Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку

© AFP 2024 / ODD ANDERSENНефтяной завод, фото из архива
Нефтяной завод, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.11.2023
Подписаться
Хотя этот проект выгоден как Баку, так и Москве, есть вопросы, которые сторонам необходимо решить, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.
БАКУ, 2 ноя — Sputnik. Вопрос реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку для поставок российской нефти в Азербайджан вновь стал активно обсуждаться после встречи вице-премьера РФ Александра Новака с азербайджанским министром энергетики Парвизом Шахбазовым в середине прошлого месяца. Тогда стороны высказали мнение, что поставленные по нефтепроводу Тихорецк-Баку объемы российской нефти могут быть переработаны на территории Азербайджана.
На днях Новак встретился по данному вопросу и с министром экономики АР Микаилом Джаббаровым. Однако, как считают эксперты, говорить о реализации проекта еще рано, так как остаются открытыми некоторые вопросы.

Азербайджан сэкономит свою нефть

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности России Игоря Юшкова, проект поставок российской нефти в Азербайджан по нефтепроводу Тихорецк-Баку крайне выгоден азербайджанской стороне.
Так, благодаря ему Азербайджан сможет покупать российскую нефть со скидной почти в 10-12 долларов за баррель.
"На пике скидок российская нефть продавалась с дисконтом до 35 долларов за баррель, а сейчас скидка на уровне 10-12 долларов за баррель. Но все равно выгодно купить российскую нефть подешевле, переработать на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), часть нефтепродуктов оставить на внутреннем рынке, а излишки продавать по мировым ценам", - сказал Юшков в интервью Sputnik Азербайджан.
Таким образом, благодаря поставкам из России Азербайджан сможет высвобождать объемы своей нефти, которая сейчас перерабатывается на Бакинском НПЗ, и продавать по более высокой цене на мировом рынке.
При этом, считает эксперт, есть ряд проблем по реализации данного проекта. С одной стороны, кажется логичным продавать российскую нефть соседней стране, используя имеющуюся инфраструктуру, а не переплачивать за перевозку танкерами, например, в Индию.
Но, с другой стороны, сейчас нефтепровод Баку-Тихорецк принимает еще и нефть из Казахстана в Махачкале.

"Поэтому нужно еще думать, что делать с нефтью из Казахстана. Возможно, придется вообще не принимать ее, потому что Азербайджан не хочет брать казахстанскую нефть, так как она довольно тяжелая и сернистая, а Бакинскому НПЗ нужен российский сорт Urals. Он не настроен на казахстанскую тяжелую нефть. Куда ее деть - не совсем понятно, по данному нефтепроводу в год проходит около 3 млн тонн казахстанской нефти", - отметил Юшков.

Турция - третий игрок

Эксперт считает, что Россия была бы заинтересована в проекте Тихорецк-Баку, если он станет частью большего нефтепровода - до Ирана с выходом к Персидскому заливу.

"Тогда РФ рассматривала бы этот проект не только как возможность продать нефть для Бакинского НПЗ, но и как развитие коридора в обход черноморских проливов и сокращение маршрута. В таком случае российская нефть сразу попадала бы к берегам Индии - крупнейшего ее покупателя", - отметил Юшков.

По его словам, в таком случае он был бы экономически более выгодным для РФ маршрутом, учитывая, что постоянно повышается ставка транзита через Суэцкий канал. Но здесь возникает третий игрок в лице Анкары, которая не заинтересована в том, чтобы Россия построила такой нефтепровод, потому что Турция сооружает стамбульский канал.

"Турция не может взимать деньги за проход через проливы, а через канал может - в соответствии с международным морским правом. Поэтому получается, что два проекта – нефтепровод через Азербайджан и Иран и канал Стамбул – конкурируют", - добавил эксперт.

Он считает, что в этом плане Турция лоббировала бы отказ от нефтепровода для транзита российской нефти через Азербайджан.
Лента новостей
0