Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Шаг вперед, два назад: почему грузоперевозки через Каспийский регион снижаются

© Azerbaijan Railways CJSCГрузовые контейнеры в Бакинском порту
Грузовые контейнеры в Бакинском порту - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.01.2024
Подписаться
В движении грузов в направлении Восток-Запад через Южный Кавказ в прошлом году возникло серьезное торможение в связи со временным закрытием железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс.
БАКУ, 11 янв — Sputnik. Геополитическая ситуация в мире и тенденции в международных торгово-экономических отношениях за последние годы превратили Каспийский регион в новый мировой транспортно-логистический хаб. Переориентация экспортных потоков из России на альтернативные рынки, санкции против российской экономики, а также акцент на сухопутные пути доставки грузов превратили инфраструктуру стран Каспийского региона в незаменимую составляющую экспортно-импортных операций между странами.
Вместе с тем ожидалось, что транзитный бум, который наблюдался в регионе в 2022 году, наберет обороты в 2023-м, который станет годом рекордных объемов грузопотока. Однако, вопреки прогнозам, данные за январь-октябрь прошлого года (самые свежие на данный момент) говорят не о росте, а наоборот, показывают сокращение грузопотока почти во всех торговых портах Каспийского региона.

Почему не удается выйти на большие потоки грузов?

Период 2022-2023 годов ожидался как ключевой в начале активной стадии транзитных перевозок по широтным маршрутам в связи с переориентацией основных каналов доставки экспортно-импортных партий грузов в направлении России, отметил научный эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев. По его словам, частично этот фактор сыграл определяющую роль в активизации направлений международного транспортного коридора "Север-Юг".
Но в целом пока дефицит инфраструктуры и отлаженных механизмов логистики не позволяет выйти в рамках "Север-Юг" на большие потоки – свыше 20 млн тонн в год.
"С другой стороны, по направлениям "Север-Юг" не планировалось получить сразу скачкообразный приток грузов. Поэтому можно сказать, что стартовый уровень пилотных отправок по новым маршрутам и расширение уже действующих происходят согласно прогнозируемым графикам", – рассказал Караваев Sputnik Азербайджан.
По его словам, в прошлом году начались регулярные грузоотправления по восточному сегменту МТК "Север-Юг", через Казахстан, Туркменистан в Иран. Также увеличился грузопоток автотранспорта из РФ в направлении Азербайджана через модернизированный пропускной пункт "Яраг-Казмаляр".

Торможение грузопотока через Южный Кавказ

По словам Караваева, в движении грузов в направлении Восток-Запад через Южный Кавказ в прошлом году возникло серьезное торможение в связи со временным закрытием в начале лета на модернизацию железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс. Скорее всего, дорога будет закрыта весь первый квартал текущего года, считает эксперт.
"Часть грузов традиционных отправителей, которые уже стали использовать этот маршрут, пришлось переориентировать на автотранспортную доставку. Собственно, азербайджанские перевозчики справляются с этой ситуацией, но прироста транзита по итогам 2023 года вряд ли стоит ожидать", – пояснил собеседник агентства.
Так, по словам Караваева, согласно данным за январь-июнь 2023 года по линии Туркменбаши-Алят общее количество перевезенных контейнеров составило 2362 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент/TEU), что почти в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Но какие будут данные по итогам всего прошлого года, сохранится ли объем прироста, сказать трудно, считает эксперт.
Кроме того, данные порта Актау также говорят о падении транзита ненефтяных грузов. Так, за январь-октябрь 2023-го из Актау были отправлены 162 тыс. тонн зерна, 142 тыс. тонн металла, 52 тыс. тонн цемента, 19 тыс. контейнеров ДФЭ, в том числе свыше 13,5 тыс. ДФЭ – по Транскаспийскому транспортному маршруту.
"Если сравним эти данные с 2022 годом, то видно заметное снижение. В 2022-м эти показатели составили 447 тыс. тонн зерна, 119 тыс. тонн металла, порядка 786 тыс. тонн других грузов, 30,7 тыс. контейнеров ДФЭ. За ноябрь и декабрь 2023-го нарастить до показателей 2022 года будет сложно", – указал экономист.
При этом единственное, за счет чего удастся показать общие цифры роста по транскаспийской перевалке, – это перевозка нефти. В этом сегменте уверенный рост в 1,5 раза обусловлен соглашением между казахстанским "КазМунайГазом" и Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) о транзите казахстанской нефти по магистральному нефтепроводу Баку-Джейхан.

Ожидания по грузопотоку в 2024 году

По словам Караваева, в прошлом году так совпало, что одновременно были начаты работы на грузинском участке Баку-Тбилиси-Карс и на других участках грузинских железнодорожных магистралей.
"Модернизация грузинских дорог, которую планируется завершить в 2024 году, позволит увеличить пропускную способность до 48 млн тонн грузов в год, модернизация БТК в направлении Турции позволит создать резерв транзита до 5 млн тонн в год. Финансирование этого проекта со стороны Азербайджана составляет около $120 млн. Но, по сути, эти работы можно было проводить заранее, еще в период пандемии", – отметил Караваев.
Открытие автомобильного пункта пропуска (АПП) Яраг-Казмаляр на российско-азербайджанской границе - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.12.2023
Новости
Коридор Север-Юг: глава Минтранса РФ открыл пункт пропуска на границе с Азербайджаном
Лента новостей
0