Эксперт о ж/д Решт-Астара: самую большую выгоду получит Азербайджан

© Azerbaijan Railways CJSCСтроительство железной дороги, фото из архива
Строительство железной дороги, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 19.05.2023
Подписаться
Азербайджан получит прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу. Подробности - в материале Михаила Воробьева.
БАКУ, 19 мая — Sputnik. Президент России Владимир Путин 17 мая по видеосвязи вместе со своим иранским коллегой Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт–Астара.

Где она находится и зачем нужна?

Отрезок Решт–Астара станет частью международного транспортного коридора "Север–Юг", призванного обеспечить транспортную связь между Россией и Индией через Иран.
Коридор предусматривает три варианта прохождения путей из России в Иран: первый – через Каспийское море; второй – через Казахстан и Туркменистан, третий – через Азербайджан.
Чтобы грузы отправились по третьему пути, не хватает лишь маленького 162-километрового железнодорожного отрезка Решт–Астара на граничащей с Азербайджаном территории Ирана. О возведении этого участка российский и иранский лидеры и договорились. Строительство планируют начать через год.
Сейчас грузы из Индии идут в европейскую часть России в основном по морю и так же обратно: из Санкт-Петербурга огибают всю Европу, а затем направляются в конечную точку маршрута через Суэцкий канал. Коридор "Север–Юг" – альтернатива этому водному пути, выгодная по времени в пути и стоимости перевозки.
Однако то, что в Иране на границе с Азербайджаном на данный момент нет железной дороги между Рештом и Астарой, не значит, что сейчас по этому маршруту ничего не перевозят. Там совершают перевалку с железной дороги на автомобильный транспорт, а затем опять на железную дорогу.

Почему рельсы не проложили раньше?

До введения Западом антироссийских санкций у Москвы не было столь значительной потребности в данном маршруте, объяснил корреспонденту Sputnik гендиректор Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.
"Второй вопрос заключался в том, что там до конца не были решены вопросы землеотвода, источников финансирования, а также единой политики по перевозке этих грузов", – рассказал он.
Также не стоит забывать, что Иран, как и Россия, находится под санкциями, причем уже на протяжении десятилетий, поэтому там всегда существовала проблема неразвитой инфраструктуры.
"Вся иранская железнодорожная инфраструктура, мягко говоря, не новая. Строилась она в годы Второй мировой войны. И там есть определенные сложности, связанные с перевозкой грузов, а именно - тоннели, высота этих тоннелей, повороты, подъемы", – добавил эксперт.
По его словам, также имеются сложности с системой взаиморасчетов, потому что проведение платежей в Иране – достаточно сложная процедура.

О каких объемах перевозки идет речь?

Российские компании готовы обеспечить рост грузооборота по данному железнодорожному направлению до 15 млн тонн в год к 2030 году. В перспективе же его пропускная способность может быть увеличена до 30-60 млн тонн.
Как пояснил Бессонов, сейчас из Ирана в Россию направляются стройматериалы, фрукты, овощи, а в обратную сторону – продукция станкостроения и металлургии.
"Этот путь будет востребован, а дальше вступает закон развития этого коридора. Чем больше будет объемов, тем этот коридор будет привлекательнее. Тем быстрее будет снижаться тариф и тем быстрее будут отрабатываться технологии", – добавил он.
По словам эксперта, данное направление перспективно в связи с появлением новых рынков.
"Речь идет об Индии и странах, которые рядом с ней: Пакистан, Бангладеш, Таиланд, Вьетнам, Мьянма. Появилась потребность возить товары", – уточнил гендиректор КСТП.

Зачем Ирану кредит на строительство?

Российский вице-премьер Александр Новак в день подписания соглашения прокомментировал затраты. "Для реализации этого проекта выделяется межгосударственный кредит - 1,3 миллиарда евро. При этом общая стоимость проекта составляет 1,6 миллиарда евро", - заявил вице-премьер журналистам.
Решение о выделении межгосударственного кредита на реализацию проекта было принято, поскольку у Ирана действительно недостаточно денег, рассказал Бессонов.
"Да, сейчас Россия берет данный вопрос на себя, но рассчитывает потом на синергетический эффект от вложения этих денег. Возможности у Российской Федерации выше, чем у Ирана", – уточнил эксперт.

Выгодна ли дорога Азербайджану?

Благодаря реализации проекта самую большую выгоду получит Азербайджан, считает Бессонов.
"Для них это загрузка инфраструктуры, это деньги", – подчеркнул он.
Азербайджан, в отличие от России, не имеет выхода к открытым морям, напомнила корреспонденту Sputnik старший научный сотрудник РИСИ Марианна Баконина.
"У них есть только Каспий. Здесь же они получат прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу, Индийскому океану", – пояснила она.
Лента новостей
0