Новости

Новая "архитектура евробезопасности" по-польски: мир вновь делится на "своих" и "чужих"

© Sputnik / Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкЭкономический форум в Крынице
Экономический форум в Крынице - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.10.2022
Подписаться
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий предлагает построить новую архитектуру европейской безопасности. Основным ее критерием является противодействие России.
БАКУ, 6 окт — Sputnik. Выстраивание новой архитектуры европейской безопасности, базирующейся на противодействии России, предполагается начать с восстановления Украины и закончить отходом от углеводородов. С таким предложением выступил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на международной конференции об участии бизнеса в восстановлении Украины
"Чтобы выиграть..., мы должны заново построить архитектуру безопасности. Она должна опираться на другие парадигмы в области энергетики, экономики и финансового сотрудничества. Нельзя прятать голову в песок перед лицом российской угрозы, в том числе российского капитала", - заявил он.
Первые два принципа европейской безопасности, согласно Моравецкому, связаны с Украиной.
"Восстановление Украины – это первое условие новой архитектуры безопасности. Второе – мы не должны потерять энергичность в процессе интеграции Украины с ЕС, с Европой. Это для украинского общества и народа - огромная надежда", - сказал польский премьер.
На следующих позициях стоят расширение Европейского союза, дальнейшее вооружение и укрепление НАТО, а также сокращении зависимости от углеводородов.

5 принципов Моравецкого: за и против

Моравецкий предлагает начать построение новой архитектуры европейской безопасности с восстановления Украины. Но первое условие, необходимое для претворения в жизнь этого предложения - это установление мира в регионе. Уже после достижения мира возможны проведение переговоров по привлечению доноров, выработка плана восстановления хозяйства, коммуникаций, разрушенных объектов и т.д.
В то же время последние события в регионе показывают, что именно Запад не позволяет сторонам сесть за стол переговоров. Риторика с акцентом на то, что военные действия прекратятся только после поражения России, лишь ужесточает позицию последней. И об этом не могут не знать на Западе.
Резонно предположить, что это преднамеренно используемая западными политиками тактика, которая предполагает еще большее нагнетание напряженности между Украиной и Россией, которая не позволит в ближайшем будущем сесть за стол переговоров.
Вторым условием является "поддержание энергичности в процессе интеграции Украины с ЕС и Европой". Пока эта энергичность поддерживается потоком вооружений с Запада на Восток, а также зерновых и беженцев из Украины - в обратном направлении. И как в таких условиях польский премьер собирается выстроить безопасные отношения, абсолютно непонятно.
Что касается остальных трех принципов, то ситуация представляется не менее туманной. Третьим пунктом Моравецкий предлагает расширение сотрудничества со странами, которые стремятся стать членами Европейского союза. Напомним, что в июне Украина и Молдова получили статус кандидатов в ЕС. Но при этом лидеры объединения не скрывали, что речь идет, прежде всего, о политическом жесте на фоне российской специальной военной операции. Киеву и Кишиневу же будет необходимо провести ряд реформ, которые просто необходимы для запуска переговоров о присоединении.
Для этого придется провести реформы, касающиеся судебной и правоохранительной систем, борьбы с олигархами, приведения к европейским стандартам законодательства о СМИ и юридических гарантий национальным меньшинствам. Также кандидаты должны будут урегулировать споры между собой и территориальные конфликты с соседними государствами.
Это, вероятно, будет очень сложно в случае с Украиной. Напомним, что в настоящее время статусом кандидатов в ЕС официально обладают пять государств. Самый "старый" из них - Турция. Она подала заявку еще в 1987 году, получила официальный статус кандидата в 1999-м. Но с учетом затянувшейся процедуры приема, в которой Анкара небезосновательно видит признаки предвзятости, руководство Турции налаживает все более тесное сотрудничество с другими, менее предвзятыми международными организациями.
Также есть страны, которым в Брюсселе отказывают даже в получении статуса кандидата на вступление в ЕС. По этому поводу открыто выражают недовольство Венгрия и Грузия. Брюссель использует двойные стандарты в отношении венгров и грузин, заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто на встрече с грузинским коллегой Ильей Дарчиашвили, с чем согласился последний. И каким польский премьер видит расширение сотрудничества при таком отношении, остается пока только гадать.
"Четвертое – у мира своя цена, и ее нужно заплатить путем соответствующего вооружения нашей армии и укрепления оборонной системы в рамках НАТО – сильнейшего военного союза, к которому мы принадлежим", - сказал Моравецкий.
Можно предположить, что данный тезис имеет два основных посыла. Первый - это дальнейшее расширение НАТО, о неприемлемости которого неоднократно заявляли в России, что может реально привести к непредсказуемым последствиям. Второй - очередной виток гонки вооружений, что не будет способствовать укреплению мира, с одной стороны, а с другой - ухудшит и без того тяжелую экономическую ситуацию на глобальном уровне.
"Пятое – мы должны довести до большой переориентации энергетической политики. Она должна основываться на уходе от российских углеводородов, что происходит за счет санкций, а также на сокращении зависимости от углеводородов в целом", - заявил Моравецкий. И здесь польский премьер не сказал ничего нового. Ведь заявленная переориентация в энергетике - это ничто иное, как еще не забытое старое. Об этом долго говорили в Европе, но в итоге так и не смогли претворить в жизнь. Во всяком случае, пока.

Куда катится мир или куда его пытаются “скатить”

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что ничего нового в этих предложениях нет. Более того, в комплексе они предлагают дальнейшее разделение мира на "своих" и "чужих", что больше смахивает на угрозу, чем на безопасность.
По всему видно, что следуя логике премьер-министра Польши, мир предлагается разделить на два антагонистических лагеря. В первый войдут западные страны, а во второй - те государства, которые Запад, мягко говоря, не одобряет. А в нынешних условиях это сулит еще большую нестабильность и непредсказуемый сценарий развития международных отношений.
Лента новостей
0