https://az.sputniknews.ru/20240331/mnogo-slov-malo-deystviy-chto-skryvaetsya-za-rastuschim-interesom-es-k-turkmenistanu-463593201.html
Много слов, мало действий: что скрывается за растущим интересом ЕС к Туркменистану
Много слов, мало действий: что скрывается за растущим интересом ЕС к Туркменистану
Sputnik Азербайджан
В марте глава туркменистанского МИД Рашид Мередов совершил визит в Бельгию и Италию, где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. 31.03.2024, Sputnik Азербайджан
2024-03-31T22:00+0400
2024-03-31T22:00+0400
2024-03-31T22:00+0400
аналитика
туркменистан
ес
азербайджан
энергетика
поставки газа
своповые поставки
сотрудничество
центральная азия
транспортные коридоры
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0b/18/460841027_0:0:2121:1194_1920x0_80_0_0_d501f29f26f5d0f462810b2542858ec1.jpg
БАКУ, 31 мар — Sputnik. За последние два года Центральная Азия стала "Меккой" для западных министров и чиновников разной величины - многочисленные визиты и переговоры с руководителями центральноазиатских государств являются попытками удержать регион в своей сфере влияния. При этом, в качестве "пряника" для стран региона предлагаются развитие импортно-экспортных операций, сотрудничество в сфере энергетики и транспорта, а также вовлечение их в различные инвестиционные соглашения и проекты. Отдельный интерес у Запада вызывает Туркменистан, богатый энергетическими ресурсами, имеющий торговые порты и выход к морю, а также активный участник международных транспортных коридоров. Так, в марте министр иностранных дел страны Рашид Мередов по приглашению европейской стороны совершил визит в Бельгию и Италию, где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Туркменистаном и ЕС. По возвращению из Европы Мередов проинформировал президента Сердара Бердымухамедова о ряде запланированных масштабных визитов представителей Евросоюза, которые позволят углубить сотрудничество Брюсселя с Ашхабадом. Что ЕС предлагает Туркменистану? Евросоюз часто играет на чувствах Ашхабада, заявляя о намерении импортировать туркменский газ – понимая значение диверсификации поставок для туркменского руководства, европейские чиновники периодически говорят о планах создать необходимую инфраструктуру для закупки топлива. При этом, предложенная Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией схема поставок со строительством Транскаспийского газопровода не нашла поддержки со стороны ЕС. Только в некоторых случаях, когда было необходимо получить благосклонность Ашхабада, отдельные еврочиновники периодически манипулируют вероятностью реализации проекта. По факту, дальше разговоров вопрос строительства трубопровода не сдвинулся, а его реализацию и Баку, и Ашхабад мысленно убрали в ящик "нереализованных европейских хотелок". Однако настроенный на диверсификацию экспорта Туркменистан не оставляет попыток доставить свое "голубое топливо" на европейский рынок. Так, в прошлом году, после переговоров с Турцией и Ираном, была объявлена альтернативная схема со своповыми поставками туркменского газа. Планируется, что Туркменистан будет поставлять его в Иран, а Тегеран, в свою очередь, будет экспортировать аналогичные объемы в Турцию. Оттуда газ, как ожидается, по Трансанатолийскому (TANAP) газопроводу будет экспортироваться в Европу. Впрочем, заявление Ашхабада о возможной реализации свопового экспорта никакой реакции со стороны ЕС не вызвало. Возможно, это связано с присутствием в экспортной схеме подсанкционного Ирана. Но скорее всего, Брюссель, который держит курс на снижение потребления газа в своем энергобалансе, не заинтересован в контрактах по закупке "голубого топлива" из нового источника. Несмотря на это, во время визита в ЕС глава туркменского МИД получил сигнал о том, что Брюссель готов к созданию рамочного соглашения об энергетическом сотрудничестве, которое предполагает и формирование бюрократической основы, предшествующей любым долгосрочным сделкам по поставкам природного газа. Однако понимания, что Туркменистан