https://az.sputniknews.ru/20231122/ugroza-na-more-kak-perekvalifikatsiya-khusitov-v-piraty-otrazitsya-na-mirovoy-torgovle-460754829.html
Угроза на море: как переквалификация хуситов в пираты отразится на мировой торговле
Угроза на море: как переквалификация хуситов в пираты отразится на мировой торговле
Sputnik Азербайджан
Захват израильского судна йеменскими мятежниками может ударить по стабильности рынка энергоресурсов и значительно сократить морские поставки нефти и... 22.11.2023, Sputnik Азербайджан
2023-11-22T11:00+0400
2023-11-22T11:00+0400
2023-11-22T11:00+0400
аналитика
экономика
внешняя торговля
грузоперевозки
морское сообщение
коридор "север-юг"
хуситы
палестино-израильский конфликт
политика
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0b/15/460755469_0:85:1620:996_1920x0_80_0_0_5dbc2d4a832ade7fa2745c23af1c3873.jpg
БАКУ, 22 ноя — Sputnik. Новая волна конфликта на Ближнем Востоке между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС вносит коррективы в мировую торговлю и в очередной раз показывает слабые места морских поставок. Так, 19 ноября в Красном море, через которое проходят значительные объемы мировых поставок нефти, йеменские мятежники "Ансар Аллах" (хуситы) захватили грузовое судно Galaxy Leader с 22 членами экипажа на борту, которое, как они утверждают, принадлежит Израилю. Позже стало известно, что коммерческое грузовое судно под флагом Багамских островов управляется японской компанией и принадлежит израильскому бизнесмену. Несмотря на многочисленные требования стран мира и международных организаций освободить членов экипажа, хуситы заявили, что будут держать судно и его экипаж в заложниках, пока Израиль не прекратит операцию в секторе Газа. Кроме того, йеменские мятежники пообещали топить в Красном море и Аденском заливе все суда, имеющие отношение к Израилю. Эксперты считают, что захват судна и заявления хуситов могут ударить по стабильности нефтяного рынка и значительно сократить морские поставки нефти и нефтепродуктов, что чревато очередной волной роста цен на мировых энергетических рынках. От сомалийских пиратов до угроз Ирана Йеменские хуситы фактически продолжают дело сомалийских пиратов, которых удалось частично усмирить благодаря международному патрулированию и контролю в Аденском заливе и Аравийском море. Ущерб мировой экономике от действий сомалийских пиратов в годы их активной деятельности оценивался примерно в $7 млрд в год. Хуситы, которые имеют полный контроль над йеменской частью Аденского залива и Красного моря и при этом располагают судами, оснащенными противокорабельными ракетами из Ирана, могут "втянуться" в дело и захватывать в дальнейшем не только израильские суда. В целом, морские грузоперевозки нередко становятся заложниками выяснений отношений на международной арене или частной инициативой страны, контролирующей проход через заливы и проливы. Так, Иран часто грозится перекрыть Ормузский пролив - главную артерию мировых поставок нефти, через который транспортируется около 20 млн баррелей сырья и нефтепродуктов в сутки. Это примерно 20% мирового потребления. Иран контролирует северную часть Ормузского пролива, и Тегеран не раз заявлял о возможной блокировке пролива в случае региональных эскалаций. Суэцкий канал - слишком узкий и загруженный Другой важный маршрут поставок нефти и других жидких углеводородов - Суэцкий канал - также часто становится причиной потери мировой экономикой миллионов долларов из-за заторов. Так, в марте 2021 года произошла авария в Суэцком канале, в результате чего контейнеровоз Ever Green, следовавший из малайзийского порта в Роттердам, фактически "застрял" и сел на мель. Тогда Суэцкий канал не работал всего шесть дней, что нарушило цепочку поставок в Европу, а мировая экономика потеряла от простоя около $230 млрд. Периодически в Суэцком канале "застревали" и другие грузовозы - в последний раз на мель село судно MV Glory, его удалось снять с мели в тот же день при помощи трех буксиров. Однако это вовсе не гарантирует, что однажды еще какой-нибудь крупный контейнеровоз не заблокирует канал на неопределенный срок, вызвав очередную головную боль у глобальной экономики с многомиллиардными потерями. Грузоперевозчики опасаются данного маршрута еще и потому, что после снятия с мели Ever Given был конфискован властями Египта, которые потребовали от владельцев судна $900 млн в качестве оплаты буксировки. Морские перевозки могут уступить место наземным Из-за ряда угроз и сложностей морские грузоперевозки в ближайшей перспективе могут быть сокращены в пользу наземных, в частности железнодорожных. Именно по этой причине страны развивают свою транспортно-логистическую инфраструктуру, создают совместные инициативы и сотрудничают в вопросе синхронизации и цифровизации таможенных и пограничных ведомств. В данном вопросе в качестве удачного примера можно указать на международный транспортный коридор "Север-Юг", который предлагает грузоотправителям три маршрута - западный, через территорию Азербайджана посредством автомобильного и железнодорожного транспорта, транскаспийский - через морские порты России и Ирана, а также восточный - сухопутный маршрут через территорию Казахстана и Туркменистана. Кроме того, главным преимуществом МТК "Север-Юг" перед морскими перевозками, в частности через Суэцкий канал, является скорость движения грузов - из Европы в Индию по "Север-Юг" она в два раза превосходит скорость прохождения по каналу, соответственно, и затраты на поставки грузов по МТК значительно ниже. В целом, считают эксперты, поведение хуситов приведет к тому, что грузоотправители будут обходить Ближневосточный регион и делать акцент на сухопутные перевозки, отказываясь от морских. Несомненно, перестройка маршрутов займет больше времени и потребует дополнительных средств, однако для мировой торговли непрерывность цепочки поставок и их безопасность намного важнее, чем дополнительные затраты, которые потребуются на выстраивание новых логистических коридоров.
