https://az.sputniknews.ru/20221105/kommunikatsii-suverenitet-i-status-kak-reshitsya-vopros-zangezurskogo-koridora-448279673.html
Коммуникации, суверенитет и статус: как решится вопрос Зангезурского коридора
Коммуникации, суверенитет и статус: как решится вопрос Зангезурского коридора
Sputnik Азербайджан
Девятый пункт трехстороннего заявления, подписанного Алиевым, Путиным и Пашиняном, предусматривает разблокировку всех экономических и транспортных связей в... 05.11.2022, Sputnik Азербайджан
2022-11-05T21:00+0400
2022-11-05T21:00+0400
2022-11-05T21:28+0400
новости
азербайджан
армения
зангезурский коридор
политика
коммуникации
колумнисты
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/01/0c/425939439_0:77:1600:977_1920x0_80_0_0_5109b1154dd363dc76179e4f03da37ed.jpg
БАКУ, 6 ноя — Sputnik. Прошло почти два года со дня принятия трехстороннего заявления между Азербайджаном, Россией и Арменией о завершении 44-дневной войны. Отдельный пункт этого документа предусматривает открытие транспортных коммуникаций в регионе.Но сегодня открыт лишь один маршрут, который в заявлении называется "Лачинский коридор". Он связывает Армению с азербайджанским городом Ханкенди, который находится в зоне временного размещения миротворческого контингента РФ.Однако девятый пункт трехстороннего заявления, подписанного Алиевым, Путиным и Пашиняном, предусматривает разблокировку всех экономических и транспортных связей в регионе. И несмотря на то, что со времени принятия упомянутого документа прошло почти два года, говорить о какой бы то ни было разблокировке пока не приходится. Причем в задержке выполнения этого пункта стороны обвиняют друг друга. Позиции сторон На днях секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян заявил, что Ереван заинтересован в реальном решении вопроса разблокирования коммуникаций в регионе и поддерживает деятельность трехсторонней рабочей группы под председательством вице-премьеров Азербайджана, России и Армении.Он считает, что восстанавливаемые и сооружаемые объекты транспортной инфраструктуры должны действовать под суверенитетом и в рамках национального законодательства тех государств, по территории которых они проходят.Казалось бы, довольно позитивное заявление, направленное на нормализацию отношений в регионе. Но именно здесь и кроется подвох, считают эксперты в Азербайджане. Согласно данной логике, Ереван предлагает Баку три маршрута для открытия транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахчываном. Причем на въезде на эти дороги предполагается установить с армянской стороны КПП.Азербайджан считает, что это нарушает оговоренные принципы, которые предусматривают, что "Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой (НАР) с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях". С точки зрения Баку, этот коридор следует проложить по маршруту, проходящему через Сюникскую область Армении, которую до последнего столетия все называли Зангезуром. Именно здесь во времена Советского Союза проходили железная и автомобильная дороги в Нахчыван. Причем железная дорога в Ереван также пролегала в этом направлении и проходила через несколько городов на территории НАР.Но основным требованием Баку в этом вопросе является то, что Азербайджану должен быть предоставлен коридор с аналогичным Лачинскому коридору статусом.При этом в Ереване считают, что несмотря на то, что в вышеуказанном пункте прописана организация "беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях", это не подразумевает предоставления Азербайджану коридора. И именно это имеет в виду Григорян, когда говорит о том, что восстанавливаемые и сооружаемые объекты транспортной инфраструктуры должны действовать под суверенитетом и в рамках национального законодательства тех государств, по территории которых они проходят. Перспективы развития событийАнализ ситуации показывает, что позиции сторон по данному вопросу принципиально различаются и их не удается сблизить, даже несмотря на все попытки посредников. Такое положение дел не только тормозит достижение долгосрочного мира в регионе, но и повышает вероятность возможной конфронтации, вплоть до возобновления военных действий.В настоящее время руководство Армении в категоричной форме заявляет, что коридор Азербайджану не будет предоставлен ни при каких условиях. Для укрепления своей позиции армянские дипломаты ведут интенсивные переговоры и с ведущими мировыми державами, и с потенциальными союзниками в регионе.