Мирный процесс между Азербайджаном и Арменией: еще один посредник нужен?

© AP Photo / Ebrahim NorooziАли Акбар Велаяти, фото из архива
Али Акбар  Велаяти, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 12.10.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Хотят ли этого в Армении и Азербайджане, и насколько обременительна станет для Ирана эта "ноша"?
БАКУ, 12 окт — Sputnik. Южный Кавказ продолжает оставаться напряженным регионом, особенно если учесть недавние боестолкновения на азербайджано-армянской границе с человеческими жертвами и до сих неурегулированные отношения Еревана с Баку и Анкарой, несмотря на окончание второй Карабахской войны. Именно он продолжает привлекать себе внимание региональных и внерегиональных игроков. Москва продолжает оставаться главным медиатором между Баку и Ереваном, внося также свою лепту в виде миротворческой миссии на территории азербайджанского Карабаха.
Страны Южного Кавказа также пришли к соглашению о взаимодействии в рамках формата "3+3" при участии России, Ирана и Турции. Уже состоялись два заседания подобного формата в Москве и Анкаре, однако в обоих случаях Грузия не приняла участие сославшись на тот факт, что "Россия - это страна, которая оккупировала 20% грузинских территорий".
Вместе с тем, необходимо отметить, что состоялся некий вектор взаимодействия, который позволяет идти в направлении сглаживания углов и нормализации отношений.
На этом фоне бывший глава МИД и советник лидера Ирана Али Акбар Велаяти заявил, что Тегеран мог бы выступить посредником между Баку и Ереваном в силу того, что Иран придает большое значение Южному Кавказу, а к своим соседям - Азербайджану и Армении - проявляет больше чувствительности и внимания.
Советник лидера особо подчеркнул нерушимость границ между странами, назвав это чрезвычайно важным фактором в установлении мира между странами.
"Любое нарушение какой-либо страной границ соседней вызывает рост напряжения в этом регионе и разжигание локальных войн, первый результат которых – присутствие стран-провокаторов, например, США и Израиля, под предлогом установления прекращения огня использующих ситуацию с выгодой для себя",  – добавил бывший глава иранского МИД.

Посредническая миссия по урегулированию ситуации: вакансий нет

В настоящее время между Арменией и Азербайджаном ведутся интенсивные переговоры по выработке и подписанию мирного договора. Время от времени в этой работе наблюдается спад, а иногда даже попытки ее саботировать. Именно так можно классифицировать попытки инициирования боестолкновений и минирование освобожденных территорий, в результате которых уже погибли больше сотни военных и гражданских лиц Азербайджана.
Тем не менее, стороны медленно, но верно продвигаются вперед в вопросе выработки мирного соглашения, в чем им помогает группа посредников. Необходимо отметить, что именно благодаря усилиям Москвы удалось достичь соглашения о прекращении боевых действий в 2020 году и подписания трехстороннего соглашение, которое сегодня фактически является дорожной картой на пути подготовки мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Впоследствии были проведены еще несколько встреч в трехстороннем формате с участием руководителей России, Азербайджана и Армении, создана межправительственная совместная комиссия, ведущая работу в направлении разблокировки региональных коммуникаций, проведены заседания комиссии по делимитации азербайджано-армянской границы.
Затем с посреднической миссией к процессу подключились европейские дипломаты. На последней встрече лидеров Азербайджана и Армении с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эммануэля Макрона стороны пришли к согласию о размещении наблюдательной миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе.
Во время сентябрьских событий на границе, когда с обоих сторон были потери среди личного состава, к процессу подключились и США. В дни конфликта чиновники Госдепартамента выступили с мирными призывами, а затем были организованы встречи между министрами иностранных де Азербайджана и Армении, а также представителями руководителей государств.
В свою очередь Иран неоднократно выступал против присутствия иностранных держав в регионе, ссылаясь на то, что региональные проблемы должны решать страны региона.
Видно, что недостатка в посреднических усилиях по урегулированию ситуации между Азербайджаном и Арменией нет, и мирный процесс с трудом, но все же продвигается.

В чем заключаются интересы сторон и посредников

Установление мира между Арменией и Азербайджаном призван принести сторонам не только мир и стабильность, но и экономическое развитие и благополучие. Это служит не только интересам договаривающихся сторон, но и всего региона в целом.
Стабильность в регионе позволит наладить сотрудничество, открыть коммуникации. И в этом заинтересованы не только Баку и Ереван, но и все страны региона.
Всем известно выражение, что интересы определяют политику. Сложившаяся ситуация в регионе такова, что практически все акторы политических взаимоотношений выступают за мир и налаживание экономических связей, преследуя при этом свои цели.  В такой ситуации все попытки реваншистов в армянской политике дестабилизировать ситуацию встречается с сопротивлением как со стороны Азербайджана, так и со стороны посредников.
По всему видно, что альтернативы мирному процессу нет, и стороны продолжат продвигаться в этом направлении. Хотя никто не может исключить определенных локальных столкновений, которые могут возникнуть в результате провокаций сил, выступающих против подписания мирного соглашения.

Трудности на пути мирного урегулирования

Договорный процесс между странами, которые несколько десятилетий находились в состоянии войны, не обещает быть простым и ровным. Есть вопросы, решение которых даже в мирное время представляется сложным. Одним из таких вопросов является процесс делимитации с последующей демаркацией.
Границы между Арменией и Азербайджаном в советское время носили довольно условный характер. В те годы неоднократно принимались решения о перекройки границ, при чем, как правило, это делалось в пользу Армении. Этот вопрос сильно напрягал обе стороны, но с подписанием соглашения в Праге стало ясно в каком направлении предстоит двигаться и что взято за основу. Оба документа, на которые стороны ссылаются в этом соглашении – Устав ООН и Алма-Атинская Декларация 1991 года, предполагают, что все страны бывшего СССР вступают в ООН в границах, определенных на тот момент. 
Вторым серьезным моментом является вопрос открытия коммуникаций, связывающих Азербайджан со своим эксклавом Нахчываном.  В Армении многих тревожит, что это может стать "ползучей" потерей суверенитета над пограничной с Ираном территорией. Но следует отметить, что этот вопрос был обговорен и нашел свое отражение в трехстороннем соглашении от 10 ноября 2020 года, и в последующих документах.

Иран: предложение о посредничестве и история вопроса

Предположение Велаяти о том, что Тегеран мог бы стать посредником в мирном процессе между Азербайджаном и Арменией в Баку и Ереване встретили спокойно. Все сведующие в политике прекрасно понимают, что “протолкнуться в этот переполненный вагон”, каким на данный момент является посредническая миссия между сторонами, практически невозможно. К тому же у Ирана есть уже одна достаточно неудачная попытка миротворческой миссии в регионе, которую хорошо помнят. Особенно в Азербайджане.
Напомним, что падение Шуши в 1992 году произошло именно в тот момент, когда президент Армении Левон Тер-Петросян встретился в Тегеране с и.о. президента Азербайджана Ягубом Мамедовым для проведения мирных переговоров. Это была первая попытка Ирана стать посредником между конфликтующими сторонами. 9 мая две делегации подписали коммюнике по основным принципам мирного соглашения.
Однако на трапе самолета, вылетающего в Баку, Мамедову вручили сообщение о том, что армяне атаковали Шушу. Эта новость стала катастрофой для посреднической миссии иранцев – и это была их первая и последняя попытка играть роль посредника в урегулировании конфликта.
В этом плане высказывание Велаяти можно считать личным мнением экс руководителя МИД Ирана, которое вряд ли возымеет последствия.
Лента новостей
0