Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Выход России к Индийскому океану: что мешает полному запуску западного маршрута "Север-Юг

© AFP 2023 / OZAN KOSEГрузовое судно, фото из архива
Грузовое судно, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 12.03.2024
Подписаться
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что стратегическая задача страны выйти через Каспий, Азербайджан и Иран к Индийскому океану, минуя Суэцкий канал и пролив Босфор.
БАКУ, 12 мар — Sputnik. Транспортно-логистические коридоры евразийского региона сегодня активно осваиваются и развиваются пропорционально спросу на транзитные грузоперевозки. Все страны региона продвигают коридор, который проходит именно через их территории, и в этом смысле Азербайджану невероятно повезло.
Так, через территорию республики проходит Транскаспийский маршрут - главная транспортно-логистическая ось, связывающая Восток с Западом, а также одна из трех ветвей международного транспортного коридора "Север-Юг".
Эксперты долго спорили об их преимуществах - западной, через Азербайджан, транскаспийской, связывающей РФ и Иран через Каспийское море, и восточной - через территорию Казахстана и Туркменистана.
© Sputnik / Irade JELILКорабли в Каспийском море
Pirallahi - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.03.2024
Корабли в Каспийском море
Кто-то из них выделяет какой-то один маршрут с точки зрения готовности инфраструктуры на территории стран-участниц и времени перевозки, другие считают, что ветки не конкурируют между собой, так как рассчитаны на транспортировку различных грузов.
Можно сказать, что точку в спорах по поводу значимости маршрутов МТК поставил вице-премьер России Марат Хуснуллин, который заявил в минувшую среду, что стратегическая задача страны выйти через Каспий, Азербайджан и Иран к Индийскому океану, минуя Суэцкий канал и пролив Босфор.
Таким образом, Хуснуллин фактически выделил в качестве приоритетных маршрутов логистические пути через Азербайджан и Каспийское море, то есть две ветки коридора "Север-Юг" - западную и транскаспийскую.
При этом стоит отметить, что использование транскаспийского маршрута сопряжено с такой проблемой, как нехватка судов. Официальные лица и эксперты РФ неоднократно заявляли, что существующий флот не покрывает потребностей растущего объема грузоперевозок. И хотя иранские и российские верфи работают в интенсивном режиме и даже реализуют совместные проекты в этой сфере, для того, чтобы расширить возможности грузоперевозок по оси РФ-ИРИ через Каспийское море, понадобится пара лет.
В таком случае западная ветка МТК кажется более выигрышной, так как и Азербайджан, и Иран в последние годы уделяют особое внимание развитию транспортной инфраструктуры по маршруту "Север-Юг". Однако, несмотря на это, транзит через данный маршрут все еще отстает от запланированных объемов.
© Sputnik / Elnur SalayevИнфорграфика: Суэцкий канал и МТК «Север-Юг» - по какому маршруту выгоднее перевозить грузы?
Инфорграфика: Суэцкий канал и МТК «Север-Юг» - по какому маршруту выгоднее перевозить грузы? - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.03.2024
Инфорграфика: Суэцкий канал и МТК «Север-Юг» - по какому маршруту выгоднее перевозить грузы?

Главные составляющие западной ветки

МТК "Север-Юг", как экономическое явление, основано на двух составляющих, первая - это наличие эффективно функционирующей транспортной инфраструктуры, позволяющей перевозить возрастающие объемы грузов, считает эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.
© Sputnik / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкЭкономист Александр Караваев
Экономист Александр Караваев - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.03.2024
Экономист Александр Караваев
Эксперт уточнил, что, говоря об инфраструктуре, имеется в виду система, включающая трансвидовые развязки и пограничные переходы, на которых происходит торможение движения грузопотока.

"Здесь надо обязательно отметить, что мы имеем дело с двумя видами транспорта - железнодорожным и автомобильным. Инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта, проходящая через территорию стран МТК, с его пограничными переходами, - это первая составляющая данного коридора", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.