Позиция официального Баку заключается в том, что противоположная сторона под разными предлогами не выполняет данного ею обещания. Привлекает внимание и тот факт, что президент Ильхам Алиев уже неоднократно заявлял о том, что в "случае невыполнения Арменией своих обязательств Азербайджан сам откроет коридор в Нахчыван”. Альтернативное решение Баку одновременно с переговорами по данному вопросу также прорабатывает варианты открытия альтернативной дороги в Нахчыван. С этой целью достигнута договоренность с Тегераном о строительстве мостов через реку Араз в районе Худаферина. С их помощью транспортные средства из Азербайджана смогут въезжать на иранскую сторону с последующим пересечением Араза на территории Нахчывана. Правда, здесь нужно учесть напряженность между Баку и Тегераном, которая наблюдается в последнее время. Однако эксперты склонны думать, что отношения удастся нормализовать в обозримом будущем.Еще одной альтернативой в развитии событий видится закрытие Лачинского коридора, и этот вопрос серьезно обсуждается на экспертном уровне в Азербайджане. Закрыть коридор в одночасье представляется практически невозможным. Во всяком случае, без широкомасштабных военных действий. Но добиваться этого юридическими методами в течение нескольких лет вполне возможно.В пункте 6 трехстороннего заявления говорится, что "Лачинский коридор остается под контролем миротворческого контингента Российской Федерации". Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.В пункте 4 того же документа указано, что "срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации - 5 лет с автоматическим продлением на очередные пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения".Получается, что максимум через два с половиной года Азербайджан может потребовать вывода миротворцев из зоны Лачинского коридора и восстановить суверенитет над данной территорией и коммуникациями, проходящими через регион, о чем и говорил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян. В этом случае статус Лачинского коридора автоматически приравнивается к статусу, который Ереван предлагает для маршрута через Зангезур. Как говорится: "Суверенитет над транспортными коммуникациями заказывали? Так получайте!".
армения
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/01/0c/425939439_294:0:1597:977_1920x0_80_0_0_f21f7e9745cbfe25fafd9cdd9fd926d9.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
азербайджан, армения, зангезурский коридор, политика, коммуникации, колумнисты
азербайджан, армения, зангезурский коридор, политика, коммуникации, колумнисты
Коммуникации, суверенитет и статус: как решится вопрос Зангезурского коридора
21:00 05.11.2022 (обновлено: 21:28 05.11.2022) Девятый пункт трехстороннего заявления, подписанного Алиевым, Путиным и Пашиняном, предусматривает разблокировку всех экономических и транспортных связей в регионе.
БАКУ, 6 ноя — Sputnik. Прошло почти два года со дня принятия трехстороннего заявления между Азербайджаном, Россией и Арменией о завершении 44-дневной войны. Отдельный пункт этого документа предусматривает открытие транспортных коммуникаций в регионе.
Но сегодня открыт лишь один маршрут, который в заявлении называется "Лачинский коридор". Он связывает Армению с азербайджанским городом Ханкенди, который находится в зоне временного размещения миротворческого контингента РФ.
Однако девятый пункт трехстороннего заявления, подписанного Алиевым, Путиным и Пашиняном, предусматривает разблокировку всех экономических и транспортных связей в регионе. И несмотря на то, что со времени принятия упомянутого документа прошло почти два года, говорить о какой бы то ни было разблокировке пока не приходится. Причем в задержке выполнения этого пункта стороны обвиняют друг друга.
На днях секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян заявил, что Ереван заинтересован в реальном решении вопроса разблокирования коммуникаций в регионе и поддерживает деятельность трехсторонней рабочей группы под председательством вице-премьеров Азербайджана, России и Армении.
Он считает, что восстанавливаемые и сооружаемые объекты транспортной инфраструктуры должны действовать под суверенитетом и в рамках национального законодательства тех государств, по территории которых они проходят.
