Новости

Почему качество обучения в АР заставляет учеников обращаться к репетиторам – эксперты

© Sputnik / Murad OrujovДень знаний в школе №20
День знаний в школе №20 - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.01.2023
Подписаться
Эксперты считают, что репетиторство "убивает" процесс усвоения знаний в школе, необходимо повышать уровень качество преподавания в средних учебных заведениях.
БАКУ, 6 янв — Sputnik. В Милли Меджлисе подняли вопрос о доработке закона "Об образовании", так как в нынешней форме он, несмотря на многолетнюю критику, не привнес новшеств в сферу образования. С подобным предложением выступил депутат Фазаил Агамалы на прошедшей сессии парламента.

"Этот закон сковывает развитие азербайджанской системы образования. Репетиторская система разрушает средние школы, уничтожает их. Учащиеся перестают ходить в школу после VIII-IX классов, они посещают репетиторов и на платной основе профессионально подготавливаются к поступлению в вузы", – сказал депутат.

Дети охладели к учебе в школе

Эксперт по вопросам образования Вюсал Керимли заявил Sputnik Азербайджан, что вопрос огрехов современной системы образования в АР является многолетней проблемой. Собеседник агентства считает, что только с повышением уровня образования в школах "детей можно будет вернуть за парты".

"Уже с V класса дети не поспевают за школьной программой. Этот фактор и побуждает учащихся обращаться к репетиторам. В результате учащиеся "отдаляются" от получения образования в средней школе. Чтобы вернуть их за парты, нужно повышать качество образования. Нужно обратить внимание на количество учащихся в классах – они, в буквальном смысле, переполнены. Учебники тоже оставляют желать лучшего – материалы в них слишком трудны для усвоения. Только решив все эти проблемы, мы сможем вернуть детей в школу", – сказал Керимли.

Родители и директора должны повышать контроль над образованием

Другой эксперт в области образования Ильгар Оруджев заявил агентству, что в школах достаточно хороших учителей, но, к сожалению, есть немало преподавателей, чей уровень знаний оставляет желать лучшего.
По его словам, высокообразованные преподаватели смотрят на учеников глазами наставника, а слабые учителя не в состоянии провести урок и дать ученикам необходимые знания, потому родители и вынуждены бывают водить детей по репетиторам чуть ли не с первого класса. Он добавил, что многие школьные учителя тоже делают ставку на репетиторскую деятельность, беря себе меньше уроков в школе.

"Учитель не должен впустую проводить время. Если он смотрит на родителя как на потенциального "клиента", то это уже не учительское мышление, а рыночное. Считаю, что контроль в этом вопросе должны осуществлять и директора школ. Родители также должны быть требовательны к учителям. Таких "учителей" нужно строго наказывать", – пояснил Оруджев.

Он предложил со временем "убирать из школ" слабых учителей".
"Думаю, что если мы будем выплачивать профессиональным учителям высокую зарплату, то они не будут рассматривать родителей учащихся как своих потенциальных "клиентов", – добавил эксперт.

Родители вынуждены обращаться к репетиторам

Еще один эксперт по вопросам образования Кямран Асадов отметил в интервью Sputnik Азербайджан, что сегодня в большинстве постсоветских стран ситуация с образованием крайне плачевная.

"Поначалу такое положение было связано с политическими факторами, распад СССР привел к краху существовавшей на постсоветском пространстве единой советской системы образования. Несмотря на все недостатки советской власти, ее научно-образовательная система был достаточно сильной, а высокий уровень ее научно-педагогических кадров ни у кого не вызывал сомнений", – сказал Асадов.

По его мнению, причины сегодняшнего кризисного положения системы образования в Азербайджане следует искать не только в нынешнем положении общества, но и в его прошлом.
"В основном "аукаются" недостатки системы, наблюдавшиеся в 70-х и 80-х годах прошлого века. Однако сегодня неоспорим тот факт, что если учащиеся школ не будут посещать подготовительные курсы или заниматься с репетиторами после уроков, то хороший результат на вступительных экзаменах в вуз им, скорее всего, "не светит", – сказал Асадов.
По словам Асадова, в последние годы в стране сформировалась модель массового спроса на репетиторские услуги. Если раньше абитуриенты поступали в вузы благодаря знаниям, полученным в школе, то сегодня без дополнительных занятий с репетиторами или без подготовительных курсов поступить в вуз практически невозможно.

"Естественно, когда ребенок регулярно посещает репетиторов, когда родители тратятся на них, то они более требовательно подходят к процессу усвоения знаний ребенком. Это делает их контроль более серьезным, что, конечно же, в итоге дает хороший результат", – отметил специалист.

Он добавил, что ученик, который посещает только среднюю школу, лишен плотного родительского контроля.
"И когда такой школьник понимает, что по уровню знаний отстает от своих сверстников, дополнительно занимающихся с репетиторами, он падает духом. Но, как показывает практика, и среди абитуриентов, которые помимо школы не занимались дополнительно с репетиторами или не ходили на подготовительные курсы, есть те, которые набирают высокий балл при поступлении в вуз. Это бывает лишь при условии строгого контроля со стороны родителей, качественного преподавания в школе и серьезного отношения самого ребенка к учебе", – сказал Асадов.

Отсев непрофессионалов

Эксперт считает, что для легализации и формирования законной основы для репетиторской деятельности в стране эффективнее было бы применить систему лицензий. Это, по его мнению, "отсеяло" бы непрофессиональных репетиторов.

"Сегодня даже неквалифицированные люди оказывают репетиторские услуги. Необходимо создать комиссию с участием Министерства науки и образования, Минналогов, Минтруда и соцзащиты населения, а также Государственного экзаменационного центра, которая бы проверяла тех, кто оказывает услуги в сфере образования, и выдавала бы им сертификаты на деятельность. Подобная ревизия уровня подготовки должно применяться и в отношении репетиторов, и в отношении подготовительных курсов", – сказал Асадов.

Репетиторство – дополнительный доход для учителей

Эксперт выразил сожаление, что репетиторство утратило свою истинную сущность и стало основным источником существования для ряда ученых и преподавателей, которые остались без работы или получают низкую заработную плату.
"Случаи превращения репетиторства в очевидный бизнес — не исключение. Сегодня большинство репетиторов — это непосредственно учителя средней школы, которые берут себе в ученики своих же учеников. Хотя мы признаем, что переведение отношений учитель-ученик в рыночную плоскость — это крайне предосудительный факт, с другой стороны, наши учителя, которые получают маленькую зарплату, вынуждены выбирать репетиторство", – подчеркнул специалист.
По его словам, необходимо признать, что азербайджанское общество в целом само подталкивает учителей к подобному выбору.

"Тем не менее, репетиторство – это благо, которое повышает уровень образованности наших детей, и если бы не репетиторы, то сегодня наша система образования потерпела бы полный крах", – подытожил Асадов.

Лента новостей
0