Почему в конце жизни тянет на родину? Наука объяснила

© Depositphotos.com / AndrewLozovyiПожилой мужчина с телефонами
Пожилой мужчина с телефонами - Sputnik Азербайджан, 1920, 21.10.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Американские ученые выяснили, отчего пожилых людей в самом конце жизни тянет в родные места. Рассказываем об интересном эксперименте.
Большой эксперимент американских ученых показал: когда люди понимают, что у них осталось совсем немного времени, чтобы что-то сделать, например, искупаться в море или совершить путешествие, они предпочтут хорошо знакомые места и привычные вещи вместо новых.
Этим можно объяснить, почему людей к концу жизни тянет на родину, говорят ученые из Чикагского университета. Они провели опрос и серию экспериментов с участием почти шести тысяч человек. Результаты исследования опубликовал Journal of Personality and Social Psychology.
Люди заполняют свое свободное время, выбирая между новыми, захватывающими занятиями и старыми, хорошо знакомыми. Доминирующее научное предположение заключалось в том, что люди определенно предпочтут новизну, так как разнообразие – главная "приправа к жизни". Однако, результаты исследования выявили важное временное обстоятельство: оказывается, влечение людей к новизне зависит от восприятием людьми временного контекста.
Издание Naked Science описывает все подробности эксперимента. В первом исследовании ученые попросили более тысячи добровольцев сделать выбор между новым и знакомым опытом: например, чтением нового романа или перечитыванием старого любимого, посещением нового города или того, который им хорошо знаком, и который они когда-то любили. Половине участников эксперимента было предложено просто сделать выбор между старым и новым опытом, в то время как другая половина должна была учитывать, что это был бы последний шанс прочитать тот или иной роман вообще или посетить тот или иной город. Во всех ситуациях участники из второй группы предпочитали уже знакомый им опыт новому.
В следующих экспериментах исследователи вышли за рамки гипотетического опроса и изучили поведение испытуемых в реальных условиях. Например, в одном из экспериментов они заявили добровольцам, что те получат подарочную карту в ресторан, но срок ее действия ограничен следующим месяцем. При этом одну группу проинформировали, что времени для посещения заведения у них будет мало, в то время как другой группе ничего подобного не сообщили. В результате 67% участников первой группы предпочли знакомый ресторан новому. Во второй группе тех, кто выбрал "старое" заведение, оказалось меньше половины – 48%.
По мере того, как участники сталкивались с сокращающимся "окном возможностей" в предлагаемых им сферах - в еде, путешествиях, музыке, например, съесть последний десерт перед началом диеты, совершить турпоездку из-за закрытия границ в пандемию, или даже посетить последний концерт любимого исполнителя перед завершением его карьеры, их гедонистические предпочтения смещались от новых и захватывающих вариантов к старым фаворитам.
Как же объясняют этот результат исследователи? По мнению ученых, такой эффект связан не только с тем, что знакомые вещи кажутся нам надежнее. Важно и то, что выбор между старым и новым заставляет задуматься, что имеет для человека большее значение. Разнообразие может быть "приправой жизни", но уже состоявшееся некогда знакомство с чем-либо может быть главной приправой к концу жизни.
Лента новостей
0