Казалось бы, довольно позитивное заявление, направленное на нормализацию отношений в регионе. Но именно здесь и кроется подвох, считают эксперты в Азербайджане.
Согласно данной логике, Ереван предлагает Баку три маршрута для открытия транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахчываном. Причем на въезде на эти дороги предполагается установить с армянской стороны КПП.
Азербайджан считает, что это нарушает оговоренные принципы, которые предусматривают, что "Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой (НАР) с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях".
С точки зрения Баку, этот коридор следует проложить по маршруту, проходящему через Сюникскую область Армении, которую до последнего столетия все называли Зангезуром. Именно здесь во времена Советского Союза проходили железная и автомобильная дороги в Нахчыван. Причем железная дорога в Ереван также пролегала в этом направлении и проходила через несколько городов на территории НАР.
Но основным требованием Баку в этом вопросе является то, что Азербайджану должен быть предоставлен коридор с аналогичным Лачинскому коридору статусом.
При этом в Ереване считают, что несмотря на то, что в вышеуказанном пункте прописана организация "беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях", это не подразумевает предоставления Азербайджану коридора. И именно это имеет в виду Григорян, когда говорит о том, что восстанавливаемые и сооружаемые объекты транспортной инфраструктуры должны действовать под суверенитетом и в рамках национального законодательства тех государств, по территории которых они проходят.
Перспективы развития событий
Анализ ситуации показывает, что позиции сторон по данному вопросу принципиально различаются и их не удается сблизить, даже несмотря на все попытки посредников. Такое положение дел не только тормозит достижение долгосрочного мира в регионе, но и повышает вероятность возможной конфронтации, вплоть до возобновления военных действий.
В настоящее время руководство Армении в категоричной форме заявляет, что коридор Азербайджану не будет предоставлен ни при каких условиях. Для укрепления своей позиции армянские дипломаты ведут интенсивные переговоры и с ведущими мировыми державами, и с потенциальными союзниками в регионе.
Позиция официального Баку заключается в том, что противоположная сторона под разными предлогами не выполняет данного ею обещания. Привлекает внимание и тот факт, что президент Ильхам Алиев уже неоднократно заявлял о том, что в "случае невыполнения Арменией своих обязательств Азербайджан сам откроет коридор в Нахчыван”.
Баку одновременно с переговорами по данному вопросу также прорабатывает варианты открытия альтернативной дороги в Нахчыван. С этой целью достигнута договоренность с Тегераном о строительстве мостов через реку Араз в районе Худаферина. С их помощью транспортные средства из Азербайджана смогут въезжать на иранскую сторону с последующим пересечением Араза на территории Нахчывана. Правда, здесь нужно учесть напряженность между Баку и Тегераном, которая наблюдается в последнее время. Однако эксперты склонны думать, что отношения удастся нормализовать в обозримом будущем.
Еще одной альтернативой в развитии событий видится закрытие Лачинского коридора, и этот вопрос серьезно обсуждается на экспертном уровне в Азербайджане. Закрыть коридор в одночасье представляется практически невозможным. Во всяком случае, без широкомасштабных военных действий. Но добиваться этого юридическими методами в течение нескольких лет вполне возможно.
В пункте 6 трехстороннего заявления говорится, что "Лачинский коридор остается под контролем миротворческого контингента Российской Федерации". Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.
В пункте 4 того же документа указано, что "срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации - 5 лет с автоматическим продлением на очередные пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения".
Получается, что максимум через два с половиной года Азербайджан может потребовать вывода миротворцев из зоны Лачинского коридора и восстановить суверенитет над данной территорией и коммуникациями, проходящими через регион, о чем и говорил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян. В этом случае статус Лачинского коридора автоматически приравнивается к статусу, который Ереван предлагает для маршрута через Зангезур.
Как говорится: "Суверенитет над транспортными коммуникациями заказывали? Так получайте!".