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/0b/15/460755469_90:0:1530:1080_1920x0_80_0_0_f383036d489de9279e78a54b930493df.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
экономика, внешняя торговля, грузоперевозки, морское сообщение, коридор "север-юг", хуситы, палестино-израильский конфликт, политика
экономика, внешняя торговля, грузоперевозки, морское сообщение, коридор "север-юг", хуситы, палестино-израильский конфликт, политика
Угроза на море: как переквалификация хуситов в пираты отразится на мировой торговле
Захват израильского судна йеменскими мятежниками может ударить по стабильности рынка энергоресурсов и значительно сократить морские поставки нефти и нефтепродуктов.
БАКУ, 22 ноя — Sputnik. Новая волна конфликта на Ближнем Востоке между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС вносит коррективы в мировую торговлю и в очередной раз показывает слабые места морских поставок.
Так, 19 ноября в Красном море, через которое проходят значительные объемы мировых поставок нефти, йеменские мятежники "Ансар Аллах" (хуситы) захватили грузовое судно Galaxy Leader с 22 членами экипажа на борту, которое, как они утверждают, принадлежит Израилю. Позже стало известно, что коммерческое грузовое судно под флагом Багамских островов управляется японской компанией и принадлежит израильскому бизнесмену.
Несмотря на многочисленные требования стран мира и международных организаций освободить членов экипажа, хуситы заявили, что будут держать судно и его экипаж в заложниках, пока Израиль не прекратит операцию в секторе Газа.
Кроме того, йеменские мятежники пообещали топить в Красном море и Аденском заливе все суда, имеющие отношение к Израилю. Эксперты считают, что захват судна и заявления хуситов могут ударить по стабильности нефтяного рынка и значительно сократить морские поставки нефти и нефтепродуктов, что чревато очередной волной роста цен на мировых энергетических рынках.
От сомалийских пиратов до угроз Ирана
Йеменские хуситы фактически продолжают дело сомалийских пиратов, которых удалось частично усмирить благодаря международному патрулированию и контролю в Аденском заливе и Аравийском море. Ущерб мировой экономике от действий сомалийских пиратов в годы их активной деятельности оценивался примерно в $7 млрд в год.
Хуситы, которые имеют полный контроль над йеменской частью Аденского залива и Красного моря и при этом располагают судами, оснащенными противокорабельными ракетами из Ирана, могут "втянуться" в дело и захватывать в дальнейшем не только израильские суда.
В целом, морские грузоперевозки нередко становятся заложниками выяснений отношений на международной арене или частной инициативой страны, контролирующей проход через заливы и проливы.
Так, Иран часто грозится перекрыть Ормузский пролив - главную артерию мировых поставок нефти, через который транспортируется около 20 млн баррелей сырья и нефтепродуктов в сутки. Это примерно 20% мирового потребления. Иран контролирует северную часть Ормузского пролива, и Тегеран не раз заявлял о возможной блокировке пролива в случае региональных эскалаций.
Суэцкий канал - слишком узкий и загруженный
Другой важный маршрут поставок нефти и других жидких углеводородов - Суэцкий канал - также часто становится причиной потери мировой экономикой миллионов долларов из-за заторов. Так, в марте 2021 года произошла авария в Суэцком канале, в результате чего контейнеровоз Ever Green, следовавший из малайзийского порта в Роттердам, фактически "застрял" и сел на мель. Тогда Суэцкий канал не работал всего шесть дней, что нарушило цепочку поставок в Европу, а мировая экономика потеряла от простоя около $230 млрд.
Периодически в Суэцком канале "застревали" и другие грузовозы - в последний раз на мель село судно MV Glory, его удалось снять с мели в тот же день при помощи трех буксиров. Однако это вовсе не гарантирует, что однажды еще какой-нибудь крупный контейнеровоз не заблокирует канал на неопределенный срок, вызвав очередную головную боль у глобальной экономики с многомиллиардными потерями.
Грузоперевозчики опасаются данного маршрута еще и потому, что после снятия с мели Ever Given был конфискован властями Египта, которые потребовали от владельцев судна $900 млн в качестве оплаты буксировки.
Морские перевозки могут уступить место наземным
Из-за ряда угроз и сложностей морские грузоперевозки в ближайшей перспективе могут быть сокращены в пользу наземных, в частности железнодорожных. Именно по этой причине страны развивают свою транспортно-логистическую инфраструктуру, создают совместные инициативы и сотрудничают в вопросе синхронизации и цифровизации таможенных и пограничных ведомств.
В данном вопросе в качестве удачного примера можно указать на международный транспортный коридор "Север-Юг", который предлагает грузоотправителям три маршрута - западный, через территорию Азербайджана посредством автомобильного и железнодорожного транспорта, транскаспийский - через морские порты России и Ирана, а также восточный - сухопутный маршрут через территорию Казахстана и Туркменистана.
Кроме того, главным преимуществом МТК "Север-Юг" перед морскими перевозками, в частности через Суэцкий канал, является скорость движения грузов - из Европы в Индию по "Север-Юг" она в два раза превосходит скорость прохождения по каналу, соответственно, и затраты на поставки грузов по МТК значительно ниже.
В целом, считают эксперты, поведение хуситов приведет к тому, что грузоотправители будут обходить Ближневосточный регион и делать акцент на сухопутные перевозки, отказываясь от морских.
Несомненно, перестройка маршрутов займет больше времени и потребует дополнительных средств, однако для мировой торговли непрерывность цепочки поставок и их безопасность намного важнее, чем дополнительные затраты, которые потребуются на выстраивание новых логистических коридоров.