Визит Раиси в Пекин: ирано-китайские взаимоотношения в свете новых реалий

© AP Photo / Iranian Presidency Office Президент Ирана Эбрахима Раиси с председателем КНР Си Цзиньпином
 Президент Ирана Эбрахима Раиси с председателем КНР Си Цзиньпином - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.02.2023
Подписаться
Президент Ирана Эбрахим Раиси обсудил в Китае вопросы расширения сотрудничества в сферах сельского хозяйства, промышленности и инфраструктурного строительства. Что можно ожидать от углубления взаимодействия между двумя странами – в материале Sputnik Азербайджан.
БАКУ, 16 фев — Sputnik. Президент Ирана Эбрахима Раиси в ходе визита в Китай провел встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, по итогам которой лидеры заявили о взаимной поддержке суверенитета.
Кроме того, главы государств выступили против вмешательства внешних сил во внутреннюю политику стран в любых его проявлениях, приняли участие в подписании 20 соглашений.

Экономическое сотрудничество между КНР и ИРИ

Отношения между этими странами на протяжении всей истории можно назвать ровными. Относительный прорыв наметился в 2021 году, когда стороны подписали Договор о стратегическом партнерстве сроком на 25 лет. По словам иранских представителей, документ обязует китайцев инвестировать в экономику Ирана $400 млрд. Однако исполнение данного пункта договора оставляет желать лучшего по той простой причине, что китайские инвестиции в ИРИ по итогам прошлого года составили всего $162 миллиона.
Тем не менее стороны считают друг друга важными экономическими партнерами. Китай является основным покупателем иранской нефти, продажа которой после введения западных санкций летом-осенью 2018 года стала весьма проблематичной. Особо стоит отметить, что Китай , несмотря на старания Запада, никогда не вводил санкции против Ирана, хотя при этом голосовал за принятие санкционных мер, принятых Советом Безопасности ООН.
ИРИ с 83 миллионным населением сегодня продолжает оставаться привлекательным для Поднебесной. Для Пекина это перспективный партнер в осуществлении военно-технического сотрудничества (ВТС), достаточно вспомнить иранские заказы в оборонной промышленности и микроэлектронике. Тем более, что боевая техника и вооружение ВВС и ВМС Ирана не отвечает требованиям ведения современной войны и крайне нуждается в скорейшей модернизации. А значит потребности страны в данном направлении достаточно большие.
Однако в этом вопросе есть небольшое но, которое тормозит развитие сотрудничества. По информации экспертов, иранцы обычно закупают небольшое количество оружия, после изучения которого налаживают производство у себя. Примером того могут служить боевые БПЛА наподобие американских, системы ПВО наподобие российских и так далее. Поэтому эксперты предполагают, что китайцы согласятся продавать только относительно большие партии оружия, а иранцы же будут стремиться купить военные наработки Китая при условии наличия небольших поставок. Возможно, что именно этот аспект в совокупности с оглядкой китайцев на международные санкции в отношении Ирана и тормозит развитие сотрудничества в этой сфере.
Если рассмотреть статистические данные по ВТС, то по итогам 2021 года Китай попал на пятое место среди экспортеров оружия в мире. Обе страны уделяют большое внимание оборонным расходам. Кроме того, КНР, который расходует на эти цели $293 млрд, обосновался на втором месте в мире после США ($801 млрд) по военным тратам, а Иран с показателем $24,6 млрд находится также на втором месте, но среди государств Ближнего Востока и Африки. А лидирует в данном регионе Саудовская Аравия, которая тратит на оборону $55,6 млрд.

Геополитические интересы Китая и Ирана

Серьезное наращивание оборонных расходов связано непосредственно с желанием государств отстоять свои интересы в условиях непростой геополитической обстановки. В частности, ситуация на Украине, пограничные столкновения на индийско-китайской границе, обстановка вокруг Тайваня, напряженность на Кавказе, продолжающееся конфликты в Сирии и Йемене – это только часть международных проблем, которые напрямую воздействуют на ситуацию в Китае и Иране. К этому можно приплюсовать непростую ситуацию внутри этих стран и проблемы глобального противостояния Запада и Востока.
В такой обстановке каждая страна заинтересована в сотрудничестве с партнерами, у которых общие интересы. На сегодняшний день у Китая и Ирана есть много экономических направлений сотрудничества, которые выгодны обоим странам. К примеру, стороны работают над расширением возможностей по сути международного проекта "Один пояс – один путь", инициированного КНР.
Эксперты предполагают, что экономическое сотрудничество между этими странами во многом обусловлено геополитическими интересами. И среди них особо подчеркиваются напряженные отношения Пекина и Тегерана с Вашингтоном. В Китае это ассоциируется с экономическим противостоянием и вмешательством во внутренние дела, в частности, по уйгурском вопросу и в отношении ситуации вокруг Тайваня.
Иранские власти находятся под экономическим прессом США и его союзников на протяжении 40 с лишним лет, которое в различные исторические моменты усиливалось или ослаблялось. Но Запад не горит желанием полностью снять санкции с Ирана. Он в последнее время давление на Иран во внутриполитических вопросах, что руководство страны справедливо расценило как попытку вмешательства во внутренние дела.
Напряженность в Иране вызывает и факт периодических бомбардировок тех или иных военных объектов. Специалисты предполагают, что подобные акции показывают фактическую беспомощность иранских ПВО.
И все это происходит на фоне непростой геополитической ситуации вокруг этих стран.

