Основная цель Вашингтона на Южном Кавказе – обеспечение собственных интересов

© AFP 2024 / ANDREA RENAULTФлаг США, фото из архива
Флаг США, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 28.09.2023
Подписаться
США настойчиво пытаются вывести на международный уровень ситуацию в Карабахском экономическом районе Азербайджана, которую Баку считает своим внутренним делом.
БАКУ, 28 сен — Sputnik. США усиленно настаивают на направлении международной мониторинговой группы в Карабахский экономический район АР для наблюдения за режимом прекращения огня и гуманитарной ситуацией. Почти во всех обращениях американской стороны упоминаются права армянских жителей региона. При этом ни слова об их обязанностях и полное молчание про права изгнанных из Карабаха 30 лет назад азербайджанцев. Изгнанных этими же жителями или их родителями. Данный факт отмечается не для нагнетания обстановки, так как азербайджанцы это и так прекрасно помнят, а просто как констатация факта.
Между тем Госдеп США уже анонсирует работу над определением облика международной мониторинговой группы на освобожденной от сепаратистов территории Азербайджана. Руководитель пресс-службы ведомства Мэттью Миллер заявил, что азербайджанская сторона якобы согласилась с такой постановкой вопроса. Стоит просто напомнить, что Азербайджан на самом высоком уровне неоднократно заявлял, что урегулирование ситуации в регионе, которой почти 30 лет занимались международные структуры и в итоге решили все-таки сами азербайджанцы, - это внутреннее дело Азербайджана.
Что касается мониторинговой группы, то тут стоит напомнить слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные во время приема им специального представителя президента США, главы Агентства по международному развитию (USAID) Саманты Пауэр, помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Юри Ким и старшего советника Госдепа по переговорам на Кавказе Луи Боно. Говоря о проживающих в Карабахском регионе армянских жителях, Ильхам Алиев отметил, что их права, как и права других живущих в Азербайджане этнических меньшинств, будут обеспечены в рамках законодательства страны и международных обязательств. Что касается мониторинга ситуации, то президент Алиев отметил, что официальный Баку готов организовать в ближайшее время поездку аккредитованного в нашей стране Офиса резидента-координатора ООН в Карабахский регион Азербайджана.

Ситуация, предшествующая западному ажиотажу

Проведя в Карабахе молниеносные антитеррористические мероприятия локального характера, Азербайджан практически решил проблему сепаратизма на своей территории, которая служила источником военного противостояния между Ереваном и Баку. В результате этого противостояния в начале 90-х годов прошлого столетия около миллиона азербайджанцев были вынуждены покинуть свои дома в Армении и Карабахе. Армянские вооруженные силы захватили районы вокруг нагорной части Карабаха и депортировали оттуда свыше 700 тысяч азербайджанцев.
Азербайджан тогда столкнулся с огромными экономическими, финансовыми и гуманитарными проблемами. Ведь в стране с семимиллионным в то время населением практически каждый седьмой житель оказался беженцем или вынужденным переселенцем. Баку обратился ко всем международным организациям и центрам силы, азербайджанский народ ждал помощи от мирового сообщества. Самое главное - Азербайджан ждал осуждения агрессии и помощи в возвращении изгнанного населения в места постоянного проживания.
Ситуация сложилась таким образом, что международные организации и ведущие западные державы даже не обсуждали это, а довольствовались небольшой гуманитарной помощью, которая абсолютно не влияла на плачевное положение покинувших свои жилища азербайджанцев. Более того, эта гуманитарная помощь не шла ни в какое сравнение с тем, что эти же страны и организации одновременно поставляли Армении и армянским сепаратистам в Карабахе.
Все это время в Армении и Карабахе велась интенсивная работа по уничтожению азербайджанского наследия, изменялись названия населенных пунктов, рек и озер, уничтожались исторические сооружения. Баку неоднократно обращался во все международные инстанции как политического, так и гуманитарного толка с просьбой направить в регион мониторинговую миссию с целью фиксации и предотвращения этих процессов. Данная ситуация продолжалась тридцать лет, и за все эти годы ни одна международная миссия не побывала на этих территориях, ни один высокопоставленный политический деятель западного сообщества не выступил с настойчивым требованием об организации такой миссии.
В итоге Армения полностью завершила свой проект создания моноэтнического государства, на контролируемой сепаратистами территории Азербайджана проводилось искусственное изменение демографической ситуации, для чего использовались семьи сирийских, ливанских и других армян, что в корне противоречило всем существующим международным нормам. Несмотря на неоднократные обращения Азербайджана, ни одна международная организация не отреагировала и не прислала свою мониторинговую группу, чтобы изучить ситуацию и принять соответствующее решение. Молчал и заокеанский "вершитель судеб" на международной арене.
Что же изменилось и почему вдруг активизировались американские деятели? Почему они пытаются столь оперативно вмешаться именно сейчас?

