Новости

Рост цен и безработица: к чему приведет сокращение таксопарка в Азербайджане?

© iStock.com / ByoungJooЗнак такси на кузове автомобиля
Знак такси на кузове автомобиля - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.03.2024
Подписаться
Сектор таксомоторных перевозок – это единственная сфера, цены в которой устраивают людей, считает эксперт.
БАКУ, 16 мар — Sputnik. В Азербайджане на сегодняшний день около 7 тысяч автомобилей, со дня выпуска которых прошло более 15 лет, прекратили оказание услуг такси.
Об этом Sputnik Азербайджан сообщил глава пресс-службы Агентства наземного транспорта (AYNA) Турал Оруджев.
Вопрос сокращения количества такси в республике в последние дни стал вновь актуальным. На днях на общественных слушаниях в комитете по экономической политике, промышленности и предпринимательству Милли Меджлиса (парламента) заместитель министра цифрового развития и транспорта Рахман Гумметов сообщил, что с лета прошлого года количество такси в стране сократилось с 67 тысяч до 60 тысяч.
Он добавил, что для той численности населения, которая есть в Баку, достаточно около 20 тысяч такси.
"В то же время это не означает, что 40 тысяч человек останутся безработными. У нас дефицит водителей в общественном транспорте, нам также нужны водители для грузовых перевозок", – сказал замминистра.

Процесс сокращения количества такси продолжится

Пресс-секретарь AYNA заявил агентству, что в целях повышения качества таксомоторных услуг, адаптации существующей законодательной базы в этой сфере к сегодняшним требованиям проводятся важные реформы. Для этого, прежде всего, была усовершенствована законодательная база.
Очень важное значение с точки зрения создания эффективных механизмов контроля деятельности такси имеют поправки в законы "Об автомобильном транспорте", "О дорожном движении", "О лицензиях и разрешениях", "О государственной пошлине", а также изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Налоговый кодекс.
По его словам, эти изменения дают возможность осуществлять госконтроль в данной сфере и направлены на предоставление гражданам качественных услуг такси и обеспечение достойных условий труда водителей. В результате реформ, проведенных в сфере услуг такси, количество поездок на такси в Баку сократилось. Анализ показывает, что количество поездок на такси до или от станций метро также снизилось. Около 7 тыс. автомобилей такси, в основном старше 15 лет, прекратили оказывать услуги. На сегодняшний день разрешение на деятельность в качестве операторов служб такси в стране получили 10 физических и юридических лиц.
Представитель агентства отметил, что в целях повышения уровня обслуживания граждан водители такси были привлечены к специальному обучению по этике поведения и нормативно-правовым актам, регулирующим пассажирские перевозки автотранспортом. На сегодняшний день обучение в Учебно-тренировочном центре AYNA прошли более 14 тыс. водителей. Не прошедшие спецподготовку и не имеющие сертификата не смогут получить пропускное удостоверение и пропускную карту на автомобиль.
"Водители, не получившие пропускную карту, не смогут работать индивидуально или подключаться к операторам служб такси. После утверждения Агентством наземного транспорта Азербайджана технических показателей транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковыми автомобилями-такси, требований к их внутреннему и внешнему оформлению, а также перечня сведений о водителе будут выдаваться пропускное удостоверение (на водителя – ред.) и пропускная карта (на автомобиль – ред.)", – сказал Оруджев.
По его словам, с вступлением в силу новых правил будет упорядочена сфера услуг такси и сформирован рынок труда профессиональных водителей такси. Это создаст благоприятные условия для деятельности профессиональных водителей такси.
Таким образом, как следует из слов представителя AYNA, процесс сокращения количества такси продолжится.

