https://az.sputniknews.ru/20230304/na-blago-regiona-i-natsekonomik--kakie-megaproekty-mogli-by-realizovat-azerbaydzhan-i-rf-452358867.html
На благо региона и нацэкономик – какие мегапроекты могли бы реализовать Азербайджан и РФ
На благо региона и нацэкономик – какие мегапроекты могли бы реализовать Азербайджан и РФ
Sputnik Азербайджан
Эксперты считают, что для Азербайджана и России наиболее перспективными могли бы стать проекты в сферах энергетики и транспортно-логистических коридоров. 04.03.2023, Sputnik Азербайджан
2023-03-04T10:00+0400
2023-03-04T10:00+0400
2023-03-04T10:00+0400
азербайджан
россия
мегапроекты
международный транспортный коридор "север-юг"
аэс
экономика
александр караваев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42269/89/422698992_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_2b7e00a666170df41e09f4d44ddde408.jpg.webp
БАКУ, 3 мар — Sputnik. Глава МИД России Сергей Лавров в ходе недавнего визита в Азербайджан несколько раз говорил о планах Баку и Москвы реализовать мегапроекты, которые будут иметь не только двусторонний, но и региональный, даже глобальный характер. Говоря о таких совместных проектах, эксперты упомянули в первую очередь энергетическое и транспортно-логистическое сотрудничество. "Север-Юг" - альтернативный канал связи КНР с Европой Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец считает, что сотрудничество Баку и Москвы охватывает довольно широкую сферу деятельности и применения взаимных усилий. Перспективными сферами, по его мнению, здесь являются торговля, сельское хозяйство, контакты в области высокотехнологичной продукции, проекты, связанные с поставками в Россию тех товаров, в которых в настоящий момент нуждается страна. "Все это традиционные сферы сотрудничества. Если говорить о мегапроектах, то, по-моему, на сегодняшний день в области глобальных проектов для обеих стран интересным является в первую очередь транспортный коридор "Север-Юг", - рассказал Зубец Sputnik Азербайджан. Эксперт отметил, что на сегодняшний день стоит вопрос организации более плотного коммерческого, стратегического и политического взаимодействия в этом направлении, что интересно не только России и Азербайджану, но и Китаю. Дело в том, что у США, помимо плохих отношений с Россией, назревает серьезный конфликт с КНР, и в рамках предотвращения негативных последствий этого конфликта одним из главных вопросов является обеспечение транспортной доступности, отметил Зубец. "Предположим, что через какое-то время США захотят заблокировать морские перевозки из Китая по Индийскому океану и далее в Европу через Суэцкий канал и Средиземное море. Этот канал поставок китайской продукции в Европу очень уязвим. И я думаю, что одним из интересов является стремление Китая создать дополнительные альтернативные варианты, которые бы не зависели от прихоти конкретных стран и их геополитических интересов", - отметил экономист. Таким образом, одна из главных задач - получение дополнительных каналов взаимодействия, не привязанных к "доброй воле" коллективного Запада, отметил он. МТК "Север-Юг": выгода для всего региона По словам Зубца, в рамках МТК "Север-ЮГ" формируется транспортный коридор, который связывает Россию, Азербайджан, Иран, Персидский залив или сразу Индийский океан и Китай. "Понятно, что участие в нем даст Азербайджану в первую очередь возможность налаживания канала связи с важными стратегическими торговыми партнерами. Но это еще дополнительный стимул для роста экономики, рабочие места и инвестиции", - сказал экономист. В то же время наличие альтернативного канала коммуникаций между Европой и Китаем может стать для КНР серьезным экономическим подспорьем в обеспечении торговых потоков, считает он. "Представьте, какие огромные торговые потоки могут пойти по этому коридору. Обслуживание этих торговых потоков представляет интерес для всех стран, находящихся на этом коридоре, в том числе Азербайджана и России", - отметил Зубец. АЭС как возможный мегапроект Москвы и Баку Комментируя возможные