Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Обновление энергетической карты мира: ось РФ-Китай-Ближний Восток изменит мировой порядок

© Sputnik / Виталий БелоусовФлаги Китая и России
Флаги Китая и России - Sputnik Азербайджан, 1920, 22.06.2023
Подписаться
Амбициозные планы Китая по увеличению импорта углеводородов, вкупе с готовностью Москвы и Эр-Рияда сотрудничать в деле разделения рынка нефти, полностью меняют ситуацию в мировой энергетике.
БАКУ, 22 июн — Sputnik. Пока мировая общественность наблюдает за спорами в Старом Свете по поводу энергетического взаимодействия, азиатские рынки пестрят новыми соглашениями о расширении сотрудничества потребителей и производителей энергоресурсов. И главную роль в меняющемся энергетическом порядке начинает играть Китай, который является не только крупнейшим потребителем энергоресурсов, но и становится ведущим производителем нефтепродуктов и инвестором в "зеленую" энергетику.
Так, КНР заявляет о намерении увеличить импорт нефти и газа в страну в рамках восстановления экономики, с учетом роста нефтепереработки в стране. Ожидается, что только поставки нефти в Китай по итогам текущего года вырастут с 0,5 млн до 1 млн баррелей в сутки. Что касается газа, то импорт сжиженного природного газа только из России в Китай по итогам четырех месяцев 2023 года вырос на 50%, до 2,14 млн тонн.
При этом Пекину нужны большие объемы нефти, трубопроводного и сжиженного газа, чтобы стать мировым лидером по переработке и экспорту углеводородов.

Китай не боится долгосрочных контрактов

Главным плюсом Китая для поставщиков углеводородов является готовность заключать долгосрочные контракты на закупку с фиксированными ценами. При этом КНР не только обеспечивает свою энергетическую безопасность на долгие годы, но и позволяет странам-поставщикам разрабатывать новые месторождения нефти и газа.
Так, Китай и Катар подписали 27-летнее соглашение на закупку 4 млн метрических тонн СПГ, и это уже второе подобное соглашение между Дохой и Пекином менее чем за год. Таким образом, Китай, используя долгосрочные контракты, претендует на место основного потребителя катарского СПГ, вытеснив Европу, которая больше рассчитывает на краткосрочные поставки.
Наряду с СПГ, Китай наращивает импорт и трубопроводного газа, в том числе из России. Согласно последним данным, поставки российского "голубого топлива" в КНР за четыре месяца 2023 года в денежном выражении увеличились в 2,23 раза и составили $2,33 млрд. Таким образом, РФ заняла второе место по поставкам трубопроводного газа в Китай после Туркменистана, который увеличил их за аналогичный период на 18,9%, до $3,41 млрд.
Увеличение импорта трубопроводного газа соответствует стратегии Китая по расширению мощностей производства СПГ - в последние несколько лет в КНР реализуется программа расширения мощностей крупномасштабных СПГ-заводов, продукция которых будет отправляться на экспорт.
На данный момент в Китае действует свыше 200 СПГ-заводов мощностью более 30 млн тонн в год. Однако предприятия по сжижению газа в стране до недавнего времени работали на треть мощности из-за более низких цен на импортируемый сжиженный газ.
Ситуация в газосжижающей отрасли КНР изменилась после значительного скачка цен и спроса на СПГ в последние годы, в результате чего власти страны приняли решение увеличить производство сжиженного газа с целью последующего его экспорта.
Ожидается, что поставки трубопроводного российского газа позволят Китаю увеличить мощности по сжижению газа – после ввода в эксплуатацию новой трубопроводной инфраструктуры и увеличения пропускной способности проекта "Сила Сибири" РФ будет готова поставлять в Китай около 100 млрд кубометров.

