https://az.sputniknews.ru/20230307/neprikrytoe-nebo-turtsiya-pered-vyborom-schita-bezopasnosti-452464681.html
Неприкрытое небо: Турция перед выбором щита безопасности
Неприкрытое небо: Турция перед выбором щита безопасности
Sputnik Азербайджан
Турция никак не может реализовать покупку истребителей F-16 из-за процесса затягивания одобрения сделки со стороны Конгресса США. Сложившаяся ситуация... 07.03.2023, Sputnik Азербайджан
2023-03-07T16:29+0400
2023-03-07T16:29+0400
2023-03-07T16:29+0400
турция
сша
боевая авиация
аналитика
колумнисты
f-16
су-57
политика
азербайджан
карабах
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/01/1f/451230051_0:159:3077:1890_1920x0_80_0_0_c20a9309fc19c1136a9396c662c78832.jpg
БАКУ, 7 мар — Sputnik. Анкара может отказаться от закупки американских самолетов F-16 в случае провала сделки и рассмотреть альтернативные варианты, заявил член Совета по безопасности и внешней политике при президенте Турции Чагры Эрхан. Российская сторона ранее неоднократно демонстрировала готовность продать турецкой стороне свои самолеты 4-го и 5-го поколений – соответственно Су-35 и Су-57. Анкара также в качестве альтернативы рассматривает варианты закупок европейских истребителей 4-го поколения Eurofighter и китайского агрегата 5-го поколения J-20. Ослабление военного потенциала Турции Проблемы с закупкой американских самолетов у Турции возникли в 2019 году после того, как Анкара приобрела российский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-400. США незамедлительно выступили против этой сделки и в качестве наказания отстранили Турцию от проекта F-35, в развитие которого последняя вложила $1.4 млрд. Взамен Вашингтон предложил турецкой стороне приобрести модернизированные F-16, но при этом выдвинул условия, на которые Анкара ответила отказом. В итоге из-за сложившейся ситуации Турция уже четвертый год не может приобрести новые самолеты и модернизировать имеющиеся на вооружении F-16. Данный вопрос активно обсуждался как с предыдущей, так и с нынешней администрацией США. В обоих случаях американцы заявляли, что выступают за предоставление вооружения Турции, однако процесс стопорился на уровне Конгресса, который должен одобрить продажу истребителей за рубеж. Турецкие политики недоумевают по поводу подхода Штатов к ситуации в целом. До приобретения Турцией средств противоракетной обороны производства России похожий ЗРК был куплен другой страной НАТО – Грецией. И в том случае никаких заявлений США относительно угрозы системе безопасности НАТО в случае интеграции комплекса и несоответствия общей стратегии альянса не было. После поставок российского комплекса американцы отказались предоставить Турции противовоздушные системы Patriot и фактически запретили продажу своим союзникам подобных систем Анкаре. Фактически, это были военные санкции против Турецкой Республики. Многие турецкие политики, эксперты и аналитики в открытую заявляют, что отказав Анкаре в поставках истребителей 4-го и 5-го поколения американцы сознательно идут на ослабление военного потенциала Турции. А это никак не стыкуется ни с союзническими, ни с дружественными отношениями между двумя странами как на двусторонней основе, так и в рамках Североатлантического альянса. Фактор силы в современной политической системе мира Последние события в мировой политике показывают, что претендующая на реальную независимость страна обязательно просто обязана иметь боеспособные вооруженные силы. В противном случае ее претензии на право принимать независимые решения не будут удовлетворены, она попросту не сможет обеспечить свою безопасность. За примерами подтверждения данного тезиса "далеко ходить не надо". Достаточно привести только два достаточно хорошо известных читателю случая. На протяжении почти 30 лет официальный Баку призывал международные организации выступить в роли независимого арбитра в конфликте с Ереваном, помочь восстановить территориальную целостность и наказать Армению за незаконную оккупацию около 20% территории республики. Было принято множество международных актов, в том числе четыре резолюции СБ ООН, в которых требовалось вывести оккупационные силы Армении с международно признанных территорий независимого Азербайджана. Но ни одно из этих резолюций не было реализовано. Более того, продолжались провокации и озвучивались угрозы захвата новых территорий со стороны Армении. В итоге азербайджанская армия взяла инициативу в свои руки и всего за 44 дня освободила территорию, выйдя к госгранице. Таким образом ВС АР собственными силами обеспечили выполнение международных документов, реализация которых откладывалась годами. Вторым примером может служить ситуации на