по сути уже не очень и доверяет обещаниям о газовых контрактах, Мередову также заявили о планах по взаимодействию в сфере "зеленых технологий", в частности в разработке и экспорте водорода. Другим важным аспектом сотрудничества для ЕС со странами Центральной Азии являются транспортно-логистические коридоры, которые также обсуждались на встречах Мередова в Европе. Развитие партнерства в этой сфере, учитывая вызовы, которые стоят перед мировой логистикой, является едва ли не самым главным вопросом для ЕС в обеспечении непрерывности цепочек поставок и продовольственной безопасности. Так, один из крупнейших портов Каспия – Туркменбаши – с годовой мощностью перевалки 17 млн тонн грузов, с одной стороны предлагает транзит и диверсифицирует маршруты Транскаспийского транспортного маршрута (Средний коридор). С другой стороны, активное использование туркменского порта позволит таким странам, как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан наладить торговлю с ЕС, что соответствует целям Брюсселя по расширению своего влияния в Центральной Азии. Ряд СМИ сообщают, что Ашхабаду нужно около 1,5 млрд долларов инвестиций для модернизации и расширения возможностей Туркменбаши, и не исключается, что финансирование будет направлено с Запада - для расширения своего присутствия в каспийских портах ЕС не пожалеет денег. Что Брюссель просит взамен? "Справедливости для всех" - так поэтично и лаконично можно сформулировать требование ЕС от туркменского руководства, если не вникать в суть вопроса. Так, во время переговоров с ЕС главе МИД Туркменистана было заявлено об отсутствии доверия иностранных инвесторов к судебной системе страны. Сообщается, что условием Брюсселя для притока инвестиций и углубления экономического сотрудничества с Туркменистаном стало предложение о создании альтернативной судебной системы, которая справедливо и беспристрастно решит обращения иностранных инвесторов. В качестве примера был назван созданный в Казахстане суд Международного финансового центра "Астана" (МФЦА), который представляет судебную систему, основанную на нормах и принципах так называемого английского права. Стоит отметить, что суд МФЦА является независимым в своей деятельности и не является частью судебной системы Республики Казахстан. В Туркменистане, который является достаточно закрытым государством, создание суда, функционирующего отдельно от судебной системы страны, весьма маловероятно. Стоит также отметить, что после успешного турне Мередова в ЕС, 25 марта Комиссия США по международной религиозной свободе опубликовала отчет, в котором обвиняет власти Туркменистана в несоблюдении прав мусульман в общем и в месяц Рамадан в частности. Кроме того, в спонсируемых со стороны США СМИ, связанных с Туркменистаном, вышли несколько статей о преследовании граждан страны в ряде вилайетов из-за соблюдения поста. То есть, не успел европейский бизнес прийти и обосноваться в Туркменистан, как заокеанский союзник Брюсселя уже расшатывает политическую стабильность под любимым предлогом защиты прав человека. Однако, стоит отметить, что сегодня сотрудничество с Туркменистаном очень важно для ЕС, в том числе и в сфере импорта хлопка. Напомним, из-за сокращения поставок хлопкового сырья из Китая производство пороха в ЕС значительно сократилось. Острый дефицит нитроцеллюлозы спровоцировал "пороховой кризис" в странах ЕС. Нитроцеллюлозу, в свою очередь, получают из длинноволокнистых сортов хлопка, которые широко производятся в Туркменистане. Стоит отметить, что длинноволокнистый сорт составляет только 1% от всего объема выращиваемого хлопка в мире, и потенциал Туркменистана в этом вопросе может стать одним из решающих элементов углубления сотрудничества Брюсселя с Ашхабадом. В таком случае, учитывая ряд потенциальных выгод, которые сулит Европе сближение с Туркменистаном, в том числе обеспечение поставок сырья для военного производства, Брюссель, скорее всего, будет просить Вашингтон закрыть глаза на некоторые "упущения" туркменского руководства.