мегапроекты между Баку и Москвой, некоторые эксперты назвали в качестве возможного взаимодействия строительство атомных электростанций в Азербайджане. Экономист Александр Караваев считает, что атомная энергетика вряд ли станет одним из возможных мегапроектов РФ и Азербайджана, хотя АЭС нужны азербайджанской экономике. "Я не уверен, что среди обговариваемых мегапроектов между Азербайджаном и Россией возникнет строительство атомной электростанции. Он активно обсуждался среди экспертов в 2019 году, и Новак (вице-премьер РФ Александр Новак - ред) в ходе одного из визитов в Баку говорил о том, что это могло бы стать достаточно перспективным и полезным для Азербайджана проектом. Потом эта тема сошла на нет в пандемический период", - рассказал Караваев Sputnik Азербайджан. При этом, считает экономист, могла бы стать эффективной реализация проекта малых АЭС для энергоснабжения освобожденных территорий Азербайджана. Но надо учитывать, что станции малой мощности – это АЭС по международной классификации установленной мощностью до 300 МВт, что сопоставимо с двумя-тремя крупными солнечными электростанциями. "Это имеет смысл, если учитывать, что эти станции малой мощности модульные и под них не нужно делать мощное структурное вмешательство в ландшафты. То есть нет необходимости подводить какие-то серьезные коммуникации или монтировать эту станцию вблизи крупного источника воды для того, чтобы было обеспечено охлаждение. Обсуждение такого проекта между РФ и Азербайджаном, по крайней мере в повестке двусторонней межправительственной комиссии, возможно и понятно", - считает эксперт. "Зеленая" повестка ЕС и экспорт азербайджанской электроэнергии Караваев также отметил, что Евросоюз в последнее время обращается к атомной энергетике как к одной из возможностей получения "зеленой" электроэнергии. "Атомной энергетике все же вернули статус "чистой", и есть документ, в котором около 10 стран ЕС, причем не только Германия и Франция, но и Чехия, Польша и другие, готовы заново инвестировать и рассматривать замороженные проекты АЭС и развивать новые. То есть Европа возвращает "зеленый" статус электроэнергии, полученной на АЭС, и Азербайджан мог бы порассуждать в этом направлении", - считает экономист. Это могло бы стать важным для Азербайджана, учитывая, что для реализации крупных проектов по экспорту электроэнергии в ЕС нужны дополнительные генерирующие мощности, отметил он. "На самом деле Азербайджану, по большому счету, не нужны малые АЭС, а необходима станция средней мощности в один-два блока, близкая по этому показателю к АЭС "Бушер" в Иране или "Аккую" в Турции", - сказал Караваев. Строительство АЭС такой мощности сразу дало бы скачок почти на 2-2,5 ГВт выработанной мощности к той, которая сейчас есть у Азербайджана в объеме около 8 ГВт, сказал эксперт. Так, считает Караваев, создание АЭС в Азербайджане означает полное отсутствие дефицита электроэнергии для потребителей внутри страны. Кроме того, это обеспечение постоянных пролонгирующих контрактов на экспорт электроэнергии, в том числе в рамках планов единой энергосети между Россией, Азербайджаном и Ираном, а также энергомоста между Азербайджаном, Грузией, Турцией и ЕС. Разворот трассы "Меридиан" Караваев также рассказал о том, что другим важным мегапроектом между Баку и Москвой может стать развитие транспортных проектов и разворот в сторону Азербайджана проекта автодороги "Меридиан". "Меня заинтересовала в этом году идея разворота трассы "Меридиан" – она должна была пройти из России в Китай, а из Китая через Казахстан - в РФ и Европу. Понятно, что в таком виде она не пройдет и ее стоит развернуть. Имеет смысл ее развернуть на Каспий, и, скорее всего, это было бы интересно сделать через Азербайджан", - рассказал экономист. По его словам, вопрос тем более актуален, если иметь в виду активные работы по расширению пропускной способности трассы из Баку до границы с РФ. Эксперт отметил, что "Меридиан" тоже относится к мегапроектам и является частью развития коридора "Север-Юг".
