https://az.sputniknews.ru/20230803/npz-v-vazhnom-portu-chto-vyigraet-azerbaydzhan-investiruya-v-neftekompleks-pakistana-457346671.html
НПЗ в важном порту: что выиграет Азербайджан, инвестируя в нефтекомплекс Пакистана
НПЗ в важном порту: что выиграет Азербайджан, инвестируя в нефтекомплекс Пакистана
Sputnik Азербайджан
Азербайджан, став участником строительства пакистанского НПЗ, укрепляет свой имидж как одного из основных инвесторов в нефтеперерабатывающую отрасль региона. 03.08.2023, Sputnik Азербайджан
2023-08-03T12:06+0400
2023-08-03T12:06+0400
2023-08-03T12:06+0400
нефть и газ
азербайджан
пакистан
нпз
socar
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/0b/1d/436780517_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_c8108907dd8a5cae1975a75eb787fe3b.jpg
БАКУ, 3 авг — Sputnik. Солидный опыт Азербайджана в реализации нефтегазовых проектов, а также значительные капиталовложения в нефтехимический комплекс Турции превратили Госнефтекомпанию страны (SOCAR) в одного из ведущих инвесторов в данную отрасль в регионе. Похоже, что Азербайджан намерен укрепить эту роль. Так, министр нефти Пакистана Мусаддик Малик заявил, что Азербайджан и Китай могут стать одними из участников строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в стране. Как сообщают пакистанские СМИ, о строительстве предприятия стоимостью $10 млрд в порту Гвадар договорились компания из Саудовской Аравии Aramco и СП, созднное несколькими пакистанскими энергетическими компаниями. Однако пока неизвестно, в какой роли будет выступать Азербайджан в данном проекте. Пакистану нужно больше нефтепродуктовДля Пакистана нефтеперерабатывающий сектор является основой экономики, поскольку он имеет решающее значение для энергетической безопасности и роста ВВП страны. В данный момент в Пакистане действуют шесть НПЗ общей мощностью переработки около 450 тыс. баррелей в сутки, что эквивалентно 20 млн тонн в год. При этом, из-за снижения спроса на мазут в Пакистане его производство значительно упало, что также снизило выработку автомобильного дизеля, так как производственный план на пакистанских заводах фиксированный. То есть, там невозможно производить только автомобильный дизель без производства соответствующего объема мазута. Таким образом, по мере снижения спроса на мазут нефтеперерабатывающим заводам приходится сокращать общее производство и бороться за поддержание производительности на оптимальном уровне, что также сокращает выработку так необходимого стране дизеля. Таким образом, из-за снижения производства мазута сегодня фактическая загрузка мощностей НПЗ Пакистана составляет около 11 млн тонн, тогда как их мощности рассчитаны на переработку 20 млн тонн. В то же время эксперты ожидают, что спрос на нефтепродукты и товары нефтехимии в Пакистане будет расти быстрыми темпами - к 2035 году потребность в автомобильном дизеле в стране достигнет 33 млн тонн в год. Для удовлетворения этих потребностей необходимо удвоить существующие в стране нефтеперерабатывающие мощности и создать как минимум один новый нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс. Нефтегазовые эксперты в Пакистане также считают, что отсутствие инвестиций в нефтехимический комплекс страны приведет к быстрому устареванию существующих мощностей. Кроме того, учитывая развитие технологий в данной сфере и переход многих мировых НПЗ на стандарты производства Евро-5 и Евро-6, предприятия Пакистана все еще работают по старым стандартам Евро-3. В результате эта страна, которая обладает достаточно неплохими нефтеперерабатывающими мощностями, не может производить нефтепродукты в необходимом объеме и соответствующего качества, что создает значительную зависимость от импорта. Согласно оценке пакистанских властей, Исламабаду на первом этапе крайне важно привлечь инвестиции в строительство как минимум одного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса мощностью 300-400 тыс. баррелей в сутки, а также в соответствующий терминал для экспорта и трубопроводную инфраструктуру. Опыт Азербайджана в инвестировании в нефтехимический комплексКак отмечалось выше, Азербайджан накопил достаточный опыт инвестирования в модернизацию и строительство НПЗ и нефтехимических комплексов с 2008 года, когда SOCAR стал акционером крупнейшего в Турции комплекса Petkim и НПЗ Star. Напомним, тогда SOCAR приобрела долю в турецком нефтехимическом холдинге Petkim с первоначальным объемом инвестиций в $2 млрд. В модернизацию и развитие комплекса SOCAR с 2008 года по сегодняшний день вложила около $1,6 млрд. Кроме