https://az.sputniknews.ru/20240313/svopom-cherez-iran-i-azerbaydzhan-doydet-li-turkmenskiy-gaz-do-evropy-463210420.html
туркменистан
центральная азия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0b/18/460841027_125:0:2010:1414_1920x0_80_0_0_19583798245f111e3f5da041bdf4cb98.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
туркменистан, ес, азербайджан, энергетика, поставки газа, своповые поставки, сотрудничество, центральная азия, транспортные коридоры, транскаспийский трубопровод, рашид мередов, ашхабад, инвестиции, экономика
туркменистан, ес, азербайджан, энергетика, поставки газа, своповые поставки, сотрудничество, центральная азия, транспортные коридоры, транскаспийский трубопровод, рашид мередов, ашхабад, инвестиции, экономика
Много слов, мало действий: что скрывается за растущим интересом ЕС к Туркменистану
В марте глава туркменистанского МИД Рашид Мередов совершил визит в Бельгию и Италию, где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
БАКУ, 31 мар — Sputnik. За последние два года Центральная Азия стала "Меккой" для западных министров и чиновников разной величины - многочисленные визиты и переговоры с руководителями центральноазиатских государств являются попытками удержать регион в своей сфере влияния.
При этом, в качестве "пряника" для стран региона предлагаются развитие импортно-экспортных операций, сотрудничество в сфере энергетики и транспорта, а также вовлечение их в различные инвестиционные соглашения и проекты.
Отдельный интерес у Запада вызывает Туркменистан, богатый энергетическими ресурсами, имеющий торговые порты и выход к морю, а также активный участник международных транспортных коридоров. Так, в марте министр иностранных дел страны Рашид Мередов по приглашению европейской стороны совершил визит в Бельгию и Италию, где было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Туркменистаном и ЕС.
По возвращению из Европы Мередов проинформировал президента Сердара Бердымухамедова о ряде запланированных масштабных визитов представителей Евросоюза, которые позволят углубить сотрудничество Брюсселя с Ашхабадом.
Что ЕС предлагает Туркменистану?
Евросоюз часто играет на чувствах Ашхабада, заявляя о намерении импортировать туркменский газ – понимая значение диверсификации поставок для туркменского руководства, европейские чиновники периодически говорят о планах создать необходимую инфраструктуру для закупки топлива.
При этом, предложенная Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией схема поставок со строительством Транскаспийского газопровода не нашла поддержки со стороны ЕС. Только в некоторых случаях, когда было необходимо получить благосклонность Ашхабада, отдельные еврочиновники периодически манипулируют вероятностью реализации проекта. По факту, дальше разговоров вопрос строительства трубопровода не сдвинулся, а его реализацию и Баку, и Ашхабад мысленно убрали в ящик "нереализованных европейских хотелок".
Однако настроенный на диверсификацию экспорта Туркменистан не оставляет попыток доставить свое "голубое топливо" на европейский рынок. Так, в прошлом году, после переговоров с Турцией и Ираном, была объявлена альтернативная схема со своповыми поставками туркменского газа. Планируется, что Туркменистан будет поставлять его в Иран, а Тегеран, в свою очередь, будет экспортировать аналогичные объемы в Турцию. Оттуда газ, как ожидается, по Трансанатолийскому (TANAP) газопроводу будет экспортироваться в Европу.
Впрочем, заявление Ашхабада о возможной реализации свопового экспорта никакой реакции со стороны ЕС не вызвало. Возможно, это связано с присутствием в экспортной схеме подсанкционного Ирана. Но скорее всего, Брюссель, который держит курс на снижение потребления газа в своем энергобалансе, не заинтересован в контрактах по закупке "голубого топлива" из нового источника.
Несмотря на это, во время визита в ЕС глава туркменского МИД получил сигнал о том, что Брюссель готов к созданию рамочного соглашения об энергетическом сотрудничестве, которое предполагает и формирование бюрократической основы, предшествующей любым долгосрочным сделкам по поставкам природного газа.