Эксперт считает, что МТК "Север-Юг" испытывает дефицит магистральной инфраструктуры по всем веткам проекта. Что касается западного направления, то здесь, с одной стороны, речь идет просто об отсутствии рельсов на территории Ирана, а с другой необходимо модернизировать железнодорожные коммуникации Азербайджана, отодвигая их от линии берега в районе Астары и Лянкярана.
Вторая составляющая МТК - это промышленные зоны, которые принимают участие в экспортно-импортных операциях между странами.
"Вторая составляющая - это производство промышленной продукции, которая будет поставляться и поставляется по маршрутам МТК. Здесь тоже подразумевается, что грузопоток и обмен товарами происходят по всем направлениям. И тут нельзя сказать, что какой-то отдельный сегмент производства мы будем направлять исключительно только в одну сторону", - отметил эксперт.
Таким образом, добавил Караваев, главным препятствием на пути полноценного запуска западной ветки МТК является отсутствие достаточной пропускной способности железнодорожных и автомобильных коммуникаций.

Что возить по западной ветке "Север-Юг"

Караваев отметил, что западный сегмент МТК сегодня является наиболее развитым и готовым к перевозкам.

"Несмотря на то, что отсутствует связующий фрагмент Астара-Решт, западная ветка МТК все равно является наиболее развитой, потому что пропускная способность дорог по территории Азербайджана выше, чем по восточному сегменту "Север-Юг" через Туркменистан и Казахстан", - отметил эксперт.

Экономист напомнил, что в ходе последнего визита премьер-министра России Михаила Мишустина в Азербайджан на встрече с президентом Ильхамом Алиевым снова прозвучала озвученная ранее цифра, что в среднесрочной перспективе, 2030-2031 году, через азербайджанскую территорию должно проходить около 30 млн тонн грузов именно по МТК "Север-Юг".
© Official website of President of Azerbaijan RepublicВстреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева с председателем Правительства России Михаилом Мишустиным
Встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева с председателем Правительства России - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.03.2024
Встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева с председателем Правительства России Михаилом Мишустиным
"Задача эта достаточно амбициозная и сложная, которая должна включать в себя два фактора и направления деятельности. Первое - несмотря на то, что железнодорожные линии достаточно развиты по территории Азербайджана, им потребуется еще дополнительное развитие для того, чтобы была реализована пропускная способность до 30 млн тонн. Но это только половина работы, а вторая половина заключается в том, что именно мы будем возить? И вот ответ на последний вопрос складывается из двух элементов", - разъяснил Караваев.
Первый элемент - это необходимость создания производственных мощностей, которые были бы включены в кооперационную цепочку взаимодействия российских и азербайджанских предприятий. К этому надо добавить и предприятия третьих стран, которые тоже будут участвовать в этом экспортно-импортом товарообмене.

"То есть речь идет обо всем прикаспийском регионе, который на площадках свободных экономических зон или в рамках промышленных парков осуществляет наращивание производства различного рода товаров, в том числе и обработки сырья. И вот этот поток товаров начнет циркулировать по системе прикаспийских транспортных систем, частично наполняя МТК "Север-Юг", - сказал эксперт.

Вторая составляющая грузонаполнения заключается в реализации российской стратегии, направленной на вывод своего экспорта на самые дальние порты.
В этом масштабе, считает Караваев, производственные базы каспийского региона достаточно ограничены. То есть для того, чтобы действительно наполнить грузопотоком данный маршрут в среднесрочной перспективе, потребуется перевод экспортных партий, в частности, с черноморских портов РФ на западный сегмент "Север-Юг".
"И это порождает следующие этапы достаточно важной работы, связанной уже с портами Ирана, где должны быть развиты терминалы для перевалки угля, минеральных удобрений, зерна. Вот это надо развивать в Иране в портах Персидского залива. И это уже значит, что если мы переориентируем с российских портов Черноморского бассейна хотя бы треть грузопотока и направим в Иран, то получаем полноценную картину наполнения, вплоть до 60 млн тонн к 2030 году", - подытожил собеседник Sputnik Азербайджан.
Грузовой поезд, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.03.2024
Новости
Оптимизация и интенсификация перевозок: Азербайджан и Россию связал "Грузовой экспресс"
Лента новостей
0