтвердила запасы нефти и газа. Однако коммерческая схема разработки "Карабаха" не устроила норвежскую компанию, и она решила выйти из проекта.
Сегодня "Карабах" открыт для инвесторов, и, возможно, именно российские компании захотят стать акционерами и разработчиками важного для Баку нефтегазового месторождения.