россия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_9e49997813a70cb190043aeeed4ed52a.jpg.webp
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_9e49997813a70cb190043aeeed4ed52a.jpg.webp
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42269/89/422698992_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_8c142ff5bd2c0fe647ced6f729006e06.jpg.webpSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_9e49997813a70cb190043aeeed4ed52a.jpg.webp
азербайджан, россия, мегапроекты, международный транспортный коридор "север-юг", аэс, экономика, александр караваев
азербайджан, россия, мегапроекты, международный транспортный коридор "север-юг", аэс, экономика, александр караваев
БАКУ, 3 мар — Sputnik. Глава МИД России Сергей Лавров в ходе недавнего визита в Азербайджан несколько раз говорил о планах Баку и Москвы реализовать мегапроекты, которые будут иметь не только двусторонний, но и региональный, даже глобальный характер.
Говоря о таких совместных проектах, эксперты упомянули в первую очередь энергетическое и транспортно-логистическое сотрудничество.
"Север-Юг" - альтернативный канал связи КНР с Европой
Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец считает, что сотрудничество Баку и Москвы охватывает довольно широкую сферу деятельности и применения взаимных усилий.
Перспективными сферами, по его мнению, здесь являются торговля, сельское хозяйство, контакты в области высокотехнологичной продукции, проекты, связанные с поставками в Россию тех товаров, в которых в настоящий момент нуждается страна.
"Все это традиционные сферы сотрудничества. Если говорить о мегапроектах, то, по-моему, на сегодняшний день в области глобальных проектов для обеих стран интересным является в первую очередь транспортный коридор "Север-Юг", - рассказал Зубец Sputnik Азербайджан.
Эксперт отметил, что на сегодняшний день стоит вопрос организации более плотного коммерческого, стратегического и политического взаимодействия в этом направлении, что интересно не только России и Азербайджану, но и Китаю.
Дело в том, что у США, помимо плохих отношений с Россией, назревает серьезный конфликт с КНР, и в рамках предотвращения негативных последствий этого конфликта одним из главных вопросов является обеспечение транспортной доступности, отметил Зубец.
"Предположим, что через какое-то время США захотят заблокировать морские перевозки из Китая по Индийскому океану и далее в Европу через Суэцкий канал и Средиземное море. Этот канал поставок китайской продукции в Европу очень уязвим. И я думаю, что одним из интересов является стремление Китая создать дополнительные альтернативные варианты, которые бы не зависели от прихоти конкретных стран и их геополитических интересов", - отметил экономист.
Таким образом, одна из главных задач - получение дополнительных каналов взаимодействия, не привязанных к "доброй воле" коллективного Запада, отметил он.
МТК "Север-Юг": выгода для всего региона
По словам Зубца, в рамках МТК "Север-ЮГ" формируется транспортный коридор, который связывает Россию, Азербайджан, Иран, Персидский залив или сразу Индийский океан и Китай.
"Понятно, что участие в нем даст Азербайджану в первую очередь возможность налаживания канала связи с важными стратегическими торговыми партнерами. Но это еще дополнительный стимул для роста экономики, рабочие места и инвестиции", - сказал экономист.
В то же время наличие альтернативного канала коммуникаций между Европой и Китаем может стать для КНР серьезным экономическим подспорьем в обеспечении торговых потоков, считает он.
"Представьте, какие огромные торговые потоки могут пойти по этому коридору. Обслуживание этих торговых потоков представляет интерес для всех стран, находящихся на этом коридоре, в том числе Азербайджана и России", - отметил Зубец.
АЭС как возможный мегапроект Москвы и Баку
Комментируя возможные мегапроекты между Баку и Москвой, некоторые эксперты назвали в качестве возможного взаимодействия строительство атомных электростанций в Азербайджане.
