Перспективы формата "3+3" в свете последних событий в регионе

© Sputnik / Mikhail KlimentyevФлаги Ирана, России и Турции
Флаги Ирана, России и Турции - Sputnik Азербайджан, 1920, 12.09.2023
Подписаться
Заявление вице-президента Ирана Мохаммада Джамшиди о том, что контакты вне формата "3+3" еще больше усложняют ситуацию на Южном Кавказе, актуализировало вопросы о реальной ситуации в регионе и перспективах данного формата.
БАКУ, 12 сен — Sputnik. Вице-президент Ирана Мохаммад Джамшиди по результатам телефонного разговора президента ИРИ Ибрагима Раиси с премьер-министром Армении Николом Пашиняном сделал заявление о практической бесперспективности развития диалога на Южном Кавказе вне формата "3+3".
В нем Раиси отметил, что Иран внимательно следит за развитием ситуации в регионе, все конфликты должны решаться мирным путем, а его страна занимает четкую позицию по вопросу территориальной целостности государств. Он также добавил, что вопрос безопасности Армении важен для ИРИ.
При этом Джамшиди особо отмечает, что проведение военных учений с другими странами и подозрительные поездки еще больше осложняют ситуацию. В данном случае абсолютно понятно, что иранский вице-президент имеет в виду совместные армяно-американские учения и визит первой леди Армении в Украину.

Формат "3+3": история и реальность

Идея создания формата сотрудничества Турции, России и Ирана с тремя государствами Южного Кавказа впервые была озвучена Анкарой в начале двухтысячных годов. Но реализация ее в то время оказалась практически невыполнимой и не получила поддержки.
Повторная инициатива последовала от президента Турции Эрдогана в декабре 2020 года. Идея была поддержана главой Азербайджана Ильхамом Алиевым, который назвал платформу "3+3" гарантом безопасности на Южном Кавказе.
"Это послужит не только решению поствоенных вопросов, но и региональному развитию в целом. Потому что если нам удастся создать такой формат сотрудничества между шестью странами региона, то это станет основной гарантией от каких бы то ни было новых враждебных действий. Это превратится в важный фактор регионального сотрудничества и принесет большую пользу", - заявил Алиев.
Данный формат также был поддержан руководством России и Ирана, которые видели в нем платформу для усиления регионального сотрудничества и безопасности.
Но проблемы возникли с участием Грузии и Армении. И у каждой из этих стран свои объяснения отказа от сотрудничества в таком формате.
Грузинское руководство отказалось от сотрудничества в любом формате, где присутствует Россия, обосновав это ситуацией в Абхазии и Южной Осетии. Более того, Тбилиси предложил альтернативный вариант, который предполагает участие лишь Азербайджана, Армении и Грузии.
Армения, несмотря на участие в обсуждениях, с настороженностью подошла к данному вопросу. Эксперты объяснили это тем, что инициаторами идеи выступили главы Турции и Азербайджана, с которыми у Армении, мягко говоря, "натянутые" отношения.

Ожидания от сотрудничества в формате "3+3"

Сотрудничество в формате "3+3" предполагало создание региональной системы, основанной на тесных взаимоотношениях во многих сферах. Для их развития считалось необходимым обеспечить открытие коммуникаций в регионе, которые помогут взаимной торговле, что будет способствовать установлению прочного мира и стабильности.
Тем не менее, добиться продвижения данной идеи пока не удается. Хотя повод для оптимизма есть. Как считает директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев, перспектива реанимации процесса состоит в том, что данный формат может стать удобной и эффективной переговорной площадкой без внешнего вмешательства со стороны внерегиональных сил, прежде всего западных государств. Тем более что подобной инклюзивной площадки в настоящее время нет, а обсуждать проблемы надо.
Для Баку важен выход нав Нахчыван и обеспечение развития данного региона страны. Кроме того, Азербайджану нужно соединение посредством автомобильной и железной дороги с Турцией с последующим выходом на Европу, а также реализация других инфраструктурных проектов.
Данные проекты, наряду с глобальными задачами, также послужат налаживанию инфраструктурных связей государств региона между собой. Примечательно, что сотрудничество в рамках формата "3+3" позволит проложить большинство этих маршрутов через территорию Армении, что однозначно послужит экономическому росту и развитию этой страны.
Достаточно вспомнить опыт Грузии, где основной доход государства формируется за счет транзитных пошлин и туристического потока. Тут стоит напомнить, что в свое время именно Армении предлагалась реализация инфраструктурных проектов, которые сейчас проходят через территорию Грузии. Тогда Армения отказалась и оказалась в логистическом тупике. Теперь ей представляется второй и, возможно, последний шанс, которым она не спешит воспользоваться.
Но самым главным фактором сотрудничества в формате "3+3" может стать вопрос безопасности. Это особенно актуально сейчас, когда в политике Еревана наблюдается сильный западный крен. Не прошло и года после приглашения западных полувоенных наблюдателей на свою территорию, как в Армении организовали совместные учения с американцами. И все бы ничего, если бы не факт отказа Армении от участия в учениях ОДКБ, участницей которой она является.

Перспективы развития событий в регионе

Ситуация, когда две южнокавказские страны из трех (Грузия, как известно, давно взяла курс на ЕС и НАТО) развернулись на Запад, не может не беспокоить региональные державы. Тем более что каждая из них переживает определенный кризис в отношениях с США и ЕС.
Россия, вовлеченная в конфликт на Украине, фактически противостоит там глобальному Западу, который всеми силами пытается не дать Москве выйти из него. Таким образом США и партнеры намерены истощить ресурсы России для последующей борьбы с ней уже на другом уровне.
Иран на протяжении десятилетий противостоит западным санкциям, которые еще больше ужесточаются под различными предлогами. При этом периодически в открытую звучат призывы к военному вторжению в ИРИ, и только фактор непредсказуемости последствий и принципиальная позиция России и Китая не позволяют западной коалиции решиться на это.
Даже относительно близкая к Западу Турция, которая является членом НАТО, находится в довольно непростых отношениях с США и другими партнерами по альянсу. В Анкаре не забывают, что именно они поддерживали путчистов, пытавшихся организовать переворот в 2016 году.
Более того, Турцию лишили доступа ко всем передовым западным военным технологиям. Американцы вывезли из страны свои ЗРК Patriot, оставив незащищенными воздушные границы Турции, исключили Анкару из проекта по производству F-35, которая планировала приобрести эти истребители пятого поколения, попутно присвоив 1,7 млрд долларов, которые турки вложили в этот проект. А сейчас отказываются продать за эти деньги даже самолеты четвертого поколения F-16. Есть еще много других разногласий, перечисление которых займет слишком много времени.
В такой непростой ситуации абсолютно понятно желание трех держав региона выработать стратегию, которая послужит укреплению мира и станет гарантией развития сотрудничества. Именно таким видится взаимодействие в формате "3+3". И важно, чтобы это восприняли все заинтересованные страны.

"Это в интересах всех стран региона. Они заинтересованы не только в разрешении политических проблем, но и в выстраивании конструктивного взаимодействия в экономической сфере, и такие перспективы имеются", - считает эксперт Амур Гаджиев.

Именно в такой непростой обстановке вице-президент Ирана Джамшиди сделал заявление о том, что контакты вне формата "3+3" на Южном Кавказе еще больше усложняют ситуацию. Данное предложение поддержали Турция и Россия, что должно послужить сигналом всем странам региона, которые действительно заинтересованы в обеспечении безопасности на Южном Кавказе.
Лента новостей
0