того, Госнефтекомпания Азербайджана построила в рамках комплекса Petkim НПЗ Star с общим объемом инвестиций в $6,7 млрд. Завод был сдан в эксплуатацию в 2018 году, и с тех пор он обеспечивает около 25% потребностей Турции в основных видах нефтепродуктов. Что касается нефтехимического комплекса Petkim, то его продукция поставляется в 78 стран мира. По итогам прошлого года объем экспорта предприятия вырос на 70% и составил в денежном выражении около $900 млн. Порт Гвадар – окно в Индию и КитайДля строительства нового НПЗ в Пакистане, в котором, может принять участие и Азербайджан, выбран важнейший порт страны – Гвадар, который был построен Китаем и сдан в эксплуатацию в 2007 году. Порт имеет выход в Ормузский пролив, по которому проходит одна треть мировой торговли нефтью, а также в Аравийское море, на рынки Индии, страны Персидского залива и Африки. Считается, что порт Гвадар является важным торгово-логистическим центром в Пакистане, после завершения всех инфраструктурных проектов он станет окном Китая в страны Ближнего Востока и Африки. Отметим, что порт Гвадар является частью проекта китайско-пакистанского экономического коридора – проекта, который реализуется правительством КНР в Пакистане и предполагает создание инфраструктуры общей стоимостью свыше $60 млрд. Проект этого коридора является составной частью инициативы "Один пояс, один путь". Строительство нового пакистанского НПЗ в Гвадаре задумано неслучайно – Исламабад рассчитывает на то, что после того, как новый НПЗ удовлетворит внутренние потребности в нефтепродуктах, страна станет их экспортировать, прежде всего на растущие рынки африканских стран. Приняв участие в данном проекте, Азербайджан в первую очередь мог бы поставлять на НПЗ свою нефть для переработки. Кроме того, участие в проекте с выходом на важные рынки сбыта в Африке и Азии также принесет SOCAR дополнительную выгоду в виде усиления экономического влияния в данных регионах. Кроме того, учитывая ряд льгот и преференций, которые предлагает правительство Пакистана инвесторам в нефтеперерабатывающую сферу, Азербайджан, став участником строительства НПЗ, мог бы вложиться в довольно успешный с коммерческой точки зрения инвестиционный проект, а также стать партнером крупнейшего саудовского гиганта Aramco и влиятельных китайских компаний.
пакистан
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/0b/1d/436780517_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_1222f50971511ef8208d485c93e5a2ca.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, пакистан, нпз, socar
азербайджан, пакистан, нпз, socar
НПЗ в важном порту: что выиграет Азербайджан, инвестируя в нефтекомплекс Пакистана
Азербайджан, став участником строительства пакистанского НПЗ, укрепляет свой имидж как одного из основных инвесторов в нефтеперерабатывающую отрасль региона.
БАКУ, 3 авг — Sputnik. Солидный опыт Азербайджана в реализации нефтегазовых проектов, а также значительные капиталовложения в нефтехимический комплекс Турции превратили Госнефтекомпанию страны (SOCAR) в одного из ведущих инвесторов в данную отрасль в регионе.
Похоже, что Азербайджан намерен укрепить эту роль. Так, министр нефти Пакистана Мусаддик Малик заявил, что Азербайджан и Китай могут стать одними из участников строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в стране.
Как сообщают пакистанские СМИ, о строительстве предприятия стоимостью $10 млрд в порту Гвадар договорились компания из Саудовской Аравии Aramco и СП, созднное несколькими пакистанскими энергетическими компаниями. Однако пока неизвестно, в какой роли будет выступать Азербайджан в данном проекте.
Пакистану нужно больше нефтепродуктов
Для Пакистана нефтеперерабатывающий сектор является основой экономики, поскольку он имеет решающее значение для энергетической безопасности и роста ВВП страны. В данный момент в Пакистане действуют шесть НПЗ общей мощностью переработки около 450 тыс. баррелей в сутки, что эквивалентно 20 млн тонн в год.
При этом, из-за снижения спроса на мазут в Пакистане его производство значительно упало, что также снизило выработку автомобильного дизеля, так как производственный план на пакистанских заводах фиксированный. То есть, там невозможно производить только автомобильный дизель без производства соответствующего объема мазута.
Таким образом, по мере снижения спроса на мазут нефтеперерабатывающим заводам приходится сокращать общее производство и бороться за поддержание производительности на оптимальном уровне, что также сокращает выработку так необходимого стране дизеля.
