На пути к интеграции: какие инфраструктурные возможности Азербайджана интересны ЕАЭС

© Azerbaijan Railways CJSCГрузовые контейнеры в Бакинском порту
Грузовые контейнеры в Бакинском порту - Sputnik Азербайджан, 1920, 15.08.2023
Подписаться
Азербайджан может стать одним из центров финансовых, торговых, туристических и транзитных потоков стран ЕАЭС. Какими инфраструктурными возможностями республики могут воспользоваться участники объединения.
БАКУ, 15 авг — Sputnik. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), являясь одним из важных экономических объединений, предоставляет множество возможностей как для наращивания торговых отношений между странами-участницами, так и для развития товарного потока с внешними партнерами.
Так, по итогам прошлого года товарооборот между странами ЕАЭС и внешними торговыми партнерами вырос до $83,3 млрд против $73,1 млрд в предыдущем году. При этом за последние восемь лет данный показатель вырос более чем в два раза, и эта тенденция, как ожидают эксперты, сохранится.
Также важно отметить, что при наращивании торговых отношений между участниками ЕАЭС и внешними партнерами особую роль играет обеспечение бесперебойных поставок товаров и наличие выгодных и оптимальных маршрутов товаропотока.
Тут стоит отметить, что Азербайджан фактически находится в центре ЕАЭС – с запада и севера расположены Россия и Беларусь, с востока – Казахстан и Кыргызстан. И каждая из этих стран рассматривает торговые маршруты, проходящие через территорию Азербайджана, в качестве важного логистического коридора как для вывода своих товаров на мировые рынки, так и для импорта конкурентной продукции из стран-партнеров.

От "Севера-Юга" до "Востока-Запада"

Главным преимуществом, превращающим Азербайджан в глобальный транспортно-логистический узел, является его географическое расположение – находясь на западном маршруте МТК "Север-Юг", страна также является активным участником инициативы "Восток-Запад", которая объединяет ряд международных транспортных коридоров.
При этом Азербайджан реализовал множество проектов по развитию собственной транспортной инфраструктуры, и поэтому многие международные транзитные потоки идут именно через его территорию. В то же время после того, как международные перевозки претерпели ряд изменений из-за геополитической ситуации, ряд стран, в числе которых и участницы ЕАЭС, начали налаживать грузопоставки через Азербайджан.
Так, год назад Белорусская железная дорога совместно с Российской железной дорогой и Азербайджанскими железными дорогами запустила впервые ускоренные поезда для транзита грузов из Беларуси в Азербайджан через Россию в рамках МТК "Север-Юг". Данный проект позволяет в кратчайшие сроки, то есть за семь суток, и по конкурентным тарифам доставлять грузы в Азербайджан, а оттуда транзитом в Иран и страны Персидского залива.
В целом транзитные перевозки Азербайджана со всеми странами ЕАЭС (за исключением Армении) по итогам 2022 года выросли. Так, например, транзитные перевозки между Россией и Азербайджаном по итогам прошлого года увеличились на 174%, а с Казахстаном – более чем в 4 раза.
В то же время транзитные перевозки по МТК "Север-Юг" через территорию Азербайджана выросли в прошлом году на 90%, а по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, который является важной составной частью коридора "Восток-Запад", увеличились на 41%.
© Elnur SalayevИнфографика: Маршрут Транскаспийского коридора
Инфографика: Маршрут Транскаспийского коридора - Sputnik Азербайджан, 1920, 14.08.2023
Инфографика: Маршрут Транскаспийского коридора

