Новости

Киберпространство – новое поле военного противостояния

© Sputnik / Natalya Seliverstova / Перейти в фотобанкХакер, фото из архива
Хакер, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.11.2022
Подписаться
Военный конфликт в Украине вывел на новый уровень возможное противостояние в киберпространстве. Многие эксперты отмечают, что в настоящее время ведутся нешуточные баталии в этой сфере.
БАКУ, 1 ноя — Sputnik. Переживающая санкционное давление коллективного Запада Россия, вынуждена противостоять ему и в киберпространстве. Многочисленные хакерские атаки на сайты федеральных ведомств и крупных компаний заставляют всерьез задуматься о значительном усилении периметра безопасности страны на этом направлении. Международные сообщества хакеров подвергли атаке различные медиа-структуры и серверы государственных ведомств РФ.
Владимир Путин на состоявшемся в мае заседании Совета безопасности РФ отметил существенный рост хакерских атак на российские информационные системы. Он особо подчеркнул, что против России развязана настоящая агрессия в цифровом поле.
“С началом специальной военной операции в Донбассе вызовы в этой сфере стали еще более острыми, серьезными и масштабными”, - заявил Путин.

Какие цели преследуют хакеры?

Большинство обывателей считают, что хакеры обычно стремятся атаковать коммерческие структуры, с целью увести со счетов деньги или завладеть секретными данными международных корпораций. Однако при ведении боевых действий целью хакеров становятся объекты критической инфраструктуры. К сожалению известны случаи, когда они взламывали серверы объектов социальной инфраструктуры, в том числе больниц, что создавало критическую ситуацию для жизни пациентов.
С началом боевых действий в Украине многие СМИ и Telegram-каналы этой страны в открытую признают причастность хакерского сообщества страны к взломам российских онлайн-ресурсов. Украинцы не одиноки в своем желании прорвать рубежи цифровой обороны российских правительственных и социальных учреждений, крупных компаний и стратегически значимых объектов. Против России сейчас направлены мощные силы, собранные Западом, работа которых хорошо слажена и координируется заинтересованными сторонами. Большинство кибератак, осуществленных в первые недели после начала боевых действий в Украине, были совершены с территории США (29%) и Евросоюза (47%).

Кибервойска - этапы формирования

С началом ХХI века о необходимости создания киберподразделений заговорили во многих ведущих державах мира. Уже в 2009 году в официальных документах США появилось понятие “Киберкомандование”. Данная структура действовала на базе Агентства национальной безопасности (АНБ). Если изначально речь шла исключительно об оборонительной функции этого подразделения, то с годами его миссия трансформировалась в наступательную.
В 2018 году была утверждена Национальная стратегия, подразумевающая обеспечение технического превосходства США в киберпространстве. В этот же период президент Дональд Трамп подписал распоряжение о делегировании министру обороны полномочий по использованию киберинструментов для разрушения или повреждения сетевой инфраструктуры противника. Американские СМИ отмечали, что такие права позволили подчиненным главы военного ведомства на ежедневной основе проникать в зарубежные информационные системы.
Как считают создатели новой военной доктрины Франции, информационная война является неотъемлемой частью любой военной стратегии. Без способности убеждать и противостоять влиянию противника, любое военное столкновение обречено на провал, считают они. Началом официального создания киберподразделений во Франции считается 2017 год, а окончательно, на законодательном уровне, они были утверждены в 2021 году. В тексте соответствующего документа сказано, что “военные операции более не должны проводиться в отрыве от социальных сетей. Так как то, что в них происходит, оказывает реальное воздействие на данные операции”.
Издание L’Informaticien, комментируя текст документа, сообщило, что частью IT-доктрины ВС Франции станет манипуляция и дезинформация, одновременно отметив, что доктрина, очевидно, будет уважать международное право.
При этом, основными объектами кибервоздействия западные страны считают Россию и Китай. Естественно, что эти державы, претендующие на позиции альтернативного центра силы, уделяют серьезное внимание созданию мощных формирований в киберпространстве.
Китай открыто заявляет о существовании кибервойск в составе своей армии. Об этом говорится в тексте публикации “Наука военной стратегии” (The Science of Military Strategy), которая готовилась ведущими исследовательскими институтами совместно с НОАК (Народно-освободительная армия Китая) и содержит детальный анализ военной стратегии Поднебесной.
Согласно отчёту, в Китае действует три вида кибервойск. Первый - это военные специалисты в сфере сетевой безопасности. Они действуют по военным принципам; их задача - организация кибератак и защита от них. Второй - группы, действующие внутри спецслужб, таких как Министерство государственной безопасности и Министерство общественной безопасности. Третий вид - группы независимых хакеров, которых можно быстро мобилизовать для совершения необходимых атак.
Специалисты отмечают, по всей видимости, все три группы работают в тесном контакте и подчиняются руководству НОАК.
Россия, по мнению многих экспертов, не сильно уступает США и Китаю в способности воевать в киберпространстве.
"Существующая доктрина информационной безопасности РФ запрещает явные наступательные мероприятия. Но мы находимся в серьезном противостоянии и должны иметь инструменты для отстаивания своих интересов", - считает вице-президент по информационной безопасности ПАО "Ростелеком" Игорь Ляпунов.
Следует напомнить, что начальник российского Генштаба Валерий Герасимов сформулировал доктрину "гибридной войны", в которой сочетаются традиционное оружие, экономическое принуждение, информационные операции и кибератаки.