"Сито" новых требований

В то же время опрошенные Sputnik Азербайджан эксперты отметили ряд серьезных последствий, которые может повлечь сокращение количества такси в стране.
Эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы сообщил, что вопрос о квотах на такси в ближайшем будущем на повестке дня стоять не будет. По его словам, водители такси будут "проходить через сито" требований законодательства.
"Со временем водители такси, не соответствующие требованиям законодательства, сами окажутся вне этой сферы деятельности. В настоящее время желающие работать таксистами должны пройти обучение и получить сертификат. Но на данный момент из 60-70 тысяч работающих таксистов сертификаты получили лишь 14 тысяч", – сказал эксперт.
По его словам, планируется, что в дальнейшем водители такси будут проходить и медицинское освидетельствование.
Если этот процесс будет осуществляться прозрачно, то таксисты с наркозависимостью и проблемами с психическим здоровьем не будут допускаться к работе. Таким образом будет отсеяно еще некоторое число водителей.
По словам эксперта, еще одним требованием является соответствие транспортного средства, на котором планируется предоставлять услуги такси, определенным техническим требованиям. Автомобили, не отвечающие этим требованиям, нельзя будет использовать в качестве такси.
Следующий этап "отсеивания" будет связан с введением ограничений на использование в качестве такси автомобилей, "возраст" которых составляет от 10 до 15 лет. Все эти требования в конечном итоге приведут к заметному сокращению количества такси в стране, отметил Мурадлы.

Без работы останется немало водителей

Специалист подчеркнул, что рост количества такси в стране на протяжении последних лет связан с рядом фактором, в том числе и экономического характера.

"Поэтому сокращение количества такси – это дело не одного министерства (Минтранса – ред.). Сегодня часть таксистов в Баку "таксует", потому что они вынуждены таким образом зарабатывать себе на хлеб, так как на самом деле они безработные", – сказал эксперт.

Он отметил, что в столице много таксистов, которые специально приезжают сюда из регионов, чтобы найти хоть какую-то работу. Однако есть среди них и такие, кто едет в Баку, следуя принципу "лишь бы не отстать от соседа".
"Поэтому вопрос, почему в стране так много таксистов, должен обсуждаться на уровне правительства совместно с Минэкономики, Минтруда и соцзащиты населения, Минфином и другими органами. Необходимо исследовать причины и совместно искать пути решения данной проблемы", – сказал Мурадлы.
Эксперт сообщил, что сокращение количества автомобилей такси оставит без работы немало водителей.
"Поэтому следует выяснить, почему те таксисты, которые в итоге останутся без работы, выбрали именно эту профессию. Сегодня часть водителей такси, работающих в Баку, профессионально занимается этой работой на протяжении многих лет. Считаю, что ни одного водителя такси нельзя просто так исключать из этой сферы. И правительство должно подумать над тем, как их трудоустроить", – сказал Мурадлы.

Следует семь раз отмерить

Эксперт-экономист Натиг Джафарли сказал Sputnik Азербайджан, что сокращение количества такси, конечно же, повлияет на стоимость этих услуг: по мере сокращения таксопарка цены будут расти.
"Большое количество такси, на мой взгляд, вряд ли серьезно вредит. Такси не оказывают серьезного влияния на пробки. Напротив, они берут на себя часть нагрузки на общественный транспорт в столице. Поскольку общественный транспорт не развит, возник спрос на такси. Поэтому, если будут приняты административные меры по сокращению их количества, цены на услуги такси вырастут. Хотя сектор таксомоторных перевозок – это единственная сфера, цены в которой устраивают людей", - сказал экономист.
Джафарли также добавил, что сегодня сфера такси играет важную роль в решении проблемы занятости населения. Безработные содержат свои семьи, предоставляя услуги такси. Экономист считает, что сокращение количества автомобилей такси неизбежно вызовет рост безработицы: работу потеряют тысячи и тысячи людей.
Поэтому, по мнению Джафарли, прежде чем принимать решения, связанные с деятельностью таксомотров, следует семь раз отмерить.
Остановки для такси - Sputnik Азербайджан, 1920, 23.02.2024
Эксклюзивы
Подорожают ли услуги такси в Азербайджане из-за новых штрафов для водителей?
Лента новостей
0