Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Транспортная логистика Азербайджана готова для функционирования МТК "Север-Юг"

© AFP 2024 / JURE MAKOVECГрузовики на трассе, фото из архива
Грузовики на трассе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.06.2024
Подписаться
Оформление документов на границе что на азербайджанской стороне, что на российской осуществляется за 20-25 минут, на КПП обеспечен весь комплекс мер, позволяющий проходить таможенный контроль.
БАКУ, 26 июн — Sputnik. Азербайджанские пограничные переходы в идеальном состоянии, а дорожная инфраструктура полностью готова для работы международного транспортного коридора "Север-Юг". Об этом в интервью Sputnik Азербайджан заявила начальник отдела международного взаимодействия и логистики международных транспортных коридоров АНО (автономная некоммерческая организация) "Дирекция международных транспортных коридоров" РФ Наталья Задонская.

"Я лично прошла все погранпереходы пешком по маршруту МТК "Север-Юг" и проверила работу каждого из них. Азербайджанские погранпереходы в идеальном состоянии. Российские сейчас, можно сказать, тоже. Мне было интересно выехать с экспертами на КПП "Яраг-Казмаляр" и ознакомиться с тем, как ведется его реконструкция, потому что завершение работ ожидается через несколько месяцев. Вместе с тем сейчас там уже работают новые полосы для прохода и единое окно. Было интересно посмотреть, насколько комфортный сервис организован для водителей", - рассказала Задонская.

Так, по словам эксперта, оформление документов на таможне что на азербайджанской стороне, что на российской осуществляется за 20-25 минут, что подтверждают и водители. Кроме того, на КПП России и Азербайджана имеются пункты ветеринарного и фитосанитарного контроля. То есть, отметила Задонская, обеспечен комплекс мер, который позволяет водителям комфортно проходить весь таможенный контроль.

"В Азербайджане отличное состояние автомобильных дорог, они просто вызывают восхищение. Мы проехали весь маршрут от Ирана до Дагестана - никаких проблем нет. Как известно, за счет качества дорожной инфраструктуры обеспечивается быстрота доставки грузов", - сказала собеседник Sputnik Азербайджан.

Задонская также добавила, что побывала в железнодорожном транспортно-логистическом центре Астары, который находится в Иране, но владеет им Азербайджан. По ее словам, в данном центре очень хорошо устроен сервис и достаточно площадей для перевалки грузов, в том числе на автомобильный транспорт, так как железная дорога Решт-Астара еще не построена.
В целом, отметила эксперт, МТК "Север-Юг" уже активно работает. Другое дело, что существуют вопросы с грузовой базой, обратной загрузкой и проблемы с взаиморасчетами, отметила она. Однако эти вопросы решаются в координации со странами-участницами МТК.
© Sputnik / Ilham MustafaГрузовики на дороге
Azərbaycan-Gürcüstan sərhədində TIR parkları doub - Sputnik Азербайджан, 1920, 25.06.2024
Грузовики на дороге

Главенствующая роль в сотрудничестве по МТК "Север-Юг" принадлежит Азербайджану

Задонская отметила, что если обратиться к статистике, то по западной ветке (через территорию Азербайджана) перевозится около 58% всех грузов по "Север-Юг" - это большая составляющая, поэтому без Азербайджана в этом проекте никак, так как страна играет главенствующую роль в сотрудничестве стран в рамках МТК.
По ее словам, скоропортящуюся или плодоовощную продукцию невозможно перевозить вагонами, и поэтому сегодня сельхозпродукцию в основном перевозят автомобильным транспортом. Так что автомобильная составляющая в западной ветке МТК "Север-Юг" превалирует.
Эксперт рассказала, что в рамках усовершенствования работы МТК Россия, Иран и Азербайджан осуществляют трехсторонний выезд на погранпереходы и итоговое заседание экспертов.
При этом, отметила Задонская, понятно, что без Ирана транзитную работу через Азербайджан не наладить.

"По результатам осмотра выяснилось, что на иранской стороне есть ряд вопросов и проблем. Я считаю, что эти проблемы необходимо решать не давлением, а нужно подтягивать иранскую сторону до уровня Азербайджана. Мы продемонстрировали иранской стороне те системы, которые у нас действуют - единое окно, цифровизация и другие, и это оказалось эффективным. Я увидела их заинтересованность, они даже несколько сожалеют о том, что у них реконструкция погранперехода через Астару намечена к 2026 году. Возможно, они ускорят этот вопрос. В любом случае, они крайне заинтересованы, и мы решили на регулярной основе создать координационный механизм по западному маршруту МТК "Север-Юг" и все вопросы, которые задают транспортно-логистические компании и водители, решать в оперативном порядке", - рассказала она.

По словам эксперта, много вопросов и жалоб поступает от водителей по формированию очередей на иранской стороне. При этом, отметила она, там действует цифровой сервис по формированию очередей, однако на месте удалось выяснить, что при подходе к таможенному посту есть еще одна дорога, по которой еще одна очередь вклинивается в основную.
© iStock.com / MAGNIFIERГрузовые контейнеры
Грузовые контейнеры - Sputnik Азербайджан, 1920, 25.06.2024
Грузовые контейнеры
"Тут возникает конфликт у водителей - вроде приоритет отдается скоропортящимся продуктам, но так как две очереди выстраиваются в одну, возникают определенные проблемы", - отметила Задонская.
Она добавила, что новый мост через Астарачай, сданный в эксплуатацию в декабре 2023 года, - это правильное логистическое решение. Но пока только с азербайджанской стороны организован таможенный контроль, а иранская сторона не успевает оформить этот сервис.
"Но мы надеемся и уверены, что в таком тройном партнерстве удастся ускорить и улучшить процесс работы "Север-Юг", - добавила эксперт.

Строительство ТЛЦ по маршруту "Север-Юг"

По словам Задонской, существует карта по развитию МТК "Север-Юг", которая касается и инфраструктурных объектов вдоль маршрута коридора. Еще есть также планы по созданию транспортно-логистических центров (ТЛЦ) по данному маршруту - в Дагестане планируется открыть восемь таких объектов.
"Нам также необходимо формировать потоки сельхозпродукции по МТК, и для того, чтобы это было не хаотично и регулярно и чтобы упростить сбор таких грузов, например, зерновых, планируется создание определенных сервисов вдоль волжского бассейна. Но это уже предусматривается для развития транскаспийской ветки МТК "Север-Юг", - отметила Задонская.
Эксперт подчеркнула, что в приоритете развивать все направления МТК "Север-Юг" - морской, железнодорожный и автомобильный маршруты.
В то же время, отметила Задонская, Азербайджан активно развивает все транспортные маршруты, проходящие через его территорию, что приветствуется Россией.

"Россия сегодня приветствует развитие Зангезурского коридора, потому что это наш выход в Азово-Черноморский бассейн через Турцию. Также Россия может выйти в этот бассейн через Грузию, используя маршрут Баку-Тбилиси-Карс, - мы были бы рады, если это направление будет развиваться", - добавила она.

Строительство железной дороги, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 21.06.2024
Аналитика
Толчок для развития МТК "Север-Юг": каково значение железнодорожного участка Решт-Каспиан
Лента новостей
0