Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Не морем, так сушей: как РФ заменит морские перевозки нефти железнодорожными

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкСтационарная платформа компании "Лукойл" на нефтегазоконденсатном месторождении имени Владимира Филановского в северной части акватории Каспийского моря
Стационарная платформа компании Лукойл на нефтегазоконденсатном месторождении имени Владимира Филановского в северной части акватории Каспийского моря - Sputnik Азербайджан, 1920, 24.11.2022
Подписаться
Попытки препятствовать поставкам российской нефти морским путем не повлияют на экспорт "черного золота" из РФ. Переориентировав свой экспорт на азиатский рынок Россия увеличит поставки железной дорогой.
БАКУ, 24 ноя — Sputnik. Пятого декабря страны ЕС и Великобритания предпримут очередную попытку снизить доходы РФ от экспорта энергоресурсов – будет введен запрет на морские перевозки и страхование судов, перевозящих российскую нефть и нефтепродукты, если стоимость товара будет выше установленного потолка цен.
Правда, потолок цен кажется уже значительно выше обсуждаемого ранее диапазона в $40-60, да и с поставок российского энергосырья в ряд стран ЕС также сняты ограничения.
С учетом заявления РФ о намерении прекратить продажи нефти странам, которые установят потолок цен, Брюссель фактически находится в ожидании сокращения производства и экспорта российского "черного золота". Однако, по мнению экспертов, Россия сможет обойти введенные санкции, так как сможет перевозить нефть и нефтепродукты своими судами – танкеров у страны достаточно.
В целом срыв цепочки поставок привел к сильному росту спроса на морские перевозки, что привело к увеличению стоимости аренды судна, страховки и услуг перевозок. В то же время на фоне увеличения объемов перевозки сжиженного природного газа танкеры стали пользоваться особым спросом. В результате стоимость перевозки морским путем в текущем году выросли почти в семь раз, что также наложило свой отпечаток на стоимость энергоресурсов для конечного потребителя.
При таком раскладе возрос интерес к перевозкам нефти железнодорожными путями – такой маршрут может обойтись значительно дешевле, а время доставки товаров наземным путем будет заметно короче.

Подготовка железнодорожной инфраструктуры для экспорта нефти

Россия в последнее время уделяет особое внимание железнодорожному сообщению с партнерами – ускорены работы по созданию и модернизации железнодорожной инфраструктуры в рамках международных транспортных коридоров.
Кроме того, страна намерена улучшить железнодорожное сообщение с крупнейшим торговым партнером – Китаем. Согласно информации российского Минтранса, Москва готовится реализовать семь железнодорожных проектов с Китаем.
В период до 2030 года Россия планирует выделить $30,8 млрд на развитие железнодорожного сообщения с Поднебесной. Часть проектов планируется реализовать через территории Монголии или Казахстана. Расширение транспортно-логистического потенциала с КНР нацелено на создание возможности переориентации сырьевого и, в первую очередь, энергетического экспорта на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Также ведутся работы по расширению мощностей МТК "Север-Юг", который позволяет поставлять российские товары и сырье на южные и восточные рынки. Так, в рамках проекта, Азербайджан в последние годы ведет работы по расширению Бакинского порта и, в частности, нефтяного терминала в Дюбенди. В результате проделанных работ объем поставленной нефти и нефтепродуктов через терминал Дюбенди в прошлом году вырос в 2,3 раза по сравнению с 2020 годом и превысил 1,1 млн тонн.
Ожидается, что трудности, связанные с морским экспортом российской нефти и нефтепродуктов, можно будет решить в том числе через перенаправление поставок в рамках "Север-Юг" потребителям в Индии. Кроме того, поставив нефть из РФ в Бакинский морской порт по железным дорогам или существующим трубопроводам, можно будет дальше экспортировать его по Транскаспийскому газопроводу до потребителя в Китае.

Новые покупатели ждут нефть из РФ

За девять месяцев текущего года внешнеторговые связи и приоритеты для России претерпели некоторые изменения – экспортные потоки были перенаправлены в южные и восточные направления. Большая часть российского энергетического сырья была поставлена на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и в планах страны превратить регион в одну из основных точек сбыта своего сырья.
В целом данная стратегия довольно логичная – учитывая "зеленую" повестку Евросоюза, которая предполагает сокращение использования ископаемого топлива, европейские рынки уже нельзя рассматривать как стратегически важные с точки зрения нефтяного сбыта.
В следующую четверть века потребление нефти в противовес Европе будет расти в АТР. Согласно октябрьскому отчету ОПЕК, поставки нефти и конденсата в страны данного региона увеличатся с 22,5 млн баррелей в сутки в 2021 году до более чем 30 млн баррелей в сутки в 2045 году на фоне устойчивого роста спроса и снижения местной добычи.
Согласно тому же отчету, уровень добычи нефти России в период между 2027 и 2045 годами будет умеренно расти. Так, если в 2027 году РФ будет добывать 10,1 млн баррелей в сутки нефти, то к 2045 уровень нефтедобычи достигнет уровня 10,5 млн баррелей в сутки. Резкий рост нефтедобычи будет обусловлен благодаря проекту "Восток Ойл". При этом, как считают эксперты, большая часть добытой нефти будет направлена на рынки АТР.
Фактически, Запад, пытаясь лишить Россию одного из главных источников доходов, подтолкнул Москву к новым рынкам сбыта углеводородного сырья, на которых спрос на нефть будет расти в среднесрочной перспективе.
Лента новостей
0