Украине. На протяжении долгого времени Москва предупреждала тогда западных партнеров о последствиях в случае сохранения "ползучего продвижения" НАТО на восток. В Кремле напоминали, что гарантии о нерасширения альянса в сторону России были обговорены во время распада СССР. Однако данные просьбы и впоследствии требования России попросту игнорировались. По мнению специалистов, такие решения западных стран базировались на недооценке мощи России. За 30 с лишним лет после развала Советского союза у западных стран появилось ложное ощущение того, что Россия неспособна отстаивать свои интересы. Не отрезвила их и знаменитая речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, где он выступил против однополярного мира и объяснил всем место и роль России в мировой политике. В итоге Москве пришлось отстаивать свои интересы с помощью оружия , что в настоящее время и наблюдается на территории Украины. Возможные альтернативы для Турции Не только сильная армия, но и военные технологии сегодня играют важную роль в вопросе достижения успеха в ходе боевых действий в современных условиях. В данной ситуации обеспечение безопасности с воздуха лишь истребителями 3-го поколения – безусловный минус и "прореха" в системе безопасности страны. И Турции надо как-то решать этот вопрос как можно скорее с учетом постоянно изменяющейся ситуации в регионе и в мире. Военные эксперты считают, что кроме непосредственно закупок боевой авиации за рубежом Турция могла бы прибегнуть к приобретению технологий в этой сфере, тем более что страна в последнее время добилась больших успехов в авиастроении. Анкара вынужденно остается перед сложным выбором между странами, которые на политической карте мира "раскрашены в разные цвета" и занимают ту или иную сторону в противостоянии России и Запада. Но отложим в сторону данный аспект вопроса и попробуем определиться с военно-техническими составляющими ситуации. Поиск альтернативы Турция на данный момент стоит перед выбором закупок четырех альтернатив американских F-16. Особое место среди них занимают российские Су-35 поколения 4++ и Су-57 пятого поколения. Оба самолета высоко котируются среди военных специалистов. Отметим, что те же Су-35 отлично зарекомендовали себя в боевых действиях на территории Сирии. Самолет с современной технологической начинкой может нести управляемые ракеты типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. В свою очередь Су-57 обладает множеством преимуществ, но сравнивать его с американским F-35 специалисты считают некорректным, поскольку самолеты выполняют несколько разные задачи. Так, F-35 конструировался в рамках концепции "обобщения информации" и работает в амплуа диспетчера для союзных истребителей, поскольку его сенсоры и процессоры создают интегрированную и динамичную картину боя в реальном времени. Су-57 действует в другой манере, поскольку доктрина российских ВКС подразумевает получение превосходства в небе и активное подавление ВВС противника, и с этой задачей истребитель справляется прекрасно. Также высоко оцениваются технические характеристики европейского истребителя поколения 4+ Eurofighter. Основным выделяемым преимуществом данного истребителя считается радиолокационная система. Эти истребители могут обнаружить оснащенный стелс-технологиями американский F-35 на расстоянии 60 км. Боевое крещение данный самолет получил в небе над Ливией, где хорошо зарекомендовал себя. Но тут стоить отметить, что ПВО Ливии не отличалось своей непроходимостью и считалась не самой лучшей даже среди арабских стран. Также специалисты отмечают возможность закупки китайских самолетов пятого поколения, которые есть в распоряжении пакистанцев. Китайские истребители также котируются достаточно высоко. При сравнительном анализе отмечается приемлемое соотношение цены и качества у российских и китайских аппаратов, а также относительная простота в их обслуживании. Что касается качественного сравнения вышеперечисленных машин, то она просто невозможна по той простой причине, что в истории современных войн эти агрегаты еще не воевали друг против друга. А значит турецкому руководству придется учитывать не только политическую составляющую вопроса, но и "гадать" над тем, как эти машины смогут проявить себя в воздухе против возможного противника. Что касается работы над национальным проектом разработки военного самолета, то согласно официальным данным специалисты турецкого оборонпрома ведут интенсивные разработки в этом направление. Однако даже первый испытательный полет данного агрегата подразумевает несколько лет интенсивной работы. Поэтому закупка Турцией истребителей 4-го или 5-го поколения в ближайшие годы видится неизбежным.
