https://az.sputniknews.ru/20230518/mtk-sever-yug-dlya-neftegaza--rossiya-rasshirit-tranzit-uglevodorodov-cherez-azerbaydzhan-454967579.html
МТК "Север-Юг" для нефтегаза – Россия расширит транзит углеводородов через Азербайджан
МТК "Север-Юг" для нефтегаза – Россия расширит транзит углеводородов через Азербайджан
Sputnik Азербайджан
Железнодорожный участок Решт-Астара многие годы был камнем преткновения на пути запуска на полную мощность западного маршрута "Север-Юг", проходящего по... 18.05.2023, Sputnik Азербайджан
2023-05-18T10:00+0400
2023-05-18T10:00+0400
2023-05-29T12:13+0400
россия
иран
решт-астара
строительство
международный транспортный коридор "север-юг"
грузоперевозки
углеводороды
колумнисты
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42373/04/423730408_0:0:3071:1728_1920x0_80_0_0_d308f6c013afb3034d9a4816b6855367.jpg
БАКУ, 18 мая — Sputnik. Россия и Иран подписали соглашение о строительстве участка железной дороги Решт-Астара, который является важным звеном международного транспортного коридора "Север-Юг". При этом РФ выделила на строительные работы международный кредит в размере $1,3 млрд. Отметим, что общие расходы на проект составляют $1,6 млрд. Долгий путь к реализации проекта Участок железной дороги Решт-Астара многие годы был камнем преткновения на пути запуска на полную мощность западного маршрута "Север-Юг", который проходит через территорию Азербайджана. При этом Баку все это время прилагал значительные усилия для реализации проекта, вплоть до выделения кредита на эти цели в размере $500 млн. Иран затягивал с началом работ, приводя разные доводы, в числе которых нехватка финансирования, нерентабельность проекта из-за малого грузопотока, а также сложность синхронизации железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном. Напомним, что ширина железнодорожной колеи на территории Азербайджана составляет 1520 мм, а в Иране – 1435 мм, что создает некоторые сложности. Однако этот вопрос удалось решить: в соглашении, подписанном между Россией и Ираном, указано, что участок железной дороги Решт-Астара будет строиться с двумя типами колеи: шириной 1435 и 1520 мм. Западный маршрут "Север-Юг" набирает обороты Ожидается, что после завершения строительства участка Решт-Астара грузопоток по западному маршруту "Север-Юг" будет расти ввиду уже готовой инфраструктуры, которую предлагает Азербайджан. Кроме того, у западного маршрута МТК есть ряд преимуществ. Эксперты считают, что транскаспийский маршрут МТК "Север-Юг", который предусматривает прямое морское сообщение между Ираном и Россией, не в состоянии полностью удовлетворить растущий спрос на грузоперевозки из-за недостаточного количества судов. Так, согласно оценке Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) РФ, для обслуживания этого маршрута требуется не менее 45 судов-контейнеровозов типа "Волго-Дон Макс". Однако пока планируется построить вдвое меньше - до 25 судов. В то же время восточный маршрут МТК, который будет проходить через территорию России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, сопряжен с решением ряда вопросов. Стороны, в частности, должны синхронизировать тарифные ставки и скоординировать работу таможенных органов для создания "бесшовной" перевозки грузов. Таких проблем нет с западным маршрутом "Север-Юг", так как Россия, Азербайджан и Иран имеют соглашения о синхронизации и цифровизации таможенных структур. Российские углеводороды как импульс для МТК МТК "Север-Юг" приобрел особое значение и актуальность после переориентации грузопотока России с западного направления на восточное и южное. По итогам прошлого года грузоперевозки по этому транспортному коридору только по территории Азербайджана выросли на 90%, и это при том, что не достроен участок железной дороги Решт-Астара. Кроме того, наблюдается изменение структуры перевозимых товаров по всем маршрутам МТК, а также рост перевозок сыпучих и жидких грузов. Переориентация экспорта российской нефти и нефтепродуктов добавила привлекательности МТК "Север-Юг". Так, по данным главы Минэнерго России Николая Шульгинова, экспорт российской нефти в Индию в 2022 году вырос в 22 раза. В указанный период на долю Индии и Китая пришлось 70% российского нефтяного экспорта. По мнению экспертов, именно реализация российских углеводородов на рынке Азии актуализировала вопрос строительства участка Решт-Астара, сделав его привлекательным для поставщиков российской нефти. Это подтверждает тот факт, что вице-премьер РФ Александр Новак, который назначен куратором проекта строительства участка железной дороги Решт-Астара, сразу по прибытии в Иран посетил ряд нефтегазовых предприятий и обсудил с официальными лицами этой страны перспективы сотрудничества с Россией в топливно-энергетической и транспортной сферах. Таким образом, ожидается, что запуск на полную мощность западного маршрута МТК "Север-Юг" расширит возможности для экспорта углеводородов из России и позволит беспрепятственно поставлять нефть и нефтепродукты потребителям в Индии, а оттуда и на другие азиатские рынки.