Экономист Александр Караваев считает, что атомная энергетика вряд ли станет одним из возможных мегапроектов РФ и Азербайджана, хотя АЭС нужны азербайджанской экономике.
"Я не уверен, что среди обговариваемых мегапроектов между Азербайджаном и Россией возникнет строительство атомной электростанции. Он активно обсуждался среди экспертов в 2019 году, и Новак (вице-премьер РФ Александр Новак - ред) в ходе одного из визитов в Баку говорил о том, что это могло бы стать достаточно перспективным и полезным для Азербайджана проектом. Потом эта тема сошла на нет в пандемический период", - рассказал Караваев Sputnik Азербайджан.
При этом, считает экономист, могла бы стать эффективной реализация проекта малых АЭС для энергоснабжения освобожденных территорий Азербайджана. Но надо учитывать, что станции малой мощности – это АЭС по международной классификации установленной мощностью до 300 МВт, что сопоставимо с двумя-тремя крупными солнечными электростанциями.
"Это имеет смысл, если учитывать, что эти станции малой мощности модульные и под них не нужно делать мощное структурное вмешательство в ландшафты. То есть нет необходимости подводить какие-то серьезные коммуникации или монтировать эту станцию вблизи крупного источника воды для того, чтобы было обеспечено охлаждение. Обсуждение такого проекта между РФ и Азербайджаном, по крайней мере в повестке двусторонней межправительственной комиссии, возможно и понятно", - считает эксперт.
"Зеленая" повестка ЕС и экспорт азербайджанской электроэнергии
Караваев также отметил, что Евросоюз в последнее время обращается к атомной энергетике как к одной из возможностей получения "зеленой" электроэнергии.
"Атомной энергетике все же вернули статус "чистой", и есть документ, в котором около 10 стран ЕС, причем не только Германия и Франция, но и Чехия, Польша и другие, готовы заново инвестировать и рассматривать замороженные проекты АЭС и развивать новые. То есть Европа возвращает "зеленый" статус электроэнергии, полученной на АЭС, и Азербайджан мог бы порассуждать в этом направлении", - считает экономист.
Это могло бы стать важным для Азербайджана, учитывая, что для реализации крупных проектов по экспорту электроэнергии в ЕС нужны дополнительные генерирующие мощности, отметил он.
"На самом деле Азербайджану, по большому счету, не нужны малые АЭС, а необходима станция средней мощности в один-два блока, близкая по этому показателю к АЭС "Бушер" в Иране или "Аккую" в Турции", - сказал Караваев.
Строительство АЭС такой мощности сразу дало бы скачок почти на 2-2,5 ГВт выработанной мощности к той, которая сейчас есть у Азербайджана в объеме около 8 ГВт, сказал эксперт.
Так, считает Караваев, создание АЭС в Азербайджане означает полное отсутствие дефицита электроэнергии для потребителей внутри страны. Кроме того, это обеспечение постоянных пролонгирующих контрактов на экспорт электроэнергии, в том числе в рамках планов единой энергосети между Россией, Азербайджаном и Ираном, а также энергомоста между Азербайджаном, Грузией, Турцией и ЕС.
Разворот трассы "Меридиан"
Караваев также рассказал о том, что другим важным мегапроектом между Баку и Москвой может стать развитие транспортных проектов и разворот в сторону Азербайджана проекта автодороги "Меридиан".
"Меня заинтересовала в этом году идея разворота трассы "Меридиан" – она должна была пройти из России в Китай, а из Китая через Казахстан - в РФ и Европу. Понятно, что в таком виде она не пройдет и ее стоит развернуть. Имеет смысл ее развернуть на Каспий, и, скорее всего, это было бы интересно сделать через Азербайджан", - рассказал экономист.
По его словам, вопрос тем более актуален, если иметь в виду активные работы по расширению пропускной способности трассы из Баку до границы с РФ.
Эксперт отметил, что "Меридиан" тоже относится к мегапроектам и является частью развития коридора "Север-Юг".