Новости

Средний коридор может стать основным маршрутом поставок между Азией и Европой - политолог

© iStock.com / imantsuГрузовые контейнеры
Грузовые контейнеры - Sputnik Азербайджан, 1920, 21.08.2024
Подписаться
По словам казахстанского эксперта Эдуарда Полетаева, коридор предлагает разнообразные логистические решения, объединяя железнодорожные, морские и автомобильные грузоперевозки, что делает его более привлекательным для бизнеса.
БАКУ, 21 авг — Sputnik. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, или Средний коридор) является одной из ключевых инициатив, направленных на развитие транспортных связей между Китаем и Европой через Центральную Азию и Южный Кавказ.
Об этом в интервью АЗЕРТАДЖ заявил казахстанский политолог Эдуард Полетаев. Он рассказал о нынешнем состоянии и перспективах развития данного маршрута, его роли в укреплении отношений между странами региона, а также вызовах, с которыми сталкиваются участники проекта.
По словам эксперта, проект ТМТМ все еще находится на стадии корректировки и ожидания значительных инвестиций. Даже представление о его протяженности существенно различается в зависимости от восприятия.
Он отметил, что он базируется на инициативе ТРАСЕКА, популярной в 1990-е годы. В общих чертах - это транзитный маршрут между Китаем и Европой через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию, а также Черное и Каспийское моря. Однако возможны и альтернативные маршруты, включающие страны Центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, добавил Полетаев.

"Поскольку это мультимодальный маршрут, его общая длина, по западным оценкам, составляет около 5000 километров, включая примерно 4250 километров железнодорожных линий и 500 километров морских путей. В Казахстане же часто оценивают Транскаспийский маршрут как более протяженный – до 11 тысяч километров. Это объясняется тем, что в расчет включается Китай, начиная от его восточных границ, что значительно увеличивает общую длину маршрута", - сказал он.

Таким образом, этот маршрут обладает потенциалом стать ключевым транспортным коридором между Юго-Восточной Азией и Европой. Геополитические изменения в Евразии стимулируют развитие альтернативных логистических цепочек, подчеркнул специалист.

Активизация обсуждений по реализации проекта

Полетаев отметил, что идея Транскаспийского маршрута начала активно обсуждаться после выступления председателя КНР Си Цзиньпина в Астане в 2013 году, положившего начало реализации масштабной инициативы "Один пояс, один путь". Первые контейнерные поезда по нему отправились в 2017 году, а систематический учет грузоперевозок в Казахстане начался ориентировочно с 2019–2021 годах.
"Транскаспийский коридор, несмотря на свой потенциал, сталкивается с рядом проблем, включая недостаточную инфраструктуру, длительное таможенное оформление и сложности мультимодальных перевозок. Однако его географическое положение, благоприятный климат и неполная загрузка делают этот маршрут перспективным для развития", - уверен эксперт.
Он также отметил, что это также связано с реализацией транспортного потенциала Казахстана и усилению его сотрудничества со странами Каспийского региона, с которыми у республики сложились прочные экономические и политические отношения.

Потенциальный объем грузоперевозок и доходов стран-транзитеров

Доходы, которые этот коридор может приносить странам-транзитерам, остаются предметом обсуждений, заявил Полетаев.
"В 2019 году в Казахстане доходы от транзитных перевозок предположительно, составили около 1,5 миллиарда долларов при общем объеме транзита 19,4 млн тонн. В 2023 году общий объем транзита увеличился до 29 млн тонн, что позволяет предположить рост доходов до 2 млрд долларов", - сказал он.
На 2024 год планируется, что объем транзита по Транскаспийскому маршруту достигнет 4 миллиона тонн, что должно привести к увеличению доходов. Строительство логистического грузового терминала Казахстана в сухом порту города Сиань уже способствовало росту контейнерных перевозок на 70 процентов, и этот рост продолжается, подчеркнул специалист.
Он также добавил, что перспективы ТМТМ выглядят все более привлекательными на фоне растущей геополитической напряженности в мире. События в Украине и атаки на судоходство в Красном море повысили интерес к альтернативным маршрутам. Транскаспийский коридор, не подверженный подобным рискам, может стать серьезной альтернативой также Суэцкому каналу, уверен Полетаев.
По его словам, Средний коридор предлагает разнообразные логистические решения, объединяя железнодорожные, морские и автомобильные перевозки. Однако именно железнодорожный транспорт доказал свою надежность и эффективность, особенно в условиях кризисов, таких как пандемия COVID-19.
"Стабильность железнодорожных перевозок и меньшая зависимость от внешних факторов делают этот вид транспорта привлекательным для бизнеса", - подытожил специалист.
Президент Ильхам Алиев принял участие во встрече глав государств Центральной Азии и Азербайджана в Астане - Sputnik Азербайджан, 1920, 09.08.2024
Новости
Средний коридор на подъеме: Алиев о важности транзита и сотрудничества с Центральной Азией
Лента новостей
0