Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

От йеменских повстанцев до пиратов - морские перевозки и перспективы глобальной инфляции

© Sputnik / Владимир Федоренко / Перейти в фотобанкГрузовое судно в акватории Суэцкого канала
Грузовое судно в акватории Суэцкого канала - Sputnik Азербайджан, 1920, 27.02.2024
Подписаться
Растущая угроза атак как со стороны хуситов, так и вновь активизировавшихся пиратов превращает морские перевозки в менее популярный вид транзита.
БАКУ, 27 фев — Sputnik. Угрозы для морских перевозок растут с каждым днем - ранее грузоотправители по морю столкнулись с такой проблемой, как обмеление Панамского канала, а затем появилась угроза нападения йеменских хуситов в Красном море, которые уже несколько месяцев держат под страхом всю мировую торговлю.
Так, согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), трафик судов в Панамском и Суэцком каналах сократился почти наполовину. В докладе говорится, что транспортировка грузов через Суэцкий канал снизилась в январе текущего года на 42% в сравнении с прошлым годом. Между тем, согласно отчетам Управления морских торговых операций Великобритании, с момента первого инцидента более 33 судов подверглись нападениям в регионе, причем в 16 из них было прямое попадание ракет или дронов.
Транзит через Панамский канал, в районе которого наблюдается сильнейшая с 1950-х годов засуха, сократился также на 46%. Сегодня эта транспортная артерия из-за пересыхания способна пропускать только 20 судов в стуки против более 40 в прошлом году.
© Houthi Media Center via APГрузовое судно Galaxy Leader
Грузовое судно Galaxy Leader  - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.02.2024
Грузовое судно Galaxy Leader
Однако перевозки морем столкнулись еще с одной проблемой. Так, после начала атак со стороны хуситов грузоперевозчики изменили путь и начали идти по маршруту вдоль мыса Доброй Надежды. Однако на этом маршруте в обход Африканского континента возникла опасность пиратских атак - в последние месяцы зафиксирована активность сомалийских пиратов впервые с 2012 года. Напомним, 5 января 2024 года пираты захватили судно Lila Norfolk, которое шло под флагом Либерии, а ранее, 14 декабря прошлого года, было захвачено судно Ruen под флагом Мальты. Если первое судно удалось отбить у пиратов военно-морским силам Сомали, то второе все еще находится в заложниках и ведутся переговоры о выкупе.
По словам генерального секретаря Международной морской организации ООН (ИМО) Арсенио Домингеса, рост грузооборота вокруг Африки может привести к повышению активности пиратов.
Домингес отметил, что судоходные компании должны вернуться к более строгим мерам обеспечения безопасности, как это было в период активности сомалийских пиратов в 2008-2012 годах. При этом, добавил он, организация контактирует с властями Сомали для того, чтобы контролировать ситуацию с пиратами у берегов этого государства.

Инфляция еще себя проявит

Эксперты и аналитики убеждены: напряженность в морских перевозках еще проявит себя глобальным ростом цен. Так, согласно докладу Британской торговой палаты (BBC), в январе глобальная инфляция не показала заметного роста, однако в ближайшие месяцы ситуация с морскими перевозками повысит мировые цены на ряд товаров, в частности на западных рынках.
И хотя эксперты не ожидают резкого скачка цен, как это было в период пандемии коронавируса, инфляция на уровне около 3% может наблюдаться в ряде стран, в особенности тех, которые сильно зависят от импорта продукции первой необходимости с азиатских рынков.
В целом кризис в морских перевозках может ударить и по производственной сфере Европы. Так, несколько европейских автозаводов уже объявили о временной остановке производства из-за задержек с получением автозапчастей из Азии.
© Sputnik / Мария Плотникова / Перейти в фотобанкПанамский канал
Панама – это далеко не футбол. Это Панамский канал – судоходный канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны  - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.02.2024
Панамский канал
Кроме того, учитывая, что Гвинейский залив и Индийский океан, где активизировались пираты, являются важным маршрутом транзита нефти и сжиженного природного газа, следует ожидать, что напряженность в этом регионе может значительно повысить цены на энергоресурсы.

Грузоперевозки дорожают

Между тем ставки на грузоперевозки растут не только в сегменте морских перевозок, но и сухопутных. Согласно информации международной платформы бронирования грузов Freightos, стоимость наземных перевозок из Азии в Европу выросла вдвое.
В целом изначально необходимость перенаправления судов из Красного моря в обход Африканского контингента оказала давление на ставки морских фрахтовых перевозок, в первую очередь из-за роста эксплуатационных расходов. С 1 декабря 2023 года стоимость перевозок по маршрутам с Дальнего Востока в Средиземноморье и Северную Европу выросла почти втрое.
При этом эксперты сообщают о дефиците судов, которые из-за увеличения срока доставок в направлении Азия-Европа и обратно не успевают вернуться в порт вовремя. Все это приводит к популярности наземных перевозок - международные транспортные коридоры приобретают особое значение ввиду всех рисков, которые ожидают грузоотправителей в море.
На фоне этого наблюдается активная заинтересованность западных стран в расширении пропускной способности транспортных коридоров по маршруту Восток-Запад, в числе которых и Средний коридор. Так, в конце января в Брюсселе прошел форум Global Gateway-2024, посвященный развитию новых транспортных коридоров между ЕС и Центральной Азией. На форуме было заявлено, что западные финансовые институты готовы вложить около 10 млрд евро для развития транспортно-логистических коридоров между Европой и Азией.
Грузовое судно Galaxy Leader  - Sputnik Азербайджан, 1920, 22.11.2023
Аналитика
Угроза на море: как переквалификация хуситов в пираты отразится на мировой торговле
Лента новостей
0