Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Экспорт казахской нефти через Азербайджан: готова ли инфраструктура стран к поставкам?

© Photo : Port of Baku - Press OfficeНа территории бакинского порта, фото из архива
На территории бакинского порта, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.02.2023
Подписаться
Казахстан рассчитывает на резкий рост добычи и экспорта нефти, для этого он рассматривает новые пути поставок сырья. При этом транзит через Азербайджан является приоритетом.
БАКУ, 3 фев — Sputnik. Казахстан планирует увеличить экспорт своей нефти через территорию Азербайджана к 2026 году до 15 млн тонн. По словам министра энергетики Казахстана Асета Магауова, в планах постепенное увеличение поставок – до 6,5 млн тонн к концу текущего года, а затем до 15 млн тонн на конец 2025 года. Для развития поставок нефти в направлении Азербайджана создана рабочая группа по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ/Средний коридор/ТМТМ).
Казахстан на протяжении года неоднократно заявлял о своих планах по диверсификации экспортных маршрутов для нефти, приоритетным для него является направление через территорию Азербайджана в рамках ТМТМ. При этом главным вопросом остается готовность маршрута к экспорту нефти в подобных объемах, в частности, насколько портовая инфраструктура и танкерный флот позволят осуществлять перевозки "черного золота".

Недостаточный танкерный флот и долгосрочные гарантии

По словам казахстанского экономиста, директора Центра "Энергетические аспекты Казахстана" Алмаза Абилдаева, РК в своей многовекторной политике всегда придерживается плана располагать разными направлениями и маршрутами поставок для покупателей.

"На политическом уровне между главами Казахстана и Азербайджана достигнуты определенные соглашения. Осталось реализовать договоренности в инфраструктуре", – рассказал Абилдаев Sputnik Азербайджан.

Эксперт отметил, что по нефтеналивным танкерам у Казахстана могут быть определенные проблемы, так как страна ранее располагала танкерным флотом, сейчас этот вопрос будет как-то решаться.
Другим важным аспектом является свойство казахстанской нефти, считает Абилдаев.

"Наша нефть сама по свойству тяжелая. Нам нужны долгосрочные письменные гарантии со стороны Азербайджана о том, что в какой-то момент не будет заявлено, что свойство казахстанской нефти приводит к эрозии азербайджанских трубопроводов", – рассказал эксперт.

Абилдаев отметил, что политические заявления со стороны Казахстана и Азербайджана должны перерасти в практическую плоскость с учетом всех нюансов. Сотрудничество двух стран должно вылиться в долгосрочный тренд, считает экономист.

Диверсификация нужна из-за роста добычи

По словам казахстанского эксперта, вопрос диверсификации маршрута экспорта нефти из РК очень важен на фоне роста добычи "черного золота" в стране.

"Добычи нефти в Казахстане растет – в этом году заканчивается большой проект компании "Тенгизшевройл", и добыча компании достигает свыше 40 млн тонн", – пояснил эксперт.

Министерство энергетики Казахстана рассчитывает, что в 2023 году добыча нефти в республике составит 90,5 млн тонн, из которых 71 млн планируется направить на экспорт. При этом объем добычи нефти в РК по итогам 2022 года составил 84,2 млн тонн, или 101,6% от запланированного показателя.

Инвесторы готовы развивать казахстанский порт

Для расширения транспортных мощностей Транскаспийского маршрута и портов ведутся работы как на территории Азербайджана, так и Казахстана с привлечением зарубежных инвестиций. Так, казахстанская "КазМунайГаз" и портовый логистический оператор ОАЭ Abu Dhabi Ports Company договорились о стратегическом партнерстве в области развития морского флота и береговой инфраструктуры в Каспийском и Черном морях.
В рамках соглашения будет создано совместное предприятие (СП) на базе Международного финансового центра "Астана" для оказания морских услуг для нефтегазовых проектов на Каспии.
Кроме того, стороны создадут флот для поддержки офшорных проектов в Каспийском море, а также танкерный флот с учетом развития альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти через порт Актау в направлении АР.
Инвестировать в расширение Транскаспийского маршрута планируют и в Европейском союзе. Так, министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев заявил о планах ЕС оказать финансовую поддержку развитию ТМТМ.
По словам президента Касым-Жомарта Токаева, Казахстан намерен привлечь $20 млрд инвестиций в развитие Транскаспийского маршрута до 2025 года.
Азербайджан также ведет работы по расширению мощности Бакинского порта и, в частности, нефтяного терминала в Дюбенди в рамках Транскаспийского маршрута. В результате проделанных работ за последние годы объем поставленной нефти и нефтепродуктов через терминал Дюбенди в 2021 году вырос в 2,3 раза по сравнению с 2020 годом и превысил 1,1 млн тонн.

Казахстанская нефть в азербайджанских трубопроводах

Экспорт казахстанской нефти в рамках поставок по ТМТМ также можно осуществлять по существующим азербайджанским нефтепроводам. Так, согласно разработанной специальной Дорожной карте по диверсификации экспорта нефти Казахстана важное направление — это маршрут через Актауский порт до Баку и оттуда по нефтепроводу в направлении Баку-Тбилиси–Джейхан.
Кроме того, через Бакинский порт нефть может быть транспортирована по нефтепроводам Баку-Супса и Баку-Батуми.
Напомним, что между АР и РК есть договоренность о поставках нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) с 2023 года в объеме 1,5 млн тонн нефти. На следующем этапе через данный маршрут будет поставляться до 6-6,5 млн тонн.
Казахстанская нефть и ранее экспортировалась по азербайджанским нефтепроводам – в отдельные годы по БТД транспортировалось около 2 млн тонн нефти.
Вход в рейтинговое агентство Fitch Ratings в Париже, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 13.01.2023
Новости
Fitch Ratings: Транскаспийский газопровод сталкивается с серьезными препятствиями
Лента новостей
0