Может ли формат Баку-Анкара-Ташкент помочь соединить Запад и Восток - мнение

© Photo : MFA AzerbaijanЗаседание диалогового формата "Узбекистан-Азербайджан-Турция"
Заседание диалогового формата Узбекистан-Азербайджан-Турция - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.08.2022
Подписаться
Что связывает Азербайджан, Турцию и Узбекистан в области экономики и торговли и по каким направлениям может развиваться их сотрудничество – в материале Sputnik Азербайджан.
БАКУ, 2 авг — Sputnik. В Ташкенте состоялось первое заседание диалогового формата "Узбекистан-Азербайджан-Турция" с участием руководителей министерств трех стран, ответственных за вопросы внешней политики, экономики и транспорта.
Участники встречи заявили, что готовы прилагать совместные усилия для полной реализации потенциала сотрудничества в сферах экономики, торговли, инвестиций и транспорта, включая все виды транспортных и транзитных коммуникаций. Для этого планируется активно использовать все возможности железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс, включая международные порты Турции и Азербайджана, а также международные транспортные коридоры "Север-Юг" и "Восток-Запад".
Стороны также признали важность инициативы Узбекистана по строительству стратегической железнодорожной линии Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар и поддержали строительство железной дороги "Узбекистан-Кыргызстан-Китай".
В ходе встречи также обсуждался ход подготовки к саммиту Организации тюркских государств, который состоится в Узбекистане в ноябре.
По итогам заседания была подписана Ташкентская декларация, которая определяет приоритеты сотрудничества между тремя странами на ближайшую перспективу.

Укрепление транспортных связей

Формат Азербайджан-Турция-Узбекистан будет способствовать расширению экономических связей между странами, считает глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов.
"Мы надеемся, что подобный формат взаимодействия станет постоянным. Ожидаем, что он поспособствует расширению экономических и торговых связей, а также трансграничной предпринимательской деятельности", – заявил Байрамов на трехстороннем заседании.
Министр также указал на важность укрепления сотрудничества в области транспортной связи на основе развития соответствующей инфраструктуры.
"Необходимо, наилучшим образом используя такие транспортные пути, как железная дорога Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс и Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут), прилагать все усилия для развития коммуникаций в нашем регионе", – указал азербайджанский дипломат.

Ташкент намерен воспользоваться ж/д Баку-Тбилиси-Карс

И.о. министра иностранных дел Узбекистана Владимир Норов заявил, что создание диалогового формата является востребованным как никогда, особенно с учетом стремительных и неоднозначных процессов, которые происходят в международных отношениях и глобальной экономике. Он указал, что особую актуальность приобретает стремление трех стран развивать межрегиональные транспортные коридоры.

"Важное значение для Узбекистана имеет использование транзитного потенциала железной дороги Баку-Тбилиси-Карс", – сказал он.

Как отметил Норов, реализация проекта по строительству железной дороги Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар представляет важное стратегическое значение для восстановления Афганистана и позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между крупнейшими субрегионами через Центральную Азию.
По мнению главы МИД Узбекистана, одним из стимулов укрепления внешнеэкономических связей становится сфера туризма, которая считается надежным драйвером обеспечения стабильного роста экономик трех стран.
Новров также отметил, что Ташкент, Баку и Анкара, помимо транзитных функций, должны формировать вдоль существующих транспортных маршрутов производственно-логистические пункты для поставок на внешние рынки продукции с высокой добавленной стоимостью.

От двусторонних связей - к трехсторонним

Директор узбекского Центра исследовательских инициатив "Ma`no" Бахтиёр Эргашев считает, что двусторонние связи между Узбекистаном, Азербайджаном и Турцией за последние годы развиваются достаточно динамично.

"Очень хорошая динамика прослеживается в торгово-экономических отношениях между Узбекистаном и Азербайджаном. Даже год пандемии – 2020-й – не был провальным в плане товарооборота между нашими странами", – заявил он.

Эргашев добавил, что Турция стала сегодня одним из главных инвесторов в узбекскую экономику, и с каждым днем растет число совместных турецко-узбекских предприятий.
"Трехсторонняя встреча на уровне руководителей профильных министерств Узбекистана, Турции и Азербайджана и принятие Ташкентской декларации – показатель того, что двусторонние торгово-экономические отношения между странами переходят на качественно новый уровень, который позволяет усилить потенциал взаимодействия", – убежден узбекский эксперт.
Директор центра подчеркнул, что все три страны обладают большим потенциалом в транспортно-коммуникационной сфере и имеют развитую транспортную инфраструктуру.
Он напомнил, что на данном этапе реализуются различные проекты, такие как Трансафганский железнодорожный коридор Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар с выходом на морские порты Пакистана или проект строительства железнодорожной магистрали, которая свяжет Китай, Кыргызстан и Узбекистан.
"Это все серьезные шаги на пути усиления значения формирующегося буквально у нас на глазах Транскаспийского международного транспортного коридора по направлению с востока на запад и с запада на восток. Это очень серьезные подвижки. Как мне представляется трехсторонний формат – это выход на новый уровень сотрудничества между тремя странами, в том числе и по линии транспорта", – резюмировал Эргашев.
Лента новостей
0