Почему проекты на Южном Кавказе и в Центральной Азии привлекают арабских инвесторов

© AP Photo / Kamran JebreiliФинансовый рынок в Дубае, фото из архива
Финансовый рынок в Дубае, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 08.08.2023
Подписаться
А если учесть конкуренцию между самими арабскими монархиями, то стоит ожидать, что гонка инвестиций в регион только начинается.
БАКУ, 8 авг — Sputnik. Интерес арабских стран Персидского залива к региону Южного Кавказа и Центральной Азии развивается по нарастающей – к инвестициям в инициативы по развитию мощностей "зеленой энергетики" и транспортно-логистической инфраструктуры добавились и углеводородные проекты.
Так, на прошлой неделе стало известно, что Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) приобретает 30% акций азербайджанского газоконденсатного месторождения "Абшерон". Компания из ОАЭ приобретет по 15% акций у Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) и TotalEnergies, которые после завершения сделки будут владеть по 35% акций месторождения.
Данное решение эмиратской компании связано с планами по расширению деятельности в зарубежных странах, и стоит отметить, что "Абшерон" - первый иностранный проект ADNOC по разработке углеводородного месторождения и добыче.
В целом в последние годы можно заметить активность арабских компаний Персидского залива в ключевых проектах стран Южного Кавказа и Центральной Азии, и данная стратегия связана с несколькими факторами.

Первые в "зеленых технологиях"

Стоит отметить, что богатые нефтью и газом арабские страны Персидского залива демонстрируют завидный прогресс в создании технологий и оборудования для развития "зеленой энергетики". В то же время арабские компании успешно инвестируют в альтернативную энергетику в ряде стран-партнеров. Так, компания из ОАЭ Masdar инвестировала в строительство солнечной электростанции установленной мощностью 230 МВт на Абшеронском полуострове Азербайджана.
В то же время саудовская компания ACWA POWER реализует проект по строительству ветряной электростанции "Хызы-Абшерон" мощностью 240 МВт, что позволит ежегодно вырабатывать 1 млрд кВт/часов электроэнергии. От своих соседей по заливу не отстает и Катар, ведущая компания которого Nebras Power намерена реализовать проект газотурбинной электростанции в Яшме.
Деятельность арабских стран в сфере развития "зеленой энергетики" не ограничивается Азербайджаном, а охватывает и другие страны Кавказа. Так, Masdar приступила к работам по строительству солнечной электростанции мощностью 96 МВт в Грузии.
Что касается Центральной Азии, то в данном регионе компания является лидером по созданию мощностей ВИЭ. Так, Masdar планирует строительство ветроэлектростанции мощностью до 1 ГВт в Казахстане. А саудовская ACWA Power реализует проект ветряной электростанции общей мощностью 1 ГВт, строительство которой планируется начать в 2025 году в казахстанском Жетысу.
Аналогичные проекты планируются и в Узбекистане – все те же гиганты "зеленой энергетики" не только арабского региона, но и всего мира – Masdar и ACWA Power - планируют ряд проектов в сфере возобновляемых источников энергии в этой центральноазиатской стране.
Кроме того, Masdar намерена реализовать проект солнечной фотоэлектрической установки мощностью 100 мегаватт в Туркменистане. В целом сотрудничество ОАЭ с Туркменистаном в сфере энергетики заметно расширяется. Так, в мае в Дубае (ОАЭ) был проведен международный форум по привлечению инвестиций в энергетический сектор Туркменистана, на котором был озвучен призыв туркменского президента Сердара Бердымухамедова инвестировать в нефтегазовый сектор страны.
Кроме того, Masdar намерена развивать "зеленую энергию" в Таджикистане и Кыргызстане.
Заинтересованность арабских инвесторов в создании ВИЭ на территории Южного Кавказа и Центральной Азии превратит компании из стран Персидского залива в лидеры по инвестициям в "зеленую энергетику" не только в регионе, но и в мировом масштабе.