Цель заокеанских игроков и истинная роль мониторинговой миссии

США и их западные союзники давно рвались на Кавказ, и у них было несколько целей.
Во-первых, американцы стремились подобраться к южному "подбрюшью" России и обосноваться в шаге от северных рубежей Ирана; во-вторых, воспользоваться богатыми энергоресурсами территориями, в частности Азербайджана; в-третьих, получить возможность контролировать все транспортные коммуникации в регионе, в том числе коридоры "Север-Юг" и "Восток-Запад".
Сделать это раньше (впрочем, как и сейчас) американцы не могли по той простой причине, что в регионе очень сильны были позиции России, которая на протяжении веков доминировала на Кавказе. В Вашингтоне терпеливо ждали и создавали условия для вмешательства в процессы на Южном Кавказе. Именно этим можно объяснить практическое бездействие Вашингтона в рамках Минской группы, основным делом которой было по факту не разрешение, а затягивание решения конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Нынешнюю активизацию США можно объяснить тем, что американцы почуяли угрозу своим интересам. Азербайджан самостоятельно решил проблему, с которой около 30 лет маялась Минская группа. С целью недопущения ухудшения гуманитарной ситуации Баку интенсивно сотрудничал с представителями Международного комитета Красного Креста и российскими миротворцами, которые дислоцированы в регионе на основании подписанного руководителями Азербайджана, России и Армении трехстороннего заявления от 2020 года. Власти самопровозглашенного сепаратистского образования в Карабахе объявили о самороспуске. Короче говоря, ситуация, как никогда, близка к урегулированию.
И вдруг в одночасье в действиях американцев все изменилось. Блинкен звонит, Ким настаивает, Миллер выступает и призывает. Не много ли для одного ведомства страны, которая на протяжении почти тридцати лет практически молчала, хотя, будучи сопредседателем уже "покойной" Минской группы ОБСЕ, имела юридически гораздо больше полномочий для вмешательства в ситуацию, чем теперь. А если сюда добавить и выступление представителя НАТО Коломины, ратующего за необходимость обеспечения прав и безопасности армянского населения Карабахского региона Азербайджана, то получается полный букет. При этом ни слова про все еще не вернувшихся в свои дома азербайджанских беженцах и вынужденных переселенцах, ни одного упоминания о минном терроре, из-за которого только за последние пару лет пострадали около 400 азербайджанцев.
Судя по всему, американцы и их союзники в лице французов всерьез вознамерились установить контроль над Южным Кавказом. Время для этого выбрано не случайно и связано оно с ситуацией на Украине. При этом "воротами" для них призвана стать Армения, которая при Пашиняне упорно гнет прозападную линию.
Но не учитывается один момент, который может стать в этой ситуации решающим. Карабах - это территория Азербайджана. А Азербайджан уже неоднократно и практически на всех международных площадках заявлял, что не собирается становиться базой для иностранных сил и намерен сохранять свой нейтральный статус. Что касается внутренних проблем Азербайджана, у Баку есть все необходимые ресурсы для разрешения их в рамках законодательства страны и с учетом международного права. Эти условия применимы и относительно ситуации в Карабахском экономическом районе страны.
Лента новостей
0