https://az.sputniknews.ru/20230519/ekspert-o-zhd-resht-astara-samuyu-bolshuyu-vygodu-poluchit-azerbaydzhan-455058834.html
Эксперт о ж/д Решт-Астара: самую большую выгоду получит Азербайджан
Эксперт о ж/д Решт-Астара: самую большую выгоду получит Азербайджан
Sputnik Азербайджан
Азербайджан получит прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу. Подробности - в материале Михаила Воробьева. 19.05.2023, Sputnik Азербайджан
2023-05-19T21:31+0400
2023-05-19T21:31+0400
2023-05-19T22:15+0400
россия
иран
азербайджан
решт-астара
международный транспортный коридор "север-юг"
экономика
колумнисты
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42227/12/422271215_0:60:1150:707_1920x0_80_0_0_e341a046497b4c211a230260a7918bac.png
БАКУ, 19 мая — Sputnik. Президент России Владимир Путин 17 мая по видеосвязи вместе со своим иранским коллегой Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт–Астара. Где она находится и зачем нужна? Отрезок Решт–Астара станет частью международного транспортного коридора "Север–Юг", призванного обеспечить транспортную связь между Россией и Индией через Иран. Коридор предусматривает три варианта прохождения путей из России в Иран: первый – через Каспийское море; второй – через Казахстан и Туркменистан, третий – через Азербайджан. Чтобы грузы отправились по третьему пути, не хватает лишь маленького 162-километрового железнодорожного отрезка Решт–Астара на граничащей с Азербайджаном территории Ирана. О возведении этого участка российский и иранский лидеры и договорились. Строительство планируют начать через год. Сейчас грузы из Индии идут в европейскую часть России в основном по морю и так же обратно: из Санкт-Петербурга огибают всю Европу, а затем направляются в конечную точку маршрута через Суэцкий канал. Коридор "Север–Юг" – альтернатива этому водному пути, выгодная по времени в пути и стоимости перевозки. Однако то, что в Иране на границе с Азербайджаном на данный момент нет железной дороги между Рештом и Астарой, не значит, что сейчас по этому маршруту ничего не перевозят. Там совершают перевалку с железной дороги на автомобильный транспорт, а затем опять на железную дорогу. Почему рельсы не проложили раньше? До введения Западом антироссийских санкций у Москвы не было столь значительной потребности в данном маршруте, объяснил корреспонденту Sputnik гендиректор Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов. "Второй вопрос заключался в том, что там до конца не были решены вопросы землеотвода, источников финансирования, а также единой политики по перевозке этих грузов", – рассказал он. Также не стоит забывать, что Иран, как и Россия, находится под санкциями, причем уже на протяжении десятилетий, поэтому там всегда существовала проблема неразвитой инфраструктуры. "Вся иранская железнодорожная инфраструктура, мягко говоря, не новая. Строилась она в годы Второй мировой войны. И там есть определенные сложности, связанные с перевозкой грузов, а именно - тоннели, высота этих тоннелей, повороты, подъемы", – добавил эксперт. По его словам, также имеются сложности с системой взаиморасчетов, потому что проведение платежей в Иране – достаточно сложная процедура. О каких объемах перевозки идет речь? Российские компании готовы обеспечить рост грузооборота по данному железнодорожному направлению до 15 млн тонн в год к 2030 году. В перспективе же его пропускная способность может быть увеличена до 30-60 млн тонн. Как пояснил Бессонов, сейчас из Ирана в Россию направляются стройматериалы, фрукты, овощи, а в обратную сторону – продукция станкостроения и металлургии. "Этот путь будет востребован, а дальше вступает закон развития этого коридора. Чем больше будет объемов, тем этот коридор будет привлекательнее. Тем быстрее будет снижаться тариф и тем быстрее будут отрабатываться технологии", – добавил он. По словам эксперта, данное направление перспективно в связи с появлением новых рынков. "Речь идет об Индии и странах, которые рядом с ней: Пакистан, Бангладеш, Таиланд, Вьетнам, Мьянма. Появилась потребность возить товары", – уточнил гендиректор КСТП. Зачем Ирану кредит на строительство? Российский вице-премьер Александр Новак в день подписания соглашения прокомментировал затраты. "Для реализации этого проекта выделяется межгосударственный кредит - 1,3 миллиарда евро. При этом общая стоимость проекта составляет 1,6 миллиарда евро", - заявил вице-премьер журналистам. Решение о выделении межгосударственного кредита на реализацию проекта было принято, поскольку у Ирана действительно недостаточно денег, рассказал Бессонов. "Да, сейчас Россия берет данный вопрос на себя, но рассчитывает потом на синергетический эффект от вложения этих денег. Возможности у Российской Федерации выше, чем у Ирана", – уточнил эксперт. Выгодна ли дорога Азербайджану? Благодаря реализации проекта самую большую выгоду получит Азербайджан, считает Бессонов. "Для них это загрузка инфраструктуры, это деньги", – подчеркнул он. Азербайджан, в отличие от России, не имеет выхода к открытым морям, напомнила корреспонденту Sputnik старший научный сотрудник РИСИ Марианна Баконина. "У них есть только Каспий. Здесь же они получат прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу, Индийскому океану", – пояснила она.
