Компании-перевозчики на грани банкротства - повысится ли плата за проезд

© © Пресс-служба БТА88 nömrəli müntəzəm marşrut xətti üzrə BakuBus MMC-yə məxsus müasir və komfortlu avtobuslar
88 nömrəli müntəzəm marşrut xətti üzrə BakuBus MMC-yə məxsus müasir və komfortlu avtobuslar - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.09.2022
Подписаться
Перевозчики заявляют об убытках, хотят повышения тарифов на проезд, чтобы справиться с расходами. Часто называется сумма в 80 гяпиков, а это уже сильно ударит по карману пассажиров.
БАКУ, 1 сен — Sputnik.Предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками в Баку, выставили стоявшие в гаражах автобусы на продажу. Об этом Sputnik Азербайджан сообщили сами перевозчики. Причина - в больших долгах и убытках.

Жалобы перевозчиков

Руководитель компании-перевозчика Azland Plaza Азадхан Ханмамедов уже выставил на продажу несколько автобусов, простаивающих в гараже, для погашения выплат банку.
Он пожаловался на подорожание автозапчастей и заявил, что опасается ухудшения положения компании, если не поднять цену проезда.
"Другого пути уже нет. Запчасти сильно подорожали во всем мире. Если повысить стоимость проезда до 80 гяпиков, это поможет справиться с расходами, но каким будет тариф, решать властям", - заключил Ханмамедов, подчеркнув, что повышение на 5-10 гяпиков ситуацию не изменит.
Также жалуется на тяжелую ситуацию глава транспортной компании Çinar Trans Исмаил Гусейнов. В беседе с корреспондентом Sputnik Азербайджан он заявил, что при нынешней цене за проезд очень сложно покрывать расходы: запчасти подорожали, а количество перевозок - снизилось.
Гусейнов отметил, что стоимость проезда в 50 гяпиков поможет частично покрыть расходы, но перевозка одного пассажира в реальности обходится 70 гяпиков.
В Xaliq Faiqoğlu - одной из крупнейших компаний, занятых в пассажироперевозках, сообщили о планах распродать 191 автобус из 423 имеющихся в связи со сложившейся ситуацией.

"При цене проезда в 30 гяпиков очень сложно предлагать пассажироперевозки по современным стандартам, а сфере общественного транспорта не оказывается никакой поддержки. Даже совместное обращение перевозчиков в госорганы ни к чему не привело", - сказал Sputnik Азербайджан пресс-секретарь компании Низам Рзаев.

По его словам, Xaliq Faiqoğlu ежедневно теряет нескольких десятков тысяч манатов.
Как объяснил пресс-секретарь, наибольшие расходы приходятся на амортизацию, топливо, зарплаты и социальные отчисления.

Слово эксперту

Эксперт в сфере транспорта Эльмаддин Мурадлы, комментируя ситуацию с пассажироперевозками в столице , заявил, что если в нее не вмешаться, то в ближайшее время работа общественного транспорта Баку может быть парализована. По его словам, Бакинское транспортное агентство (БТА) как регулирующее сферу ведомство должно выступить посредником между перевозчиками и государством.
Среди проблемных для перевозчиков моментов эксперт указывает на практику БТА заключать договоры на обслуживание автобусных линий на срок не более трех месяцев.

"Тот факт, что маршрутные линии используются на основе краткосрочных договоров, ограничивает возможности перевозчиков брать кредиты. Кроме того, два года назад повысилась пошлина на ввоз автобусов. И это при том, что автобусный парк страны устарел, а в Азербайджане они не производятся. Это ухудшило ситуацию", - сказал он.

Как считает Мурадлы, компании, работающие в общественных перевозках, имели достаточную прибыль до 2015 года. Сейчас же перевозки одного пассажира обходится в 85 гяпиков, и транспортные компании работают в убыток.
При этом ситуация, по его утверждению, не лучше и в компании Bakubus - перевозчике. находящемся в подчинении столичной администрации.

"Для Bakubus на госсредства было закуплено 715 автобусов, но примерно 300 из них позже разобрали на запчасти для остального парка. Из оставшихся на линии не выходят еще 120, чтобы не работать в убыток. В результате пассажиры часами дожидаются на остановках автобусы Bakubus", - отметил Мурадлы.

Жалобы пассажиров

Пассажиры при этом жалуются на неудовлетворительный уровень услуг на некоторых автобусных маршрутах.
Жительница Баку Венера Мамедова, ежедневно пользующаяся автобусом № 205, отметила, что сегодня его приходиться ждать дольше, чем раньше.
"Раньше интервал был 15 минут. Сейчас хорошо, если автобус ходит каждые 30 минут. Получасовой интервал - это просто несправедливо. Зимой мы мерзнем на остановках в ожидании автобуса. В итоге вынуждены пользоваться услугами такси. Так где же купленные на государственные деньги автобусы Bakubus?", - негодует женщина.
По ее мнению, за перевозки, когда людям в час пик приходится ехать буквально друг на друге, "и 30 гяпиков отдавать - это много".

А как у соседей

Стоит отметить, что в соседних странах цены на проезд в общественном транспорте выше, чем в Азербайджане.
В Грузии иная система тарификации проезда на общественном транспорте - по продолжительности пользования. Проезд на 90 минут стоит 1 лари, что составляет 0,59 маната. Однако в соседней стране доступны различные по времени тарифы, более дешевые с учетом их срока действия. Так, билет на неограниченное пользование транспортом целый день стоит лишь 3 лари (1,76 маната).
Стоимость проезда в автобусе в Турции составляет 6,5 турецкой лиры, или 0,61 азербайджанского маната. Однако школьники и студенты оплачивают половину этой стоимости, для пенсионеров и ветеранов проезд вообще бесплатный. Кроме того, в праздничные дни весь общественный транспорт в стране работает бесплатно.

Реакция БТА

Бакинское транспортное агентство осведомлено о сложившейся в столичном общественном транспорте ситуации и проблемах перевозчиков, заявил на запрос Sputnik Азербайджан пресс-секретарь БТА Маис Агаев.
"Конечно, если ситуация не изменится, она может негативно сказаться на качестве пассажироперевозок. Пассажирские перевозки - важный элемент повседневной жизни общества, и они должны быть стабильными", - сказал Агаев.
Он считает, что к текущим проблемам в пассажироперевозках нужен комплексный подход.

"Речь идет о новых механизмах регулирования, отвечающих современным вызовам. Действующая модель позволила обеспечить стабильность в перевозках и повысить качество обслуживания на определенном этапе, но в настоящее время она ограничивает возможности развития в данной сфере", - заявил представитель агентства.

Нужна новая модель, которая позволит обеспечить финансовую устойчивость транспортных компаний, повысить качество обслуживания и создать более эффективные механизмы контроля за их деятельностью, заключил Агаев.
Лента новостей
0