Франция предлагает вчерашний день: зачем Узбекистану и Казахстану Rafale

© AFP 2024 / ANNE-CHRISTINE POUJOULAT French Rafale fighter aircrafts come back aboard the French Charles-de-Gaulle aircraft carrier, after flights on November 23, 2015 at eastern Mediterranean sea, as part of operation Chammal in Syria and Irak against the Islamic State group
French Rafale fighter aircrafts come back aboard the French Charles-de-Gaulle aircraft carrier, after flights on November 23, 2015 at eastern Mediterranean sea, as part of operation Chammal in Syria and Irak against the Islamic State group - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.11.2023
Подписаться
В чем преимущество российских Су перед французским истребителем Rafale – в материале колумниста Александра Хроленко.
Французская аэрокосмическая компания Dassault Aviation несколько месяцев активно изучает возможности поставок истребителей Rafale Узбекистану и Казахстану.
Здесь нет противоречия с заявленной "энергетической" целью недавнего визита французского президента Эммануэля Макрона в Астану и Ташкент. После утраты африканских источников Франция остро заинтересована в поставках центральноазитского урана. Казахстан и Узбекистан выбраны неслучайно. Стремление Парижа предложить по бартеру свои истребители-бомбардировщики Rafale (которые ранее удалось продать ограниченными партиями Индии, Катару, Египту, Греции) вполне органично вписывается в стратегию повышения энергетической безопасности страны. Цена одного самолета Rafale, по разным данным, – от $85 млн до $124 млн и даже $218 млн (для Индии). Подержанные стоят дешевле.
В Казахстане профильный холдинг "Казатомпром" разрабатывает 26 урановых месторождений, вероятные рудные запасы – около 313 тысяч тонн. Общие запасы урана в РК – более 906 тысяч тонн (15% мировых). Больше только у Австралии (1692 тысяч тонн – 28%).
По данным Всемирной ядерной ассоциации, Узбекистан обладает 2% мировых запасов. Добыча урановой руды в Узбекистане быстро растет, целевой показатель на 2030 год – 7100 тонн. Ташкент намерен расширить партнерство с французской урановой компанией Orano.
Французская экономическая газета La Tribune сообщила, что Узбекистан может купить до 24 истребителей Rafale. Вероятную сделку с Казахстаном газета назвала "более отдаленной перспективой", поскольку "географическая и даже политическая близость Астаны и Москвы не благоприятствует двойному источнику поставок с западным производителем самолетов". Минобороны РК опровергло информацию о поставках в Казахстан французских истребителей. Однако, турецкие беспилотники в Казахстан добрались: в мае 2022 года в Анкере был подписан меморандум о сотрудничестве, где обозначены планы по запуску в Казахстане линии сборки и техобслуживания турецких ударных беспилотников Anka.

"Троянский конь" Макрона

Выгоды и преимущества приобретения французских истребителей странами Центральной Азии неочевидны. Многоцелевой Rafale – разработка 1986 года, однако совершенствование машины затянулось на два десятилетия. Истребитель-бомбардировщик принят на вооружение французской армии только в 2006 году. Основные характеристики модернизированной версии Rafale позволяют сравнивать его с российскими истребителями Су-30СМ и Су-35С поколения 4++.
Двухдвигательный Rafale интересен конструктивными элементами из углепластика, кевлара и других композитов – до 20% площади поверхности и 25% массы. Максимальная скорость – 1900 км/час. Практический потолок – 15240 метров. Ударные задачи Rafale способен решать на удалении от базы в 1760 км, боевой радиус в роли истребителя-перехватчика – 1090 км. Полезная нагрузка – около 9 тонн. Дальность обнаружения и поражения целей бортовым комплексом вооружения – до 150 км (КР Storm Shadow – более 250 км). Ракетное оружие: "воздух-воздух" – AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, "Мажик" II, MBDA Meteor; "воздух-поверхность" – "Апач", AM.39, AASM, Storm Shadow.
Эпизоды боевого применения Rafale: 2007 год – Афганистан, 2011-й – Ливия, далее – отдельные удары по Сирии (во всех случаях – вне противодействия современных средств ПВО). Небоевые потери – пять истребителей в катастрофах 2007 – 2012 годов.
История продаж "гадкого утенка" неоднозначна. Французский истребитель впервые победил в индийском тендере 2012 года, однако за первые 36 машин Париж заломил цену в 7,87 млрд евро, то есть по 218,6 млн евро за один Rafale. На этом фоне интерес Нью-Дели к ВТС с Парижем заметно угас. Индия заказала и получила 36 истребителей Rafale, хотя изначально рассматривалась партия в 126 машин.
Аналогичным образом, Катар обсуждал поставку 72 французских истребителей, но подписал контракт на 24. Египет заказал такое же количество Rafale. Греция рассчитывает получить 18 машин. Для сравнения: ВВС Индии располагают 270 истребителями Су-30 МКИ российского и совместного производства.
Сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-30СМ предназначен для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях применения противником активных и пассивных помех, при отсутствии поддержки наземных систем наведения и управления. Скорость – до 2350 км/час (быстрее "француза" на 450 км/час). Практический потолок – 19000 метров (летает выше на 4000 м). Боевой радиус – 1500 км, боевая нагрузка – до 8 тонн (близки). Комплекс вооружения позволяет обнаруживать и уничтожать противника на удалении до 400 км – абсолютное превосходство русского оружия. Которое весьма тревожит США и НАТО – в Сирии и на украинском ТВД.
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения наземных и надводных объектов днем и ночью в простых и сложных погодных условиях на больших удалениях от аэродрома базирования, и является переходным к авиационным комплексам пятого поколения. Скорость – до 2700 км/час (быстрее "француза" на 800 км/час). Практический потолок – 18000 метров (летает выше на 3000 м). Боевой радиус – 1500 км, боевая нагрузка – до 8 тонн. Бортовые РЛС и комплекс вооружения позволяют обнаруживать, сопровождать до 34 воздушных целей и уничтожать их на удалении до 400 км. Невероятное боевое могущество. Что касается цены этого шедевра российского ОПК, то первым зарубежным заказчиком Су-35С стал Китай, который приобрел 24 истребителя за $2,5 млрд – 104 млн долларов за единицу. Rafale нервно курит в стороне, уступая практически по всем параметрам.
Кроме очевидного боевого несовершенства французского истребителя из прошлого века, западный комплекс бортового вооружения требует длительного переучивания летчиков, переосмысления и перестройки тактики боевого применения и управления военно-воздушными силами стран Центральной Азии (де-факто – ползучая интеграция в НАТО).
А если Западу не понравится внешнеполитический курс партнера по ВТС, предсказуемо последуют санкции, прекращение поставок боезапаса, отключение сервиса и спутниковой навигации Rafale. "Троянский конь" Макрона требует политической дальновидности и особой государственной мудрости.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram
Лента новостей
0