Бакинский порт как окно ЕАЭС на мировой рынок

Как минимум три страны ЕАЭС – Армения, Беларусь и Кыргызстан - не имеют прямого выхода на морскую торговлю и международные морские порты. Поэтому странам, которые хотят вывести свои товары на мировой рынок, помимо сухопутных путей, приходится пользоваться и портами других стран.
Но, например, Казахстан, который имеет свои морские порты, все равно развивает портовую инфраструктуру в странах-партнерах, среди которых и Азербайджан.
Так что страны ЕАЭС могли бы воспользоваться возможностями инфраструктуры морской торговли через Азербайджан, которая активно развивается правительством страны ввиду роста международного интереса.
Отметим, что по итогам прошлого года через Бакинский международный морской порт было перевалено более 6 млн тонн грузов, что на 14% больше, чем годом ранее. В связи с этим идет подготовка к разработке генерального плана строительства второй фазы Бакинского порта, которая, как ожидается, будет включать терминал минеральных удобрений, способный перевалить до 2,5 млн тонн таких грузов.
Также в рамках строительства второй фазы Бакинского порта планируется сооружение терминала по загрузке/разгрузке и дальнейшей транспортировке блок-поездов, а также строительство мультимодального логистического терминала, который будет выполнять операции по замене транспорта, упаковке/распаковке товаров и ряд других логистических операций.
В целом после завершения работ по второй фазе порта мощности перевалки грузов составят 25 млн тонн, а перевалки контейнеров TEU - 500 тыс.

Центр и транспорта, и капитала

Директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец считает, что если говорить об Азербайджане как инфраструктурном центре, то, безусловно, это в первую очередь транспортный коридор "Восток-Запад", который соединяет Центральную Азию через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию с черноморскими портами и Европой.
Так, ценность этого коридора, в том числе для стран ЕАЭС, выросла в связи с ведением санкций и усложнением транзита грузов в Центральную Азию из Европы через территорию России, отметил экономист.
Второй важный проект – это "Север-Юг", коридор, который начинается в Санкт-Петербурге и заканчивается в портах на берегу Персидского залива через Иран.
"Есть три варианта этого коридора – первый по морю, то есть через Дербент морским путем до Ирана и дальше по железной дороге. Второй вариант - через Азербайджан и третий – через Туркменистан", - рассказал Зубец Sputnik Азербайджан.
По его словам, коридор через Азербайджан важен странам ЕАЭС в том числе и потому, что позволяет выходить на рынок Индии – главного целевого клиента МТК "Север-Юг".
К тому же, отметил Зубец, в последнее время Азербайджан становится центром привлечения финансового капитала. Так, считает экономист, Азербайджан - одна из немногих стран, которая сохранила нормальные отношения и с коллективным Западом, через Турцию и напрямую, и, с другой стороны, идеальные отношения с Россией в экономической сфере. И это дает возможность Азербайджану стать одним из перекрестков и финансовых потоков, позволяющих проводить торговые операции.
"Вопрос в том, в какой степени Азербайджан готов стать центром для параллельного импорта, потому что есть риски санкций. Понятно, что не одно нормальное правительство не захочет навлечь санкции на свою страну. Это вопрос политики и договоренностей. Но я вижу большие возможности для Азербайджана в части создания на своей территории центра организации финансовых расчетов", - отметил Зубец.

Туризм и промышленная кооперация

Другой важной инфраструктурой, которой обладает Азербайджан и которая может стать интересной для стран ЕАЭС, Зубец считает сектор туризма.
Так, по его словам, сейчас в России наблюдается перегруженность черноморских курортов, из-за чего Республика Дагестан становится одним из центров туризма. Но в Дагестане еще не до конца налажена инфраструктура.
"Предложение вариантов морского отдыха для граждан России и стран ЕАЭС на территории Азербайджана будет иметь хорошие перспективы для развития. Это один из вариантов, как я считаю, с точки зрения организации российского туризма", - рассказал Зубец.
Кроме того, отметил экономист, большое значение имеет промышленная кооперация – Россия нуждается во внешних площадках для производства разного рода оборудования из комплектующих, ввоз которых в РФ затруднен. Таким образом, промышленная кооперация со странами, которые могут завозить такую продукцию, имеет очень хорошие перспективы для развития, считает эксперт.
В целом, отметил Зубец, Азербайджан без преувеличения может стать одним из центров финансовых, торговых, туристических и транзитных потоков стран ЕАЭС.
Лента новостей
0