Однако понимания, что Туркменистан по сути уже не очень и доверяет обещаниям о газовых контрактах, Мередову также заявили о планах по взаимодействию в сфере "зеленых технологий", в частности в разработке и экспорте водорода.
Другим важным аспектом сотрудничества для ЕС со странами Центральной Азии являются транспортно-логистические коридоры, которые также обсуждались на встречах Мередова в Европе. Развитие партнерства в этой сфере, учитывая вызовы, которые стоят перед мировой логистикой, является едва ли не самым главным вопросом для ЕС в обеспечении непрерывности цепочек поставок и продовольственной безопасности.
Так, один из крупнейших портов Каспия – Туркменбаши – с годовой мощностью перевалки 17 млн тонн грузов, с одной стороны предлагает транзит и диверсифицирует маршруты Транскаспийского транспортного маршрута (Средний коридор). С другой стороны, активное использование туркменского порта позволит таким странам, как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан наладить торговлю с ЕС, что соответствует целям Брюсселя по расширению своего влияния в Центральной Азии.
Ряд СМИ сообщают, что Ашхабаду нужно около 1,5 млрд долларов инвестиций для модернизации и расширения возможностей Туркменбаши, и не исключается, что финансирование будет направлено с Запада - для расширения своего присутствия в каспийских портах ЕС не пожалеет денег.
Что Брюссель просит взамен?
"Справедливости для всех" - так поэтично и лаконично можно сформулировать требование ЕС от туркменского руководства, если не вникать в суть вопроса. Так, во время переговоров с ЕС главе МИД Туркменистана было заявлено об отсутствии доверия иностранных инвесторов к судебной системе страны. Сообщается, что условием Брюсселя для притока инвестиций и углубления экономического сотрудничества с Туркменистаном стало предложение о создании альтернативной судебной системы, которая справедливо и беспристрастно решит обращения иностранных инвесторов.
В качестве примера был назван созданный в Казахстане суд Международного финансового центра "Астана" (МФЦА), который представляет судебную систему, основанную на нормах и принципах так называемого английского права. Стоит отметить, что суд МФЦА является независимым в своей деятельности и не является частью судебной системы Республики Казахстан.
В Туркменистане, который является достаточно закрытым государством, создание суда, функционирующего отдельно от судебной системы страны, весьма маловероятно.
Стоит также отметить, что после успешного турне Мередова в ЕС, 25 марта Комиссия США по международной религиозной свободе опубликовала отчет, в котором обвиняет власти Туркменистана в несоблюдении прав мусульман в общем и в месяц Рамадан в частности. Кроме того, в спонсируемых со стороны США СМИ, связанных с Туркменистаном, вышли несколько статей о преследовании граждан страны в ряде вилайетов из-за соблюдения поста.
То есть, не успел европейский бизнес прийти и обосноваться в Туркменистан, как заокеанский союзник Брюсселя уже расшатывает политическую стабильность под любимым предлогом защиты прав человека.
Однако, стоит отметить, что сегодня сотрудничество с Туркменистаном очень важно для ЕС, в том числе и в сфере импорта хлопка. Напомним, из-за сокращения поставок хлопкового сырья из Китая производство пороха в ЕС значительно сократилось. Острый дефицит нитроцеллюлозы спровоцировал "пороховой кризис" в странах ЕС. Нитроцеллюлозу, в свою очередь, получают из длинноволокнистых сортов хлопка, которые широко производятся в Туркменистане. Стоит отметить, что длинноволокнистый сорт составляет только 1% от всего объема выращиваемого хлопка в мире, и потенциал Туркменистана в этом вопросе может стать одним из решающих элементов углубления сотрудничества Брюсселя с Ашхабадом.
В таком случае, учитывая ряд потенциальных выгод, которые сулит Европе сближение с Туркменистаном, в том числе обеспечение поставок сырья для военного производства, Брюссель, скорее всего, будет просить Вашингтон закрыть глаза на некоторые "упущения" туркменского руководства.