Азербайджанские телеканалы: проблемы и пути их решения

© Sputnik / Nina Zotina / Перейти в фотобанкЭкран телевизора с изображением телевизионных каналов в цифровом формате, фото из архива
Экран телевизора с изображением телевизионных каналов в цифровом формате, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 07.12.2022
Подписаться
Азербайджанские телеканалы долго были объектами обсуждения и осуждения в обществе.
БАКУ, 7 дек — Sputnik. Хотя со дня последнего продолжительного (более 15 минут) просмотра мной азербайджанских телеканалов прошло более двух лет, сложилось впечатление, будто мы и "не расставались". За исключением незначительных положительных изменений, которые теряются на общем фоне, в основном на них все те же передачи, та же тенденция, те же ошибки. Но обо всем по порядку.

Первые впечатления

Просмотр я начал с ток-шоу на одном из наших телеканалов. Сразу был поражен излишней раскованностью ведущего. Создалось впечатление, что он работает не для зрителей, а просто "позволяет" им "любоваться" собой.
Невольно вспомнил недавнее высказывание одного из ветеранов азербайджанского телепространства М.Агаева, который обратился к телевизионщикам: "Вы в курсе того, какой урон наносите нашим моральным ценностям, общественному мнению, культурно-этической системе поведения?".
Телекритик Гулу Магеррамли, обобщая недостатки телеэфира Азербайджана, отмечает следующее: "Во-первых – профессионализм, во-вторых – ограниченность творческой деятельности, в-третьих – потеря ответственности перед обществом, зрителем, частые нарушения этических норм".
Невольно вспоминаются основные функции телевидения, качественное выполнение которых гарантирует телеканалам успех. Существует разная классификация этих основных функций, но согласно основному общепризнанному подходу, телеканалы должны выполнять три из них: информационную, развлекательную и познавательно-просветительскую.
Профессиональное их выполнение гарантирует успех любому телеканалу, вне зависимости от основного профиля вещания.

Залог успеха

Попробуем разобрать ситуацию, исходя из уровня выполнения телеканалами основных функций. Начнем с информации.
Почему-то при использовании этого термина большинство читателей сразу подразумевают официоз, политические, экономические и социальные новости, а также аналитические передачи, призванные более углубленно информировать людей. При этом стоит напомнить, что новости культурной сферы, шоу-бизнеса и т.д. также являются информацией, только подаются (или должны подаваться) они зрителю несколько в ином формате.
В целом ситуацию в этой сфере можно назвать удовлетворительной.
Информация предоставляется в необходимом ключе, достаточно оперативно, сразу же организуются обсуждения на актуальную тему. Единственный минус заключается в том, что в подготовленных сюжетах мало ощущается творческий подход журналиста, который, как правило, ограничивается обычным stand up-ом, уровень исполнения которого в большинстве случаев оставляет желать лучшего и является темой другого разговора.
Развлекательная функция основывается в основном на удовлетворении спроса одной части общества, пожелания и вкусы которой совпадают с желаниями представителей телеканалов. При этом наблюдается однобокий подход и к информационной составляющей вопроса.
Разговоры с представителями шоу-бизнеса строятся на выяснениях их заработков и личностных взаимоотношений с соратниками по цеху. При этом невзначай могут затронуть тему творческих планов гостей, которые просто теряются на фоне вышеперечисленных разговоров. По мнению специалистов, это также является показателем уровня профессионализма ведущих, которые в большинстве своем не владеют творческой тематикой вопроса. Этот же показатель, возможно в совокупности с материальной составляющей, определяет выбор репертуара исполняемых музыкальных композиций, среди которых превалируют низкопробные музыкальные номера.
Часть выполнения третьей, познавательно-просветительской функции напрямую связана с первыми двумя. Но в то же время возможна подготовка контента, непосредственно служащего выполнению данной задачи. В этом плане привлекает внимание наличие нескольких развлекательно-познавательных викторин, рост количества документальных фильмов про историческое прошлое и события последних нескольких десятилетий. Но вызывает сожаленье факт отсутствия передач с информацией, которая могла бы пригодиться в повседневной жизни.
Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Каждый из нас ежедневно сталкивается с ситуацией на дороге, когда водитель злостно нарушает ПДД и готов вступить в перепалку с тем, кто ему на это указывает. Он искренне верит, что поступает правильно. И все потому, что не знает элементарных правил (опустим причины его незнания). А ведь профессионально подготовленная передача о правилах дорожного движения могла бы оказаться к месту в данной ситуации и собрать солидную аудиторию.
То же самое можно сказать о правилах этического поведения в обществе, в общественном транспорте, о формах и нормах обращения и общения. Скептики от телевидения могут сказать, что такого рода передачи не привлекут необходимую аудиторию. Отвечу им: вопрос вновь упирается в профессионализм, который необходим для подготовки смотрибельных передач для зрителей.

Язык мой – враг твой?

Язык является одним из основных атрибутов идентификации народа и государства. Соответственно, искажать и неуважительно относиться к нему просто недопустимо, тем более на телевидении…
Уже стало обычным явлением, когда ведущие и гости различных телепередач говорят не на литературном азербайджанском языке, а используют в прямом эфире разные диалекты и неазербайджанские слова. А как быть с теми случаями, когда эти слова используются в заранее записанных передачах и повторяются из раза в раз. Как в рекламе о касторовом масле, которое в материале на ТВ называется "кастор yağı". И показывают эту рекламу уже на протяжении более шести месяцев.
Следует отметить, что раньше этими вопросами занималась специальная комиссия, которая выявляла в эфире факты искажения языка и направляла еженедельный или ежемесячный отчет в соответствующий исполнительный орган. А теперь или комиссии нет, или исполнительный орган не реагирует.

И все же…

Не хотелось бы, чтобы читатель подумал, что сегодня на ТВ нет ничего хорошего по сравнению с двумя-тремя годами ранее. Привлекает внимание, что на телеканалах оформили новые студии, которые хоть и не являются последним "криком моды" в этой сфере, но вполне пригодны для сравнения со студиями начала 2000-х годов на ведущих телеканалах.
Приятным моментом является то, что стали готовить больше материалов на патриотическую тему. В этом контексте сняты сюжеты о шехидах и участниках Отечественной войны 2020 года, подготовлены документальные фильмы про различные военные операции того периода, боевой путь различных подразделений в 44-дневной войне.
Очень не хочется критиковать коллег на такую тему, но не могу не отметить тот факт, что до сих пор не снят полнометражный фильм или сериал про Отечественную войну. Особенно с учетом значимости этого события в современной истории Азербайджана. В то же время надежду вселяет информация о том, что уже снимается сериал про Отечественную войну с участием коллег из Турции.
Резюмируя вышесказанное, напомним: в свое время в обиходе было выражение о том, что телевидение является зеркалом общества. Комментируя это высказывание, специалисты отмечают, что эти два явления взаимно корректируют друг друга. В данном случае, будучи представителями общественности, мы предлагаем пути и методы корректировки телевидения.
Лента новостей
0