турция
сша
карабах
украина
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e7/01/1f/451230051_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_052508b64be85bda9018e0b4071ed5e4.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
турция, сша, боевая авиация, аналитика, колумнисты, f-16, су-57, политика, азербайджан, карабах, украина, нато
турция, сша, боевая авиация, аналитика, колумнисты, f-16, су-57, политика, азербайджан, карабах, украина, нато
Неприкрытое небо: Турция перед выбором щита безопасности
Турция никак не может реализовать покупку истребителей F-16 из-за процесса затягивания одобрения сделки со стороны Конгресса США. Сложившаяся ситуация заставляет Анкару рассматривать возможность закупки боевой авиации из других стран.
БАКУ, 7 мар — Sputnik. Анкара может отказаться от закупки американских самолетов F-16 в случае провала сделки и рассмотреть альтернативные варианты, заявил член Совета по безопасности и внешней политике при президенте Турции Чагры Эрхан.
Российская сторона ранее неоднократно демонстрировала готовность продать турецкой стороне свои самолеты 4-го и 5-го поколений – соответственно Су-35 и Су-57. Анкара также в качестве альтернативы рассматривает варианты закупок европейских истребителей 4-го поколения Eurofighter и китайского агрегата 5-го поколения J-20.
Ослабление военного потенциала Турции
Проблемы с закупкой американских самолетов у Турции возникли в 2019 году после того, как Анкара приобрела российский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-400. США незамедлительно выступили против этой сделки и в качестве наказания отстранили Турцию от проекта F-35, в развитие которого последняя вложила $1.4 млрд. Взамен Вашингтон предложил турецкой стороне приобрести модернизированные F-16, но при этом выдвинул условия, на которые Анкара ответила отказом. В итоге из-за сложившейся ситуации Турция уже четвертый год не может приобрести новые самолеты и модернизировать имеющиеся на вооружении F-16.
Данный вопрос активно обсуждался как с предыдущей, так и с нынешней администрацией США. В обоих случаях американцы заявляли, что выступают за предоставление вооружения Турции, однако процесс стопорился на уровне Конгресса, который должен одобрить продажу истребителей за рубеж.
Турецкие политики недоумевают по поводу подхода Штатов к ситуации в целом. До приобретения Турцией средств противоракетной обороны производства России похожий ЗРК был куплен другой страной НАТО – Грецией. И в том случае никаких заявлений США относительно угрозы системе безопасности НАТО в случае интеграции комплекса и несоответствия общей стратегии альянса не было.
После поставок российского комплекса американцы отказались предоставить Турции противовоздушные системы Patriot и фактически запретили продажу своим союзникам подобных систем Анкаре. Фактически, это были военные санкции против Турецкой Республики.
Многие турецкие политики, эксперты и аналитики в открытую заявляют, что отказав Анкаре в поставках истребителей 4-го и 5-го поколения американцы сознательно идут на ослабление военного потенциала Турции. А это никак не стыкуется ни с союзническими, ни с дружественными отношениями между двумя странами как на двусторонней основе, так и в рамках Североатлантического альянса.
Фактор силы в современной политической системе мира
Последние события в мировой политике показывают, что претендующая на реальную независимость страна обязательно просто обязана иметь боеспособные вооруженные силы. В противном случае ее претензии на право принимать независимые решения не будут удовлетворены, она попросту не сможет обеспечить свою безопасность. За примерами подтверждения данного тезиса "далеко ходить не надо". Достаточно привести только два достаточно хорошо известных читателю случая.
На протяжении почти 30 лет официальный Баку призывал международные организации выступить в роли независимого арбитра в конфликте с Ереваном, помочь восстановить территориальную целостность и наказать Армению за незаконную оккупацию около 20% территории республики. Было принято множество международных актов, в том числе четыре резолюции СБ ООН, в которых требовалось вывести оккупационные силы Армении с международно признанных территорий независимого Азербайджана. Но ни одно из этих резолюций не было реализовано. Более того, продолжались провокации и озвучивались угрозы захвата новых территорий со стороны Армении. В итоге азербайджанская армия взяла инициативу в свои руки и всего за 44 дня освободила территорию, выйдя к госгранице. Таким образом ВС АР собственными силами обеспечили выполнение международных документов, реализация которых откладывалась годами.