https://az.sputniknews.ru/20230502/putin-poruchil-kabminu-privlech-chastnykh-investorov-k-mtk-sever-yug-454390800.html
россия
иран
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42373/04/423730408_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_95711637ecb55ffc2b1ea9f3c655bd56.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
россия, иран, решт-астара, строительство, международный транспортный коридор "север-юг", грузоперевозки, углеводороды, колумнисты
россия, иран, решт-астара, строительство, международный транспортный коридор "север-юг", грузоперевозки, углеводороды, колумнисты
МТК "Север-Юг" для нефтегаза – Россия расширит транзит углеводородов через Азербайджан
10:00 18.05.2023 (обновлено: 12:13 29.05.2023) Железнодорожный участок Решт-Астара многие годы был камнем преткновения на пути запуска на полную мощность западного маршрута "Север-Юг", проходящего по территории Азербайджана. Что же послужило импульсом для начала строительства этого участка?
БАКУ, 18 мая — Sputnik. Россия и Иран подписали соглашение о строительстве участка железной дороги Решт-Астара, который является важным звеном международного транспортного коридора "Север-Юг". При этом РФ выделила на строительные работы международный кредит в размере $1,3 млрд. Отметим, что общие расходы на проект составляют $1,6 млрд.
Долгий путь к реализации проекта
Участок железной дороги Решт-Астара многие годы был камнем преткновения на пути запуска на полную мощность западного маршрута "Север-Юг", который проходит через территорию Азербайджана. При этом Баку все это время прилагал значительные усилия для реализации проекта, вплоть до выделения кредита на эти цели в размере $500 млн.
Иран затягивал с началом работ, приводя разные доводы, в числе которых нехватка финансирования, нерентабельность проекта из-за малого грузопотока, а также сложность синхронизации железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном.
Напомним, что ширина железнодорожной колеи на территории Азербайджана составляет 1520 мм, а в Иране – 1435 мм, что создает некоторые сложности.
Однако этот вопрос удалось решить: в соглашении, подписанном между Россией и Ираном, указано, что участок железной дороги Решт-Астара будет строиться с двумя типами колеи: шириной 1435 и 1520 мм.
Западный маршрут "Север-Юг" набирает обороты
Ожидается, что после завершения строительства участка Решт-Астара грузопоток по западному маршруту "Север-Юг" будет расти ввиду уже готовой инфраструктуры, которую предлагает Азербайджан. Кроме того, у западного маршрута МТК есть ряд преимуществ.
Эксперты считают, что транскаспийский маршрут МТК "Север-Юг", который предусматривает прямое морское сообщение между Ираном и Россией, не в состоянии полностью удовлетворить растущий спрос на грузоперевозки из-за недостаточного количества судов.
Так, согласно оценке Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) РФ, для обслуживания этого маршрута требуется не менее 45 судов-контейнеровозов типа "Волго-Дон Макс". Однако пока планируется построить вдвое меньше - до 25 судов.
В то же время восточный маршрут МТК, который будет проходить через территорию России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, сопряжен с решением ряда вопросов. Стороны, в частности, должны синхронизировать тарифные ставки и скоординировать работу таможенных органов для создания "бесшовной" перевозки грузов.
Таких проблем нет с западным маршрутом "Север-Юг", так как Россия, Азербайджан и Иран имеют соглашения о синхронизации и цифровизации таможенных структур.
Российские углеводороды как импульс для МТК
МТК "Север-Юг" приобрел особое значение и актуальность после переориентации грузопотока России с западного направления на восточное и южное. По итогам прошлого года грузоперевозки по этому транспортному коридору только по территории Азербайджана выросли на 90%, и это при том, что не достроен участок железной дороги Решт-Астара. Кроме того, наблюдается изменение структуры перевозимых товаров по всем маршрутам МТК, а также рост перевозок сыпучих и жидких грузов.
Переориентация экспорта российской нефти и нефтепродуктов добавила привлекательности МТК "Север-Юг". Так, по данным главы Минэнерго России Николая Шульгинова, экспорт российской нефти в Индию в 2022 году вырос в 22 раза. В указанный период на долю Индии и Китая пришлось 70% российского нефтяного экспорта.
По мнению экспертов, именно реализация российских углеводородов на рынке Азии актуализировала вопрос строительства участка Решт-Астара, сделав его привлекательным для поставщиков российской нефти.
Это подтверждает тот факт, что вице-премьер РФ Александр Новак, который назначен куратором проекта строительства участка железной дороги Решт-Астара, сразу по прибытии в Иран посетил ряд нефтегазовых предприятий и обсудил с официальными лицами этой страны перспективы сотрудничества с Россией в топливно-энергетической и транспортной сферах.
Таким образом, ожидается, что запуск на полную мощность западного маршрута МТК "Север-Юг" расширит возможности для экспорта углеводородов из России и позволит беспрепятственно поставлять нефть и нефтепродукты потребителям в Индии, а оттуда и на другие азиатские рынки.