Таким образом, из-за снижения производства мазута сегодня фактическая загрузка мощностей НПЗ Пакистана составляет около 11 млн тонн, тогда как их мощности рассчитаны на переработку 20 млн тонн.
В то же время эксперты ожидают, что спрос на нефтепродукты и товары нефтехимии в Пакистане будет расти быстрыми темпами - к 2035 году потребность в автомобильном дизеле в стране достигнет 33 млн тонн в год. Для удовлетворения этих потребностей необходимо удвоить существующие в стране нефтеперерабатывающие мощности и создать как минимум один новый нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс.
Нефтегазовые эксперты в Пакистане также считают, что отсутствие инвестиций в нефтехимический комплекс страны приведет к быстрому устареванию существующих мощностей. Кроме того, учитывая развитие технологий в данной сфере и переход многих мировых НПЗ на стандарты производства Евро-5 и Евро-6, предприятия Пакистана все еще работают по старым стандартам Евро-3.
В результате эта страна, которая обладает достаточно неплохими нефтеперерабатывающими мощностями, не может производить нефтепродукты в необходимом объеме и соответствующего качества, что создает значительную зависимость от импорта.
Согласно оценке пакистанских властей, Исламабаду на первом этапе крайне важно привлечь инвестиции в строительство как минимум одного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса мощностью 300-400 тыс. баррелей в сутки, а также в соответствующий терминал для экспорта и трубопроводную инфраструктуру.
Опыт Азербайджана в инвестировании в нефтехимический комплекс
Как отмечалось выше, Азербайджан накопил достаточный опыт инвестирования в модернизацию и строительство НПЗ и нефтехимических комплексов с 2008 года, когда SOCAR стал акционером крупнейшего в Турции комплекса Petkim и НПЗ Star. Напомним, тогда SOCAR приобрела долю в турецком нефтехимическом холдинге Petkim с первоначальным объемом инвестиций в $2 млрд. В модернизацию и развитие комплекса SOCAR с 2008 года по сегодняшний день вложила около $1,6 млрд.
Кроме того, Госнефтекомпания Азербайджана построила в рамках комплекса Petkim НПЗ Star с общим объемом инвестиций в $6,7 млрд. Завод был сдан в эксплуатацию в 2018 году, и с тех пор он обеспечивает около 25% потребностей Турции в основных видах нефтепродуктов.
Что касается нефтехимического комплекса Petkim, то его продукция поставляется в 78 стран мира. По итогам прошлого года объем экспорта предприятия вырос на 70% и составил в денежном выражении около $900 млн.
Порт Гвадар – окно в Индию и Китай
Для строительства нового НПЗ в Пакистане, в котором, может принять участие и Азербайджан, выбран важнейший порт страны – Гвадар, который был построен Китаем и сдан в эксплуатацию в 2007 году.
Порт имеет выход в Ормузский пролив, по которому проходит одна треть мировой торговли нефтью, а также в Аравийское море, на рынки Индии, страны Персидского залива и Африки. Считается, что порт Гвадар является важным торгово-логистическим центром в Пакистане, после завершения всех инфраструктурных проектов он станет окном Китая в страны Ближнего Востока и Африки.
Отметим, что порт Гвадар является частью проекта китайско-пакистанского экономического коридора – проекта, который реализуется правительством КНР в Пакистане и предполагает создание инфраструктуры общей стоимостью свыше $60 млрд. Проект этого коридора является составной частью инициативы "Один пояс, один путь".
Строительство нового пакистанского НПЗ в Гвадаре задумано неслучайно – Исламабад рассчитывает на то, что после того, как новый НПЗ удовлетворит внутренние потребности в нефтепродуктах, страна станет их экспортировать, прежде всего на растущие рынки африканских стран.
Приняв участие в данном проекте, Азербайджан в первую очередь мог бы поставлять на НПЗ свою нефть для переработки. Кроме того, участие в проекте с выходом на важные рынки сбыта в Африке и Азии также принесет SOCAR дополнительную выгоду в виде усиления экономического влияния в данных регионах.
Кроме того, учитывая ряд льгот и преференций, которые предлагает правительство Пакистана инвесторам в нефтеперерабатывающую сферу, Азербайджан, став участником строительства НПЗ, мог бы вложиться в довольно успешный с коммерческой точки зрения инвестиционный проект, а также стать партнером крупнейшего саудовского гиганта Aramco и влиятельных китайских компаний.