Ситуация в Сирии: от яблока раздора к региональному сотрудничеству

© AFP 2024 / DELIL SOULEIMANРусский солдат рядом с турецкой военной технике в Идлибе
Русский солдат рядом с турецкой военной технике в Идлибе - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.08.2022
Подписаться
Ситуация в Сирии уже более десяти лет находится в центре внимания мира, однако сейчас, несмотря на наличие противостояния, появилась надежда на решение проблемы посредством взаимодействия Турции и РФ.
БАКУ, 16 авг — Sputnik. Сирийский конфликт длится уже более десяти лет. В нем задействованы много акторов, в том числе и нерегиональных. Сама война принесла страдания не только самому сирийскому народу, но и вызвала проблемы у соседей. Та же Турция испытывает сегодня большие проблемы с сирийскими беженцами, часть из которых не готова или не хочет интегрироваться в турецкое общество, что вызывает недовольство у местного населения.
Турецкие СМИ недавно сообщили, что в ходе последней встречи президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи в начале августа, российская сторона предложила провести встречу между турецким и сирийским лидерами. Однако, Эрдоган посчитал, что время для таких переговоров еще не наступило.
Вместе с тем, СМИ сообщили о возможных телефонных переговорах Эрдогана и Асада. Также отмечалось, что в переговорном движении между Турцией и Сирией начато формирование комиссии из экспертов, хорошо знакомых с ситуацией в регионе.
По мнению экспертов, случившееся показывает, что Москва и Анкара заинтересованы в стабилизации ситуации в Сирии, при этом каждая из сторон преследует свои интересы.

Интересы Турции в Сирии: беженцы и катарский газ

Для Анкары стабильная и дружественная Сирия – это возможность обезопасить южные рубежи страны и максимально уменьшить риск проведения террористических актов, вернуть на родину сирийских беженцев, договориться о соблюдении законных прав проживающих на сирийской территории этнических туркменов.
Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью RT Arabic заявил, что Москва в чем-то даже понимает Анкару.

"До сих пор американские военные, оккупировавшие значительную часть восточного берега Евфрата, откровенно создают там квазигосударственное образование, прямо поощряя сепаратизм, используя в этих целях настроения части курдского населения Ирака. Здесь возникают проблемы между различными структурами, объединяющими иракских и сирийских курдов. Все это сказывается на напряженности в этой части региона. Турция, конечно, не может оставаться в стороне", – сказал он.

Нельзя исключать и экономическую подоплеку решения вопроса. Начиная с 2009-го года турецкие специалисты обсуждали вопрос поставок катарского газа через территорию Сирии и Турции на рынки Европы. Для этого предполагалось построить газопровод, соединяющий газовое месторождение в Катаре с газопроводом Nabucco, который должен был обеспечить доставку азербайджанской и иракской нефти в Европу, с последующим подключением к ней Туркменистана.
Газопровод предполагалось подключить к Nabucco на территории Турции, предварительно протянув его через Саудовской Аравию и Сирию. В итоге проект Nabucco так и не был реализован, так как по аналогичному маршруту из Азербайджана проложили газопровод TANAP с последующим подключением к TAP, который обеспечил газовой поток европейским потребителям. Однако никто не мешает изменить конфигурацию и присоединить газопровод к нынешним с учетом нормализации турецко-сирийских отношений.

Россия укрепляется в Средиземноморье

Россия в свою очередь получает возможность укрепления геополитического влияния в регионе. С одной стороны – выстраивание стратегического партнерства и углубление взаимного доверия с Турцией, с другой стороны – за счет укрепления военных баз в Тартусе и Хмеймиме увеличится военно-стратегическое воздействие на процессы в регионе.
Кстати, после прохождения модернизации российская база в Тартусе может принимать корабли первого ранга, включая атомные крейсеры и подводные лодки. Разумеется, постоянное военно-морское присутствие России – не самоцель, а инструмент геополитического влияния на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Близкий Иран и далекие США

Но нельзя забывать и о других присутствующих в Сирии странах. Имеются в виду соседний с Сирией Иран и далекие США. С учетом противоречивых отношений между этими странами их одновременное присутствие в регионе создает, по сути, постоянную взрывоопасную ситуацию. К тому же, преследуемые этими странами цели также кардинально разнятся. Иран защищая алевитскую, то есть, по сути, шиитскую власть в Сирии, одновременно обеспечивает относительную стабильность на северо-восточной части своих границ. В Тегеране не исключают возможность, что сирийская территория может быть использована недружественными Ирана силами в качестве плацдарма против страны.
В свою очередь, США не признает власть Асада и готовы воспользоваться любым предлогом и удобным случаем для его свержения. Преследуя свои цели, американцы вооружают и всячески укрепляют курдские военные формирования, долгое время находящиеся в оппозиции к властям Сирии. Посредством формирований США получают возможность влиять на события в регионе и даже при необходимости оказывать давление на представленные в регионе силы.
В Анкаре эти формирования считают производными от "Рабочей партии Курдистана" (запрещена в Турции и Азербайджане ) террористическими организациями.
По мнению аналитиков, несмотря на относительную стабильность воцарившуюся в последнее время, она продолжает оставаться взрывоопасной. У каждой из присутствующих в Сирии сил есть свои интересы, которые отличаются, а порой даже резко противоречат друг с другом. А это в любой момент может повлечь за собой военные столкновения.
Вот почему каждый контакт, каждое достигнутое между сторонами соглашение – как официальное, так и неофициальное – служат делу мира в этом взрывоопасном регионе. И то, что президент России пытается взять на себя роль модератора в этом вопросе тоже неслучайно. Ведь в создавшейся ситуации только Россия имеет доверительные отношения с тремя присутствующими в Сирии сторонами одновременно: Ираном, Турцией и официальным Дамаском.
Лента новостей
0