Арабские инвестиции для китайских НПЗ

Китай также вынашивает планы по значительному увеличению поставок нефтепродуктов на мировой рынок и привлекает иностранные инвестиции для этих целей. Значительный капитал в строительство нефтеперерабатывающего завода в КНР намерена вложить Саудовская Аравия – совместное предприятие нефтегазовых компаний двух стран заложило фундамент крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в провинции Ляонин в марте текущего года. Ожидается, что мощность проекта составит 300 тыс. баррелей в сутки, а инвестиции достигнут около $10 млрд, которые будут вложены Saudi Aramco.
Большая часть нефти, или около 210 тыс. баррелей в сутки, для проекта будет поставляться из Саудовской Аравии. Остальную часть может поставить РФ, так как по своему химическому составу российская нефть может заменить марку Arab Light, считают экономисты.
Ожидается, что саудовские инвестиции в китайскую нефтепереработку станут началом крупного инвестиционного обмена между Пекином и Эр-Риядом в сфере энергетики. Так, развивая нефтехимический комплекс в Китае, Саудовская Аравия получит обратные инвестиции из КНР, которые в первую очередь будет вкладывать в проекты по созданию мощностей возобновляемых источников энергии.
Таким образом, считают эксперты, начало интенсивного энергетического сотрудничества этих стран ознаменовало разрыв токсичных отношений Эр-Рияда с Вашингтоном. Стоит отметить, что Саудовская Аравия многие годы вела с США политику "нефть в обмен на безопасность", регулируя свой и частично мировой нефтяной рынок под американские запросы.

Зеленая энергия – Ближний Восток и Китай не конкуренты

Развивая мощности по переработке нефти и газа, Китай также ведет политику увеличения доли зеленой энергии в своем энергобалансе, а также планирует стать пионером в развитии ВИЭ в странах-партнерах.
Будучи двигателем мировой экономики, он намерен в одиночку вложить в возобновляемые источники энергии колоссальные $271 млрд в 2023 году. Это столько же, сколько планируют инвестировать в целом страны Организации экономического сотрудничества и развития.
Кроме того, Китай продвигает свои "зеленые" технологии в странах-партнерах, в том числе на Ближнем Востоке, где арабские нефтегиганты также планируют значительно увеличить долю ВИЭ в энергобалансе. Так, ранее председатель КНР Си Цзиньпин на саммите с участием глав аравийских монархий в Эр-Рияде заявил, что Китай намерен укреплять сотрудничество со странами Персидского залива в сфере инвестиций в "чистую" энергетику.
Стоит отметить, что такие арабские страны Персидского залива, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар, так же как и Китай, развивают собственные технологии по созданию мощностей "зеленой" энергетики в странах-партнерах. Так, часть колоссальных доходов от продажи нефти и газа арабские страны вложили в привлечение кадров и производство оборудования для создания мощностей ВИЭ.
Однако в вопросе развития мощностей "зеленой" энергетики в мире Китай и арабские нефтегиганты скорее не конкуренты, а партнеры. Стоит отметить, что в планах сотрудничества Пекина с персидскими монархиями, в том числе и совместное развитие "зеленых" проектов в третьих странах.

Россия – важное звено в рамках партнерства Китая и Ближнего Востока

Картину энергетического рынка, который будет перекроен по новой системе, меняет и углубление сотрудничества России с потребителями нефти и газа с одной стороны, и ближневосточными конкурентами по рынку - с другой.
Так, с начала года РФ отодвинула Саудовскую Аравию на второе место по поставкам нефти в Китай и Индию, а также значительно нарастила экспорт на другие азиатские рынки, которые изначально получали "черное золото" из КСА.
Эксперты считают, что увеличение потока углеводородов из России не создает конкуренции ближневосточной нефти, так как растущий рынок Азии и темпы восстановления экономики этого региона готовы поглотить все объемы поставляемого сырья.
К тому же бытует мнение, что Саудовская Аравия и Россия фактически разделили рынок потребления нефти – Эр-Рияд увеличил ее поставки в западном направлении, а Москва продолжает реализовывать свое сырье на азиатском рынке.
В пользу этой теории говорит и то, что после последнего заседания ОПЕК+ 4 июня Саудовская Аравия объявила о снижении добычи и одновременном повышении стоимости своей нефти для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), фактически освобождая рынок для российского "черного золота".
Это означает, что крупнейшие производители нефти разделили сферу поставок между собой, не конкурируя, а взаимодействуя на рынке.
В целом ожидается, что ось сотрудничества РФ-Китай-Ближний Восток может поменять энергетическую карту мира. Тем более что политическое и экономическое взаимодействие арабских нефтегазовых гигантов с Китаем и Россией активно продолжается и в рамках таких международных организаций, как БРИКС и ШОС, которые развиваются по инициативе Москвы и Пекина.
Лента новостей
0