Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Ошибка века – почему уход от углеводородов к ВИЭ станет трагедией для ЕС

© AFP 2023 / INA FASSBENDERРабочий собирает солнечные панели, фото из архива
Рабочий собирает солнечные панели, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 19.10.2022
Подписаться
Призывы производителей углеводородов не отказываться от инвестиций в нефтегазовые проекты игнорировались на Западе, который ратовал за агрессивную политику по декарбонизации. Чем это обернулось для энергобезопасности Европы?
БАКУ, 19 окт — Sputnik. Мировой энергетический кризис, который наиболее сильно затронул Европу, имеет более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд, и отказ от российских энергоносителей только подлил масла в огонь. Радикальная повестка Евросоюза о переходе на "зеленую энергию" сегодня стала тем самым последним гвоздем, вбитым в гроб энергетической безопасности европейских стран.
Так, отказ от инвестиций в нефтегазовые проекты, многомиллиардное финансирование инициатив в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые, как известно, не являются постоянными, привели к тому, что были заморожены проекты по разведке и разработке новых углеводородных месторождений. В итоге, в период, когда миру нужно больше нефти и газа, резкое сокращение инвестиций в новые месторождения вылилось для конечных потребителей в пятикратный рост счетов за электроэнергию.

Изготовители оборудования для ВИЭ сокращают производство

Чрезмерно раздутая идея о важности повсеместного строительства ветропарков и солнечных электростанций лопнула, как мыльный пузырь. Компании-подрядчики, занимающиеся возведением ветряных электростанций, сокращают производство и закрывают рабочие места. Так, крупнейший в США производитель оборудования General Energy планирует значительно сократить рабочие места на своих ветряных электростанциях в ряде стран. После пандемии COVID-19 наблюдается постоянное нарушение цепочки поставок, и высокая стоимость ветряных турбин удерживает компании от инвестиций в эту сферу. Поскольку цены на сталь и другие материалы продолжают расти, строительство солнечных и ветряных электростанций оказывается более дорогим, чем предполагалось ранее.
Итак, компании, которые выигрывали от продажи оборудования для ветропарков в пик роста спроса на них несколько лет назад, сегодня сокращают его выпуск из-за большой себестоимости производства, фактического сокращения инвестиций и снижения интереса к данным проектам.

Энергия ветра и солнца - дорогая и ненадежная

В целом, идею перехода на "зеленую энергию" поддерживают на уровне ООН – в мае текущего года генсек организации Антониу Гутерриш заявил о необходимости в ближайшее время полностью отказаться от ископаемого топлива и направить на проекты ВИЭ финансирование в размере не менее $4 трлн в год. Этот призыв Гутерриша подкрепляется действиями Еврокомиссии, которая в августе заявила о выделении 5,6 млрд евро на развитие морских ветроэлектростанций. Это станет частью проекта по более активному внедрению ВИЭ в странах ЕС.
При этом специалисты почему-то умалчивают о том, что после ввода в эксплуатацию проектов в сфере возобновляемой энергетики большая их часть работает только наполовину установленной мощности, так как силу ветра контролировать невозможно.
Ненадежность полного перехода на ВИЭ полностью ощутили на себе страны ЕС – в период, когда тарифы на газ держались выше отметки в $2000 за 1 тыс. кубометров, производство электроэнергии на ветряных электростанциях периодами находилось на минимуме.
Кроме того, на примере Австралии, которая раньше остальных увеличила долю ветряной и солнечной энергии в своем энергобалансе, можно видеть, как сильно "озеленение" экономики ударило по карману конечного потребителя.
Так, согласно данным австралийской организации StopTheseThings, которая ведет борьбу с массовым внедрением ВИЭ в Австралии, с 2005 года, когда началось массовое строительство солнечных и ветряных электростанций, тарифы на электроэнергию на континенте выросли до максимальных значений, а, в частности, с 2017 года - почти втрое.
Так, потребители электроэнергии в Австралии несут расходы на дополнительные линии электропередачи, проложенные на большие расстояния от электростанций до потребителей. "Эти ошеломляющие и совершенно ненужные расходы включены в розничные счета за электроэнергию", - говорится в исследовании организации.
Кроме того, субсидии ветряным и солнечным электростанция, наряду с комбинированным использованием угольных ТЭС на случай перебоев в выработке электроэнергии из ВИЭ, также отражаются на счетах потребителей.

Разрушение европейской "зеленой" мечты

Пример Австралии наиболее показателен в вопросе роста цен на электроэнергию из-за внедрения ВИЭ, так как эта страна является важнейшим поставщиком природного газа и угля на мировые рынки. Ранее у нее не было проблем с энергетической безопасностью ввиду наличия ископаемых ресурсов, но переход на "зеленую" энергетику привел к росту стоимости электроэнергии для конечного потребителя.
Поэтому несложно представить, к каким последствиям в Европе может привести полный переход на ВИЭ. Учитывая, что большая часть европейского региона сильно зависит от поставок углеводородов, континент сильно рискует при радикальном переходе на возобновляемые источники энергии и отказе от ископаемого топлива. Достаточно вспомнить, что план по декарбонизации в ЕС внедряется уже на протяжении более 15 лет, но зависимость Евросоюза от нефти, газа и угля не сокращается. Согласно исследованиям BP, нефть и газ остаются главными источниками выработки электроэнергии в Европе, несмотря на массовое внедрение ВИЭ.
Возможно, именно поэтому ЕС постепенно отказывается от своего смелого плана по увеличению доли "зеленой энергии" в энергогенерации к 2030 году до 40%.
Кроме того, из-за растущих цен на энергоресурсы и ожидаемого дефицита на рынках страны ЕС, забыв на время о политике декарбонизации, были вынуждены увеличить импорт угля - самого "грязного" вида ископаемого топлива. Так, в период с января по август 2022 года ЕС увеличил импорт энергетического угля на 35,5%, или 15 млн тонн. Только в августе Европа импортировала свыше 57 млн тонн данного вида энергоресурса, или 10% мирового импорта.
В итоге, сегодня многие страны, зависимые от импорта энергоносителей, начинают понимать, что энергопереход должен осуществляться параллельно с инвестированием в нефтегазовые проекты. Это тот путь, к которому и призывают многие производители углеводородов, в том числе Азербайджан и Россия, говоря о том, что традиционные ископаемые и альтернативные источники энергии должны взаимно дополнять друг друга, а не замещать.
Участники протестной акции желтых жилетов в Париже - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.08.2022
Приведет ли энергетический кризис к смерти Евросоюза
Лента новостей
0