Борьба за Южный Кавказ: новые игроки преследуют собственные интересы

© AFP 2024 / SAJJAD HUSSAINМужчина в маске с надписью бойкот Китаю в Нью Дели, фото из архива
Мужчина в маске с надписью бойкот Китаю в Нью Дели, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 26.09.2023
Подписаться
В современной мировой политике регион Южного Кавказа переживает возрождение, что привлекает в регион все новых игроков. В последнее время наблюдается активизация Индии в сфере экономики и политики.
БАКУ, 26 сен — Sputnik. Последние трансформации в мировой геополитике, особенно формирование перехода от однополярной к многополярной мировой системе, естественным образом влияют и на Кавказский регион. Если раньше основными действующими лицами здесь были только Россия, Турция и Иран, то затем все чаще в региональные процессы стали вмешиваться США и Франция. Влияние последних сказывалось на урегулировании армяно-азербайджанского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, где наряду с Россией эти западные державы являлись сопредседателями, а также на интеграционных процессах Грузии в западные структуры.
В настоящее время в регионе наблюдается параллельное усиление позиций Китая и Индии. Причем несмотря на то, что последняя пришла в регион недавно, она уж точно не желает оставаться на вторых ролях.

Экономические и политические интересы Индии в регионе

В последние годы наблюдается интенсивный рост индийской экономики, что не может не сказаться на ее политических амбициях. В экономическом плане Индия заинтересована в использовании логистических возможностей Южного Кавказа для выхода в Европу. Основным раздражителем для Индии в этом списке может служить Китай, с которым у Нью-Дели серьезные политические политические разногласия.
Появление в регионе фактора Поднебесной было встречено с большим ожиданием. Заинтересованные страны ожидали миллиардные вливания в проекты. Но надежды оказались завышенными, Пекин хоть и участвует в развитии логистической инфраструктуры региона, но делает это умеренно. Являясь одним из основных торговых партнеров для всех республик Южного Кавказа, Китай тем не менее вынужден сосредоточить основное внимание на Азиатско-Тихоокеанском регионе, где основную конкуренцию ему составляют США. Также Пекин вынужден уделять пристальное внимание Африке и Латинской Америке и активизировать отношения со странами Ближнего Востока. Короче говоря, США интенсивно пытаются отвлечь Китай от глобальных экономических проектов с целью замедления роста влияния Поднебесной.
Между тем Индия все серьезнее сосредотачивается на расширении своего присутствия на Южном Кавказе. Ее раздражает установление стратегического партнерства между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном. Особенно недовольны в Нью-Дели тем, что Турция и Азербайджан придерживаются позиции решения кашмирской проблемы между Индией и Пакистаном в соответствии с требованиями международного права и решением СБ ООН, который предполагает проведение референдума для определения дальнейшей судьбы региона.

Индия за свой проект Юг-Север и против Зангезурского коридора

Развивающаяся быстрыми темпами индийская экономика катастрофически нуждается в развитии инфраструктурных возможностей. Конфликт с Пакистаном и естественные природные препятствия в виде Гималайской горной системы делают континентальную торговлю для Индии практически недоступной. Основной товаропоток осуществляется морским путем.
Плюсом для Нью-Дели можно считать то, что США усиливают экономическое противодействие Китаю, и в данном вопросе пытаются использовать Индию, что дает последней дополнительные возможности для маневрирования.
Параллельно Индия намерена расширять сотрудничество с Ираном. И тут существуют совместные интересы. Сказывается это в желании сторон противодействовать усилению влияния Турции в регионе. Обе страны фактически выступают против осуществления Зангезурского коридора, в котором заинтересованы Турция, Россия и Азербайджан. Говорить об экономической целесообразности для региона и других аспектах данного проекта не будем по той простой причине, что об этом уже писали ранее. Но что касается интересов противников проекта – попробуем разобрать.
Прежде всего отметим, что реализацию проекта тормозит Армения, которая боится потерять контроль над южными территориями страны, хотя другие Баку неоднократно заверял Ереван, что не намерен посягать на территориальную целостность Армении.
Иран также не в восторге от данного проекта. Недовольство Ирана неоднократно выражалось в заявлениях, что Зангезурский коридор для Тегерана является "красной линией". Иран объясняет это тем, что не хочет лишиться связующей с Арменией дороги. Но, по мнению политологов, это также связано с настороженностью Тегерана тем, что прямое сообщение между Азербайджаном и Турцией усилит политическое и военное влияние последней в регионе и обеспечит ей беспрепятственную связь не только с Баку, но и с тюркскими странами Центральной Азии.
Эти же причины имеют в виду и в Индии. Вдобавок, в Нью-Дели намерены противодействовать усилению влияния и возможностей Китая в рамках выстраиваемого транспортного проекта "Один пояс – один путь", который пролегает по территориям Азербайджана и Грузии. Китай также может воспользоваться возможностями Зангезурского коридора в рамках продвигаемого проекта.
Поэтому в противовес Зангезурскому коридору Индия усиленно пробивает свой маршрут Юг-Север, который предполагает доставки груза морем в Иран, а затем через Армению и Грузию к Черному морю. С этой целью индийская компании Indian Ports Global Ltd в ноябре 2018 году арендовала у иранского правительства глубоководный портовый комплекс Чабахар. Таким образом Индия получила опорную точку для дальнейшего продвижения вглубь континента.
Впрочем те, кто противопоставляют друг другу эти два маршрута, лукавят. Ведь строительство дорожных развилок, мостов и тоннелей еще никто не отменял. А значит оба маршрута могут действовать одновременно, при этом абсолютно не мешая друг другу.

Военная база как сдерживающий фактор

Параллельно с экономическими целями Индия продвигает свои военно-политические интересы в регионе. В этом ракурсе основным союзником в Нью-Дели выбрали Ереван, который все еще противопоставляет себя двум из четырех географических соседей – Турции и Азербайджану. Действуя по принципу "враг моего врага – мой друг", Индия решила поучаствовать в вооружении армянской армии. Так, стороны подписали контракт на $400 миллионов. Отметим, что большая часть техники уже доставлена в Армению.
Однако, судя по всему, Индия не намерена останавливаться на достигнутом. Нью-Дели и Ереван интенсивно обсуждали развитие сотрудничества и в кулуарах Генассамблеи ООН. Председатель общественной организации "Индо-армянская дружба" Ранандж Ананд пошел еще дальше и заговорил о необходимости размещения в Армении базы ВВС Индии. По его мнению, это надо сделать в ответ на "угрозы безопасности" со стороны Турции, Азербайджана и Пакистана.
"Этот проект (Зангезурский коридор – ред.) призван активизировать пантуркестанский маршрут, ведущий непосредственно к воротам Кашмира. Угрозу безопасности Индии создает тройка Пакистан-Турция-Азербайджан. Пришло время подумать об индийской военной/авиационной базе в Армении", – написал Ананд в соцсети X.
Реакция военно-политических кругов Еревана на эту идею пока не озвучена. А президент Турции обратился к руководству Армении из Нахчывана.
"Ожидаем, что Армения ответит на протянутую ей руку мира и предпримет искренние шаги. Как я всегда подчеркивал, там, где есть мир, нет проигравших", – заявил глава турецкого государства, отметив, что создание мира, стабильности и процветания в регионе Южного Кавказа является долгом перед народом.
А что касается позиции Индии, то ясно одно: такое развитие событий не принесет региону ни спокойствия, ни уверенности в завтрашнем дне. Да и вряд ли это сделает Индию более влиятельной и благополучной.
Лента новостей
0