Новости

Французские политики вновь пытаются разжечь конфликт на Кавказе

© AFP 2022 / THOMAS COEXЗдание Сената Франции, фото из архива
Здание Сената Франции, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.11.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
В настоящее время Азербайджан и Франция успешно сотрудничают в различных сферах экономики. Стоит ли продолжать сотрудничество в экономической сфере, если это никак не отражается в области политического взаимодействия?
БАКУ, 16 ноя — Sputnik. Сенат Франции принял резолюцию, грубо попирающую международное право и направленную против территориальной целостности Азербайджана, в которой звучит призыв применить санкции против руководства республики. О том, что текст данного документа уже согласован и голосование состоится 15 ноября, было известно задолго до этого. Ознакомившись с проектом предложенной резолюции, эксперты сразу же отметили ее однобокость и предвзятость.
Для того чтобы информировать французских сенаторов о реальном положении дел в регионе представителями азербайджанской общественности была составлена петиция, которая за короткое время собрала свыше 100 тысяч подписей. Однако, вопреки ожиданиям, реакции на нее не последовало. А как показали результаты голосования, сенаторы с ней даже не ознакомились.

Результаты голосования в Сенате показали истинное лицо французских парламентариев

Документ, принятый в верхней палате французского парламента, в котором содержится призыв о применении санкций против Азербайджана, свидетельствует о предвзятой позиции членов Сената. А тот факт, что сенаторы проголосовали за него почти единогласно, подтверждает антиазербайджанской настрой руководства Франции.
Стоит заметить, что принятое решение носит лишь рекомендательный характер. Однако лица, знакомые с законодательством Франции, понимают, что согласно конституции страны, вопросы безопасности, обороны и внешней политики находятся в компетенции ее президента. Это значит, что такого рода документы практически не принимаются без согласования с ним. К тому же, решение Сената в корне противоречит “Договору о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве”, подписанному между Азербайджаном и Францией 20 декабря 1993 года, который подразумевает взаимное признание целостности и суверенитета обеих стран.
Примечательным является и тот факт, что Макрон, перед принятием Сенатом вышеупомянутой резолюции, позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. В ходе телефонного разговора он говорил о “нейтральном посредничестве”, желании Франции "внести свой вклад" в процесс нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией и т.д. В азербайджанском экспертном сообществе этот шаг французского лидера уже назвали проявлением лицемерия.

Цели Франции на Кавказе

Лицемерная политика Елисейского дворца прослеживается на протяжении всего периода противостояния между Арменией и Азербайджаном. Не вдаваясь в юридические тонкости отметим, что Франция все это время способствовала нагнетанию обстановки. И хотя часть наблюдателей считает, что делалось это от большой любви к армянам, на самом деле Париж придерживался исключительно своих интересов, надеясь, что сохранение полыхающего очага в регионе позволит ему со временем обеспечить свое широкое присутствие на Кавказе.
На протяжении всего периода оккупации территорий Азербайджана, Франция голосовала за резолюции, требующие безоговорочного вывода армянских войск. Одновременно с этим делая все, чтобы эти документы не выполнялись. Во время ведения боевых действий в начале 90-х годов прошлого столетия, в ходе оккупации азербайджанских территорий участвовали десятки (а по неподтвержденным данным - сотни) граждан Франции, на незаконную деятельность которых в Париже закрывали глаза. Французские политические деятели всячески поощряли сепаратистские веяния на территории Азербайджана, что стимулировало противостояние и мешало позитивному продвижению в переговорах.
Можно предположить, что основной целью Франции на Кавказе было стремление установить контроль над природными ресурсами и стратегически важными транспортными коммуникациями региона. Однако тактика по воплощению в жизнь столь амбициозных имперских планов была выбрана неверно. История показала, что желающие участвовать в больших проектах на Южном Кавказе должны не враждовать, а напротив – дружить с Азербайджаном.

Кто есть кто на Кавказе?

В настоящее время Азербайджан является самой богатой и сильной страной Южного Кавказа. Баку является инициатором и основным спонсоров больших международных инфраструктурных проектов, в которые вовлечены десятки стран. Благодаря этому сотрудничеству выгоду получают практически все соседние страны, за исключением Армении, установлению мира Азербайджана с которой решительно противодействует Франция.
Еще в 90-е годы прошлого столетия, на заре претворения в жизнь энергетических мегапроектов в регионе, Азербайджан предлагал Армении принять активное участие в них. В частности, проложить нефтепровод Баку–Джейхан через территорию этой страны в обмен на деоккупацию азербайджанских территорий. Но и тогда спонсоры сепаратистов воспрепятствовали этому ради своих корыстных интересов. В итоге трубопровод был проложен через территорию Грузии, что позволило ей зарабатывать на транзите нефти и улучшать свое экономическое положение. В дальнейшем к этому проекту добавилось строительство газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Армения прозябала на периферии, а сотни тысяч ее граждан покидали страну, что негативно сказалось на демографической ситуации.
Однако все это мало волновало тех, кто и сегодня “подливает масло” в тлеющий очаг противостояния в регионе. Именно с их подачи Ереван противится открытию Зангезурского коридора, что подразумевает под собой разблокирование всех региональных коммуникаций. Именно с их подачи тормозится мирный процесс в регионе. Ведь в случае установления мира и налаживания добрососедских отношений в регионе ни один “петух” не сможет “клевать просо на соседской меже”.
В заключении напомним, что судьба региона находится в руках входящих в его состав стран. Либо они сами договорятся между собой о будущем сотрудничестве, либо позволят зарубежным силам манипулировать ими. Предложения Азербайджана по данному вопросу изложены в пяти основных пунктах и находятся на столе Пашиняна в Ереване. И именно Армении решать, договариваться самой или привлекать сторонних акторов.

Еще раз о возможных последствиях резолюции Сената Франции

В настоящее время Азербайджан и Франция успешно сотрудничают в различных сферах экономики. Взаимодействие охватывает широкий спектр отраслей, начиная от нефтедобычи и заканчивая освоением космоса. Французские корпорации получают от этого большую прибыль.
Эксперты задаются вопросом: А стоит ли продолжать сотрудничество в экономической сфере, если это никак не отражается в области политического взаимодействия?
Похоже, что это будет одним из основных вопросов, обсуждаемых в Азербайджане в ближайшее время.
Лента новостей
0