Кибератака и кибервойна - в чем разница?

Информационные атаки, направленные на распространение дезинформации и создание беспорядков, нельзя считать проявлением военных действий в киберпространстве, считает бывший председатель Национального совета разведслужб США Джозеф Най. Такие атаки скорее являются вспомогательным оружием, нежели главным средством достижения победы. Каждый год в информационные пространства других стран совершаются миллионы вторжений, но реальный физический ущерб им удается нанести лишь в единичных случаях, чаще экономический или политический. Но именно физический ущерб является основным показателем перехода обычной хакерской атаки в военную плоскость.
Согласно американской военной доктрине, такой поворот событий является основанием для нанесения ответного удара. Америка считает себя вправе ответить на кибератаку применением любого вида оружия пропорционально нанесенному ей противником физического ущерба. Другим принципом этой доктрины является то, что международное право на самооборону применимо и к кибератакам.
Многие аналитики именно так и квалифицируют противостояние в киберпространстве. Но американская доктрина предполагает наиболее агрессивную ответную реакцию на кибератаку.

Текущая ситуация в противостоянии в киберпространстве

Боестолкновения в Украине отчетливо показывают на сколько быстро военные действия распространяются на киберпространство. Эксперты склонны и борьбу с беспилотниками охарактеризовать как киберпротивостояние непосредственно на поле боя. Перехват радиосигналов и алгоритмов используемых для управления беспилотных аппаратов – по сути является тем же методом электронной борьбы, который называют киберпротивостоянием.
На сегодня в центре данного противостояния находятся Россия и Украина. Именно на этом театре военных действий испытывают новейшие методы борьбы с различными военными вызовами, к которым также относят беспилотные аппараты.
Можно с уверенностью сказать - опирающийся на существующий технический потенциал коллективный Запад убежден, что ему удастся затянуть данный конфликт на достаточно длительный период, чтобы увязшая в нем Россия окончательно ослабла.
Однако эксперты советуют не забывать исторические факты, которые свидетельствуют об обратном. На протяжении всей истории своего существования, Россия, “сжимаясь” под натиском извне, подобно пружине, после обязательно распрямлялась, нанося противнику сокрушительный удар. В настоящее время российский ВПК, в том числе и киберподразделения, переживают сильнейший подъем, о чем следует серьезно задуматься недоброжелателям.
Лента новостей
0