Взаимодействие в условиях напряженности

В настоящее время все геополитические процессы в мире рассматриваются в свете продолжающего противостояния России и Запада на Украине. В современном мире использование методов ведения прокси-войны для продавливания своих интересов стало обыденным явлением. Система поддерживания относительного и сбалансированного мира, налаженная после Второй мировой войны, не просто "трещит по швам", а уже фактически развалилась. На сегодня, как это ни странно, единственным фактором сдерживания является наличие способного несколько раз разрушить земной шар ядерного оружия.
В такой ситуации эксперты серьезно рассматривают вопрос развязывания военных действий на Тайване. По мнению большинства аналитиков, такое развитие событий является лишь вопросом времени. Запад явно наращивает свой военный потенциал, мотивируя это ситуацией на Украине. В такой ситуации ответ на вопрос "что будет с наращенным военным потенциалом после украинского кризиса?" уже не выглядит риторическим.
Не менее напряженная ситуация вокруг Ирана. Руководство страны всеми силами пытается во взаимоотношениях со странами арабского мира сгладить острые углы, которые образовались за годы противостояния в регионе. Пока об успехах в этом направлении говорить не приходится. Есть также напряжение на восточных границах, где время от времени наблюдаются военные столкновения с афганцами. Инцидент с нападением на посольство Азербайджана в Иране накалил отношения с Баку. Относительно ровными и развивающимися эксперты считают лишь взаимоотношения с Россией и Арменией.
Несколько иначе думает аналитик Таир Джафарли, который считает реальным углубление сотрудничества в регионе.
"В Иране идет расследование инцидента с нападением на посольство Азербайджана в Тегеране. Я не исключаю, что в итоге будет выявлена причастность к инциденту представителей третьих стран, которые заинтересованы в создании нового очага напряженности в регионе. Стоит особо отметить, что это не соответствует интересам ни Азербайджана, ни Ирана", – считает Джафарли.
По мнению аналитика, основным стабилизирующим фактором в регионе является присутствие России, которая в рамках экономической кооперации со странами Южного Кавказа, пытается создать устойчивую политическую систему взаимоотношений. Основным связующим звеном в этих отношениях призвана служить логистическая система (Север-Юг, Восток-Запад), сегодня интенсивно выстраиваемая региональными странами.

"Вызывает разочарование отношение к данному процессу Армении, которая фактически тормозит строительство "Зангезурского коридора", призванного сплотить региональные страны. Однако эти потуги бесполезны, потому что открытие коридора – лишь вопрос времени", – считает политолог.

Говоря о позиции Ирана к открытию коридора, Джафарли подчеркнул, что негативное отношение Ирана к проекту связано с его коммерческими интересами, который в данном случае борется за будущие доходы от транзита. При этом Тегеран забывает, что если проект "Один пояс – один путь" заработает на полную мощность, то будут полностью загружены оба маршрута, предполагающие транзит через Иран на Ближний Восток и через Азербайджан-Армению-Турцию в Европу, то никто никто не будет в накладе, пояснил специалист.
Он отметил, что в последнее время Китай, наладив хорошие деловые отношения с арабскими странами, стал крупнейшим инвестором на Ближнем Востоке и первым торговым партнером в 11 странах региона. Так, Поднебесная профинансировала строительство портов и промышленных парков в Египте, Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ, Джибути, что означает наращивание китайских морских поставок в регион .
С учетом сказанного Джафарли считает нецелесообразным желание Ирана замкнуть на себе все маршруты "Восток-Запад".
По мнению политолога, все процессы такого рода стоит рассматривать в контексте выстраивания нового миропорядка.

"Тот миропорядок, который существовал больше полувека уже развалился, а выстраивание нового только началось. В этой ситуации важно заручиться наличием и поддержкой сильных партнеров, что и пытаются делать большинство стран", – резюмировал Джафарли.

Лента новостей
0