россия
иран
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42227/12/422271215_89:0:1150:796_1920x0_80_0_0_ff1e1c78408e5cebd47ce4089e157a89.pngSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
россия, иран, азербайджан, решт-астара, международный транспортный коридор "север-юг", экономика, колумнисты
россия, иран, азербайджан, решт-астара, международный транспортный коридор "север-юг", экономика, колумнисты
Эксперт о ж/д Решт-Астара: самую большую выгоду получит Азербайджан
21:31 19.05.2023 (обновлено: 22:15 19.05.2023) Азербайджан получит прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу. Подробности - в материале Михаила Воробьева.
БАКУ, 19 мая — Sputnik. Президент России Владимир Путин 17 мая по видеосвязи вместе со своим иранским коллегой Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт–Астара.
Где она находится и зачем нужна?
Отрезок Решт–Астара станет частью международного транспортного коридора "Север–Юг", призванного обеспечить транспортную связь между Россией и Индией через Иран.
Коридор предусматривает три варианта прохождения путей из России в Иран: первый – через Каспийское море; второй – через Казахстан и Туркменистан, третий – через Азербайджан.
Чтобы грузы отправились по третьему пути, не хватает лишь маленького 162-километрового железнодорожного отрезка Решт–Астара на граничащей с Азербайджаном территории Ирана. О возведении этого участка российский и иранский лидеры и договорились. Строительство планируют начать через год.
Сейчас грузы из Индии идут в европейскую часть России в основном по морю и так же обратно: из Санкт-Петербурга огибают всю Европу, а затем направляются в конечную точку маршрута через Суэцкий канал. Коридор "Север–Юг" – альтернатива этому водному пути, выгодная по времени в пути и стоимости перевозки.
Однако то, что в Иране на границе с Азербайджаном на данный момент нет железной дороги между Рештом и Астарой, не значит, что сейчас по этому маршруту ничего не перевозят. Там совершают перевалку с железной дороги на автомобильный транспорт, а затем опять на железную дорогу.
Почему рельсы не проложили раньше?
До введения Западом антироссийских санкций у Москвы не было столь значительной потребности в данном маршруте, объяснил корреспонденту Sputnik гендиректор Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.
"Второй вопрос заключался в том, что там до конца не были решены вопросы землеотвода, источников финансирования, а также единой политики по перевозке этих грузов", – рассказал он.
Также не стоит забывать, что Иран, как и Россия, находится под санкциями, причем уже на протяжении десятилетий, поэтому там всегда существовала проблема неразвитой инфраструктуры.
"Вся иранская железнодорожная инфраструктура, мягко говоря, не новая. Строилась она в годы Второй мировой войны. И там есть определенные сложности, связанные с перевозкой грузов, а именно - тоннели, высота этих тоннелей, повороты, подъемы", – добавил эксперт.
По его словам, также имеются сложности с системой взаиморасчетов, потому что проведение платежей в Иране – достаточно сложная процедура.
О каких объемах перевозки идет речь?
Российские компании готовы обеспечить рост грузооборота по данному железнодорожному направлению до 15 млн тонн в год к 2030 году. В перспективе же его пропускная способность может быть увеличена до 30-60 млн тонн.
Как пояснил Бессонов, сейчас из Ирана в Россию направляются стройматериалы, фрукты, овощи, а в обратную сторону – продукция станкостроения и металлургии.
"Этот путь будет востребован, а дальше вступает закон развития этого коридора. Чем больше будет объемов, тем этот коридор будет привлекательнее. Тем быстрее будет снижаться тариф и тем быстрее будут отрабатываться технологии", – добавил он.
По словам эксперта, данное направление перспективно в связи с появлением новых рынков.
"Речь идет об Индии и странах, которые рядом с ней: Пакистан, Бангладеш, Таиланд, Вьетнам, Мьянма. Появилась потребность возить товары", – уточнил гендиректор КСТП.
Зачем Ирану кредит на строительство?
Российский вице-премьер Александр Новак в день подписания соглашения прокомментировал затраты. "Для реализации этого проекта выделяется межгосударственный кредит - 1,3 миллиарда евро. При этом общая стоимость проекта составляет 1,6 миллиарда евро", - заявил вице-премьер журналистам.
Решение о выделении межгосударственного кредита на реализацию проекта было принято, поскольку у Ирана действительно недостаточно денег, рассказал Бессонов.
"Да, сейчас Россия берет данный вопрос на себя, но рассчитывает потом на синергетический эффект от вложения этих денег. Возможности у Российской Федерации выше, чем у Ирана", – уточнил эксперт.
Выгодна ли дорога Азербайджану?
Благодаря реализации проекта самую большую выгоду получит Азербайджан, считает Бессонов.
"Для них это загрузка инфраструктуры, это деньги", – подчеркнул он.
Азербайджан, в отличие от России, не имеет выхода к открытым морям, напомнила корреспонденту Sputnik старший научный сотрудник РИСИ Марианна Баконина.
"У них есть только Каспий. Здесь же они получат прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу, Индийскому океану", – пояснила она.