Арабский мир планирует стать частью коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад"

Наряду с энергетическими проектами для арабских стран Персидского залива также особый интерес представляют региональные транспортно-логистические проекты. Так, ввиду роста значимости проектов "Север-Юг" и "Восток-Запад" в свете геополитических изменений, страны региона, в том числе монархии Персидского залива, пытаются занять свои места в данных транспортных проектах.
Например, страны Персидского залива не раз заявляли о своем намерении стать частью МТК "Север-Юг", чтобы удовлетворить логистические потребности растущего товарооборота с Россией.
В то же время арабские инвесторы инвестируют в развитие транспортно-логистических объектов по территории прохождения Транскаспийского маршрута (ТМТМ/Средний коридор), который является частью глобальной инициативы "Один пояс, один путь".
Так, крупнейшая в арабском мире компании Abu Dhabi Ports Group (ОАЭ) создает ряд проектов в Казахстане в сфере логистики, в частности, планируется расширение портовой инфраструктуры и строительство торговых хабов в рамках Среднего коридора.
Кроме того, Abu Dhabi Ports Company планирует помочь Казахстану в развитии морского флота и береговой инфраструктуры в Каспийском и Черном морях для расширения возможностей перевозки казахстанской нефти.
Казахстан и ОАЭ также рассматривают проект создания торгового флота для транзита и перевозки в рамках проектов "Север-Юг" и Среднего коридора.
Наряду с этим, Abu Dhabi Ports Company и грузинская дочка АО "КазТрансОйл" рассматривают вопросы увеличения производственных мощностей Батумского морского порта и Батумского нефтяного терминала в Грузии.
В то же время Abu Dhabi Ports Company и Туркменистан ведут работу в сфере развития и управления туркменскими портами, привлечения в них дополнительных грузов, а также усовершенствования логистических возможностей.
Кроме эмиратской компании, к транспортно-логистическим проектам на Каспийском море и в странах Центральной Азии проявляют интерес и компании из Саудовской Аравии, Кувейта и Катара.

Регионализация не чужда арабам

Арабские инвесторы сегодня рассматривают Южный Кавказ и Центральную Азию как взаимодополняющие регионы. И действительно, многие логистические проекты охватывают эти два региона, и сложности или несовершенства в инфраструктуре любой страны этих регионов неизменно приведут к проблемам по всему транспортному маршруту. Именно поэтому инвесторы из ОАЭ реализуют логистические проекты одновременно в нескольких странах Южного Кавказа и Центральной Азии.
В частности, Каспийский регион считается для стран Персидского залива неким окном в Европу и Россию – нефть и нефтепродукты из этих стран могут быть транспортированы через МТК "Север-Юг" и его ответвления на Черное море. Кроме того, Средний коридор также может открыть альтернативные пути выхода арабских компаний на рынки Китая, Индии и Юго-Восточной Азии.
В целом инициатива "Один пояс, один путь", предложенная Китаем в 2010-х годах, открывает большие возможности для диверсификации экономик нефтедолларовых монархий. Становясь активными участниками данного проекта, такие страны как ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Оман и ряд других арабских стран, например, Египет, получат доступ и прямой выход к многомиллионным рынкам Азии для сбыта своего сырья, а также получат альтернативные пути импорта необходимого продовольствия и других товаров.
Другой важный фактор, который вызывает интерес арабских инвесторов к проектам на Южном Кавказе и в Центральной Азии, - мировой тренд регионализации экономического сотрудничества. Так, сегодня крупные инвесторы уже не ищут выгодные проекты где-то далеко от своих границ, а предпочитают вести сотрудничество с соседними странами, создавая совместные предприятия, инвестируя в региональные проекты и развивая экономику региона.
Тренд регионализации не чужд и арабским странам Персидского залива – расширяя сотрудничество с Турцией и Россией, арабские инвесторы также усиливают кооперацию с партнерами на Кавказе и в Центральной Азии.
В целом, учитывая рост значения региона в мировой торговле и инвестициях, ожидается, что капиталовложения из стран Персидского залива в экономику Южного Кавказа и Центральной Азии будут расти. А если учесть конкуренцию между самими арабскими монархиями, то стоит ожидать, что гонка инвестиций в регион только начинается.
Грузовые контейнеры в Бакинском порту - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.08.2023
Центральноазиатский ренессанс: как Баку укрепляет отношения с перспективным регионом
Лента новостей
0