Каждой линии - свой товар: маршрут "Север-Юг" через Азербайджан теряет актуальность?

© Sputnik / Mihail Voskresenskiy / Перейти в фотобанкРазгрузка контейнернов, фото из архива
Разгрузка контейнернов, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 15.03.2023
Подписаться
Все три маршрута МТК "Север-Юг" ориентированы на разные виды грузов.
БАКУ, 15 мар — Sputnik. С ростом популярности международного транспортного коридора "Север-Юг" все громче становятся споры о том, какое из трех направлений МТК сегодня является наиболее выгодным и актуальным. Как известно, МТК имеет три маршрута: Западный – через территорию Азербайджана, Средний или морской – через Каспийское море, а также Восточный – через территорию Казахстана.
Если вначале считалось, что наиболее оптимальными являются инфраструктура и время доставки товаров по Западному направлению, то в последнее время растет роль Среднего маршрута, который связывает иранские и астраханские порты на Каспии.
Так, наряду с планами по завершению железнодорожного участка Астара-Решт на иранской территории, который является частью Западного направления МТК, Россия также ведет работы по расширению грузоперевозок по Каспийскому морю.
Эксперты задаются вопросом: не теряет ли актуальность Западное направление коридора на фоне развития поставок через Каспий?

Москва и Баку намерены сообща развивать МТК

Россия и Азербайджан полны решимости вместе развивать инфраструктурные маршруты Западного направления "Север-Юг", что неоднократно подтверждалось на встречах высокого уровня между странами. Так, в сентябре в Баку Россия, Азербайджан и Иран подписали Декларацию о развитии коридора, в которой стороны выразили готовность к сотрудничеству в области оценки и анализа инфраструктуры и транспортных возможностей для использования МТК в полной мере.
Они также заявили о готовности рассмотреть предложенные целевые показатели по реализации транзитных и двусторонних грузоперевозок объемом 30 млн тонн по территориям трех стран к 2030 году.
Кроме того, в марте стало известно, что Иран и Россия решили завершить в течение трех месяцев финансирование, проектирование и реализацию проекта строительства железной дороги Решт-Астара. Ожидается, что ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) примет активное участие в строительстве.

Каждому товару - свое направление

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что все три маршрута МТК "Север-Юг" ориентированы на разные виды грузов.
"Собственно говоря, это разные виды транспорта, но если мы объединим их в две группы – сухопутный, автомобильный, железнодорожный и морской, то увидим, что есть видовые разграничения по характеру грузов и объему партий тех или иных поставок", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.
Так, отметил экономист, если говорить о зерне – одной из основных позиций российского экспорта в Иран, то его проще, быстрее и выгоднее с точки зрения логистики поставлять морским путем, чем по железной дороге.
Помимо насыпных грузов, также легче перевозить по морю лес, считает эксперт.
Если посмотреть на иранский экспорт, то ситуация несколько иная. Там формируются, скорее, малогабаритные поставки, которые вполне могут входить в контейнеры и автомобильный транспорт, потому что основные позиции экспорта Ирана в Россию – это фрукты, овощи, сухофрукты, отметил он.
"И это, конечно, быстрее и проще с точки зрения логистики отправлять автомобильным транспортом по разным точкам логистических узлов в самой России. И здесь будет играть роль как Западный маршрут, так и Восточный", - считает Караваев.

Форс-мажоры меняют ситуацию

По словам экономиста, описанная схема действительна при нормальных трансграничных отношениях без форс-мажоров, связанных с проблемами безопасности и спецоперацией на Украине. То есть так выглядела торговля до начала пандемии и других кризисов.
"Сейчас же ситуация изменилась, и приоритеты расставляются по-другому. Описанная схема сегодня деформируется другими приоритетами, такими как, прежде всего, вопросы безопасности, надежности линии транспортных коммуникаций", - отметил Караваев.
По его мнению, для установления прочных и надежных линий доставки между Ираном и Россией главную роль будет играть морской транзит. В данном случае и восточная, и западная сухопутные магистрали будут играть вторую роль, считает эксперт.
Потому что для отношений России и Ирана в сферах военно-технического сотрудничества, поставок отдельных компонентов и узлов, которые могут иметь двойное назначение, может использоваться исключительно морской транзит, сказал экономист.
"Думаю, что такая специализация будет характеризовать поставки в коридоре "Север-Юг" еще долгие годы. Соответственно, на морское направление будут приходиться в основном крупные насыпные товары и все, что связано с военно-техническим сотрудничеством", - считает Караваев.
Что касается Западного и Восточного маршрутов, то ситуация здесь будет определяться потенциальными конфликтами на границе с Ираном, отметил он.
Так, по мнению эксперта, если продолжится эскалация между Ираном и Азербайджаном, то нет оптимизма относительно того, как будет развиваться Западный маршрут. Эскалация между Баку и Тегераном очень серьезно тормозит развитие МТК "Север-Юг" по западному вектору.
"Я уже не говорю про железнодорожные проекты, которые требуют значительных инвестиций и времени на достройку и обустройство инфраструктуры. Поэтому потенциальные политические трения между Азербайджаном и Ираном будут заметно тормозить движение транспорта и техническое развитие Западного маршрута", - добавил он.
Кроме того, отметил Караваев, РЖД все-таки делают ставку на восточный берег Каспия. Так, российская компания имеет возможность отправлять только по восточному направлению тестовые поезда в Иран с партиями грузов до Индии. И здесь сложно предложить альтернативу, так как железная дорога по западному направлению фактически не достроена.

Усилия Азербайджана по развитию дорожной инфраструктуры

Караваев обратил внимание на то, что Азербайджан прикладывает достаточно усилий для расширения коммуникаций от Баку до границы с Россией. Проводятся работы на трассе, ведущей к Лянкярану и Астаре на юг.
Так, отметил он, гораздо легче и быстрее будет расширить пропускную способность на границе Азербайджана и Ирана.
"То есть провести аналогичную работу, которая осуществляется на границе Азербайджана и России и на азербайджано-иранской границе. Это было бы быстрее и проще и сразу дало бы ощутимый рост грузооборота в этом направлении", - сказал экономист.
Караваев считает, что среди направлений МТК "Север-Юг" есть определенная иерархия. Так, ее верхняя строчка – это морской транспорт ввиду того, что он соединяет Россию и Иран напрямую.
Он отметил, что в целом Азербайджан не мог бы быть полноценным посредником в ирано-российской торговле, так как обе страны находятся под многочисленными санкциями и положение Баку в этом вопросе было бы опасным ввиду рисков также оказаться под давлением Запада.
"Если даже не было бы ситуации с прямой блокировкой товаров в торговле между Ираном и Россией, то время обработки грузов через Азербайджан, необходимые платежи – все это будет замедляться. И эта практика уже есть – ирано-российская торговля в последние десятилетия стремится переходить в рублевую зону, причем без использования банков, которые могут оказаться под риском блокирования со стороны США. Они пытаются в этой сфере наладить отношения непосредственно друг с другом", - добавил эксперт.
При этом, отметил Караваев, несмотря на все сложности в банковской сфере Ирана, товарооборот между ИРИ и РФ вырос до почти $5 млрд в прошлом году. Это колоссальный рост, так как до пандемии товарооборот двух стран едва достигал $1,8 млрд, что было значительно ниже, чем товарооборот России и Азербайджана.
"За кризисные годы российско-иранский товарооборот вырос и превзошел российско-азербайджанский. Это говорит о том, насколько важно наличие прямой линии поставок между РФ и Ираном", - резюмировал Караваев.
Лента новостей
0