Когда историк преподает химию и наоборот: как решить проблему нехватки учителей в школах?
© iStock.com / alexeyrumyantsevДевушка пишет мелом на доске
© iStock.com / alexeyrumyantsev
Подписаться
Из сложившейся ситуации есть лишь один единственный выход, считают эксперты.
БАКУ, 5 мар — Sputnik. Государственное агентство дошкольного и общего образования (MÜTDA) Азербайджана заявило, что учителя-предметники в дополнение к своему основному предмету могут преподавать и другие. В ответ на запрос Sputnik Азербайджан в MÜTDA заявили, что если в школе нет какого-то учителя-предметника, то преподавать этот предмет могут другие квалифицированные учителя.
"В случае отсутствия учителей по какому-то предмету в общеобразовательном учреждении Минобрнауки объявляет конкурс на это место как вакантное. Согласно законодательству, в зависимости от рельефа местности, где расположена школа, к участникам конкурса также применяются специальные меры поощрения", - сообщили в ведомстве.
Там же отметили, что если по каким-то причинам невозможно найти претендента на вакантное место, то можно принять меры по привлечению учителя по тому же предмету из другой расположенной недалеко школы либо привлечь к преподаванию учителей смежных предметов
Проблема преподавания учителями-предметниками других предметов помимо своего даже нашла отражение в докладе уполномоченного по правам человека (омбудсмена) за 2023 год.
В нем отмечено, что, несмотря на набор квалифицированных учителей на основе совмещения и по срочному трудовому договору, в общеобразовательных школах, расположенных в некоторых отдаленных селах и поселках страны, наблюдается нехватка кадров. Так, помимо собственных предметов, квалифицированные педагоги при необходимости преподают и другие предметы, что приводит к снижению качества образования, а также серьезному недовольству учащихся и родителей. Хотя и есть соответствующее положение законодательства, такая практика не может являться решением указанной проблемы
"Учитывая, что такие ситуации возникают постоянно и что они негативно сказываются на уровне образования, следует уделить особое внимание обеспечению квалифицированными кадрами общеобразовательных учреждений, расположенных в регионах, особенно в высокогорных населенных пунктах, и с этой целью следует более серьезно подходить к вопросам стимулирования набора кадров", - говорится в докладе.
Единственный выход - увеличить количество часов
Эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди сказал Sputnik Азербайджан, что с этой проблемой сталкивается большинство отдаленных сельских школ. По его словам, хотя в школах в отдаленных горных селах имеются вакансии педагогов по разным предметам, учителя, даже из этих же регионов, не горят желанием ехать туда работать. И связано это с недостаточным количеством учебных часов и низкой заработной платой.
© Sputnik / Nigar İskenderЭксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди
Эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди
© Sputnik / Nigar İskender
"Поэтому в таких школах учитель истории как попало преподает биологию, а учитель физики как может преподает азербайджанский язык. Но опять-таки, если в школе нет, скажем, историка, то географ вполне может преподавать историю, учитель химии - биологию, математик – информатику, физик – математику", - сказал эксперт.
То есть предметы, преподавание которых учителя совмещают, должны быть по меньшей мере смежными, чтобы педагоги могли нормально объяснять. Но, к сожалению, такие моменты имеют место быть в школах в отдаленных горных селах. Поэтому выход здесь один - увеличить количество часов по предметам, по которым объявлены вакансии учителей, считает он.
Эфенди также отметил, что подобные ситуации в целом снижают качество образования.
"Тот факт, что учитель-предметник преподает несколько других предметов, гарантирует лишь заполненность учебных часов в расписании, однако качественного образования по этим предметам учащиеся, конечно, не получают", - подчеркнул эксперт.