Вторым примером может служить ситуации на Украине. На протяжении долгого времени Москва предупреждала тогда западных партнеров о последствиях в случае сохранения "ползучего продвижения" НАТО на восток. В Кремле напоминали, что гарантии о нерасширения альянса в сторону России были обговорены во время распада СССР. Однако данные просьбы и впоследствии требования России попросту игнорировались.
По мнению специалистов, такие решения западных стран базировались на недооценке мощи России. За 30 с лишним лет после развала Советского союза у западных стран появилось ложное ощущение того, что Россия неспособна отстаивать свои интересы. Не отрезвила их и знаменитая речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, где он выступил против однополярного мира и объяснил всем место и роль России в мировой политике. В итоге Москве пришлось отстаивать свои интересы с помощью оружия , что в настоящее время и наблюдается на территории Украины.
Возможные альтернативы для Турции
Не только сильная армия, но и военные технологии сегодня играют важную роль в вопросе достижения успеха в ходе боевых действий в современных условиях. В данной ситуации обеспечение безопасности с воздуха лишь истребителями 3-го поколения – безусловный минус и "прореха" в системе безопасности страны. И Турции надо как-то решать этот вопрос как можно скорее с учетом постоянно изменяющейся ситуации в регионе и в мире.
Военные эксперты считают, что кроме непосредственно закупок боевой авиации за рубежом Турция могла бы прибегнуть к приобретению технологий в этой сфере, тем более что страна в последнее время добилась больших успехов в авиастроении. Анкара вынужденно остается перед сложным выбором между странами, которые на политической карте мира "раскрашены в разные цвета" и занимают ту или иную сторону в противостоянии России и Запада. Но отложим в сторону данный аспект вопроса и попробуем определиться с военно-техническими составляющими ситуации.
Турция на данный момент стоит перед выбором закупок четырех альтернатив американских F-16. Особое место среди них занимают российские Су-35 поколения 4++ и Су-57 пятого поколения.
Оба самолета высоко котируются среди военных специалистов. Отметим, что те же Су-35 отлично зарекомендовали себя в боевых действиях на территории Сирии. Самолет с современной технологической начинкой может нести управляемые ракеты типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно.
В свою очередь Су-57 обладает множеством преимуществ, но сравнивать его с американским F-35 специалисты считают некорректным, поскольку самолеты выполняют несколько разные задачи.
Так, F-35 конструировался в рамках концепции "обобщения информации" и работает в амплуа диспетчера для союзных истребителей, поскольку его сенсоры и процессоры создают интегрированную и динамичную картину боя в реальном времени.
Су-57 действует в другой манере, поскольку доктрина российских ВКС подразумевает получение превосходства в небе и активное подавление ВВС противника, и с этой задачей истребитель справляется прекрасно.
Также высоко оцениваются технические характеристики европейского истребителя поколения 4+ Eurofighter. Основным выделяемым преимуществом данного истребителя считается радиолокационная система. Эти истребители могут обнаружить оснащенный стелс-технологиями американский F-35 на расстоянии 60 км. Боевое крещение данный самолет получил в небе над Ливией, где хорошо зарекомендовал себя. Но тут стоить отметить, что ПВО Ливии не отличалось своей непроходимостью и считалась не самой лучшей даже среди арабских стран.
Также специалисты отмечают возможность закупки китайских самолетов пятого поколения, которые есть в распоряжении пакистанцев. Китайские истребители также котируются достаточно высоко.
При сравнительном анализе отмечается приемлемое соотношение цены и качества у российских и китайских аппаратов, а также относительная простота в их обслуживании.
Что касается качественного сравнения вышеперечисленных машин, то она просто невозможна по той простой причине, что в истории современных войн эти агрегаты еще не воевали друг против друга.
А значит турецкому руководству придется учитывать не только политическую составляющую вопроса, но и "гадать" над тем, как эти машины смогут проявить себя в воздухе против возможного противника.
Что касается работы над национальным проектом разработки военного самолета, то согласно официальным данным специалисты турецкого оборонпрома ведут интенсивные разработки в этом направление. Однако даже первый испытательный полет данного агрегата подразумевает несколько лет интенсивной работы. Поэтому закупка Турцией истребителей 4-го или 5-го поколения в ближайшие годы видится неизбежным.